Предпринимательство в период новой экономической политики (1921-1929 г.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:56, реферат

Краткое описание

В 1921 году, начался короткий период нэпа — новой экономической политики, предусматривавшей оживление частного предпринимательства при отрицавшем частную собственность советском строе.
Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 26.37 Кб (Скачать файл)

В 1921 году, начался короткий период нэпа — новой экономической политики, предусматривавшей оживление частного предпринимательства при отрицавшем частную собственность советском строе.

Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Мало кто задумывался  над тем, что Россия – страна малого бизнеса. Жизнь российского предпринимательства разделилась на до СССР и после. А точнее, до нэпа и после развала Союза.

История русского предпринимательства охватывает более тысячи лет. Его летопись - это, прежде всего, летопись становления русской государственности, поскольку политическое освоение гигантских территорий Российским государством шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями. В свое время историк Дмитрий Иванович Иловайский отмечал, что широкое развитие предпринимательства в России было связано с характером народа — «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам». Иными словами, русские предприниматели сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры.

Начиная с 1876—1880 годов вплоть до 1913 года, Россия имела непрерывный активный торговый баланс. С 1886 по 1913 год она вывезла товаров на 25,3 миллиарда золотых рублей, а ввезла только на 18,7 миллиарда рублей, то есть обеспечила приток золота и валюты в страну на 6,6 миллиарда рублей. В этих условиях русский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высоко ценили иностранцы. По темпам роста промышленной продукции и по темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место в мире, опередив стремительно развивающиеся США. В частности, торговля была одной из самых развитых в мире. «К середине текущего века, — предсказывал французский экономист Э. Тэри, — Россия будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении». Но революция 1917 года не позволила осуществиться этим грандиозным планам. В 1918 году предпринимательство было запрещено под страхом смертной казни. За несколько лет был ликвидирован слой предпринимателей — профессиональных организаторов российской экономики, которых Россия выращивала столетиями. К 1920 году были физически истреблены или оказались в вынужденной эмиграции более 100 тысяч предпринимателей.

Что же заставило Советскую власть возродить предпринимательство и активизировать рыночные и частнокапиталистические отношения? Как и в каких направлениях стало развиваться предпринимательство в годы новой экономической политики (нэпа)?

 После Гражданской  войны значительная часть мелких  и средних предприятий оказалась  разрушена и разорена. Политика военного коммунизма после окончания Гражданской войны не отвечала интересам народа. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний и антисоветских мятежей. В.И. Ленин в 1921 году говорил: "…мы наткнулись на большой – я полагаю, на самый большой, - внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих".

Таким образом, поворот  к новой экономической политике (нэпу) был осуществлен под жестким  давлением всеобщего недовольства в стране для нормализации внутриэкономических, социальных, политических отношений.

 Начало создания законодательной базы, оформлявшей правовой статус частного предпринимателя, можно приурочить к изданию декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об обмене» от 24 мая 1921 г., который определил основные положения государственной политики в отношении характера и пределов участия частного предпринимателя в торговле и промышленности. Предпосылками для возрождения частного предпринимательства в условиях новой экономической политики были следующие: во-первых, с момента запрета частной инициативы прошло всего несколько лет. Во-вторых, имелось еще достаточное количество лиц, обладавших богатым предпринимательским опытом. В-третьих, не была осуществлена полная национализация мелкой промышленности, и большая часть предприятий находилась в собственности прежних владельцев.

Допускалось несколько форм предпринимательства: государственное, государственно-капиталистическое, кооперативное и мелкое частное.

Капиталистическое предпринимательство допускалось  преимущественно в форме госкапитализма. Частные предприятия разрешались  только с числом рабочих не более 20 человек. Частный капитал допускался в те отрасли, где мелкое предпринимательство способствовало ликвидации дефицита товаров массового потребления.

Кооператив как форма предпринимательства представлял альтернативу государственному предпринимательству. Государство поощряло развитие разнообразных форм простой кооперации: потребительской, снабженческой, кредитной, промысловой.

Главной питательной  средой частного предпринимательства  являлось крестьянство. Роль производственных кооперативов в форме сельскохозяйственных коммун, артелей и товариществ по совместной обработке земли, куда входили, в основном, бедняки и середняки была незначительна (в 1927 г. они давали только 2% всей сельхозпродукции  и 7% товарной продукции). В эти кооперативы государство направляло сельскохозяйственные орудия, удобрения, племенной скот, семена, денежные средства.

Больше половины всех крестьянских хозяйств к концу 20-х годов было охвачено  простейшими первичными формами - сбытовой, снабженческой и кредитной кооперации. К концу 1928 г. непроизводственной кооперацией различных видов, прежде всего, крестьянской, было охвачено 28 млн. человек (в 13 раз больше, чем в 1913 г.). При этом существовало кооперативное законодательство, кооперативный кредит, кооперативное страхование. Деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации.

С 1921 до середины 1924 г. предпринимательство развивалось  относительно свободно, но в строго определенных отраслях. Частный капитал, к примеру, не был допущен на транспорт, в крупную промышленность и внешнюю торговлю.

Наряду с мелкорозничной торговлей, распространявшейся повсеместно  на рынках и базарах, с осени 1921 г. постепенно складывается достаточно крупная лавочная торговля. Интенсификации частной торговли способствовала частичная отмена прежних юридических ограничений, допускавших образование частных торговых предприятий. В течение второй половины 1921 г. и первой половины 1922 г. постепенно одна за другой отменяются многочисленные государственные монополии, учрежденные в годы гражданской войны (на торговлю товарами широкого потребления и на заготовку практически всех видов сельскохозяйственной продукции).  Уже к середине 1922 г. для «частника» были созданы неплохие - формально равные с кооперативной и государственной торговлей - стартовые возможности. За «частниками» была юридически признана возможность участвовать в торговых операциях и служить посредниками в торговле между государственными предприятиями и учреждениями.

Преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты — объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40 % из них было централизованного, а 60 % — местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Именно в то время появился хозяйственный расчёт, при котором предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки.

Советская власть пыталась сочетать в деятельности трестов два начала - рыночное и плановое. Поощряя первое, государство стремилось с помощью трестов заимствовать из рыночного хозяйства технику и приемы работы. Одновременно усиливался принцип плановости в деятельности трестов. Таким образом, трест как форма управления сочетал в себе плановые, и рыночные элементы, которые государство пыталось использовать для построения социалистического планового хозяйства. В этом была сложность и противоречивость ситуации.

Почти одновременно стали создаваться синдикаты  — объединения трестов для  оптового сбыта продукции, кредитования и регулирования торговых операций на рынке. К концу 1922 г. синдикаты  контролировали 80% промышленности, охваченной трестами. На практике сложилось три  типа синдикатов:

- с преобладанием торговой функции (Текстильный, Пшеничный, Табачный);

- с преобладанием регулятивной функции (Совет съездов основной химической промышленности);

- синдикаты, созданные государством на принудительной основе (Солесиндикат, Нефтяной, Угольный и др.) для сохранением контроля за важнейшими ресурсами.

Таким образом, синдикаты   как   форма    управления также носили

двойственный  характер: с одной стороны, они  сочетали в себе элементы рынка, так  как были ориентированы на улучшение  коммерческой деятельности входивших  в них трестов, с другой — это  были монопольные организации в  данной отрасли, регулируемые вышестоящими государственными органами.

Частная промышленность имела вид кустарных, арендных, акционерных и кооперативных предприятий. Особенно  большую роль частный сектор сыграл в деле восстановления легкой и пищевой промышленности - он производил до 20% всей промышленной продукции (1923 г.) и преобладал в оптовой (15%) и розничной (83%) торговле.

Заметное распространение  частное предпринимательство получило в кожевенной, а также маслобойной, мукомольной и махорочной промышленности. Всего в 1924-1925 г.г. в СССР насчитывалось 325 тыс. частных предприятий. На них было занято около 12% всей рабочей силы, в среднем по 2-3 работника на одном предприятии. Частные предприятия вырабатывали около 5% всей промышленной продукции (1923 г.). Государство постоянно ограничивало деятельность частных предпринимателей путем использования налогового пресса, лишения предпринимателей избирательных прав и т.д.

Таким образом, нэп был вынужденным компромиссом между административно-плановой и рыночной системами предпринимательства. Этот компромисс выражался в том, что: планирование сочеталось с рыночными отношениями. Однако это противоречивое сосуществование не могло продлиться долго. Поэтому, после того, как нэп выполнил свою миссию: наладил нормальный товарооборот и создал условия для индустриализации, он был ликвидирован. Первый пятилетний план развития народного хозяйства, утверждённый в начале 1929 г. (реализация его началась в октябре 1928 г.), уже не был рассчитан на сохранение новой экономической политики.

 


Информация о работе Предпринимательство в период новой экономической политики (1921-1929 г.)