Предпринимательство в классических экономических теориях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:12, реферат

Краткое описание

Социально-экономическое явление «предприниматель» возникло с момента возникновения хозяйственной деятельности человека, но в научный оборот оно входит несколько позже. Понятие «предприниматель» появилось впервые во времена античности и означало человека, ведущего общественное строительство. В средние века вместо понятия «предприниматель» использовали слова «антрепренер», что в переводе с французского языка означает посредник.

Содержание

1. Р. Кантильон........................................................................................................3
2. А. Смит.................................................................................................................4
3. Ж.Б. Сэй…………………………………………………………………………6
4. Й. Шумпетер……………………………………………………………………7
Список использованных источников...................................................................13

Вложенные файлы: 1 файл

predprinimatelstvo.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Шумпетер считал, что предприниматель как руководитель своего дела характеризуется, во-первых, особым взглядом на вещи, причем главную роль играют не столько интеллект, сколько воля и способность выделять определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете; во-вторых, способностью идти вперед в одиночку, не пугаясь связанных с этим неопределенностей и возможного сопротивления; в-третьих, его воздействием на других людей, которое он определяет понятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставить повиноваться».

По мнению И. Шумпетера, функция предпринимательства состоит главным образом в революционизировании производства путем использования изобретений или разнообразных возможностей для выпуска новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т.п. Содержанием предпринимательской деятельности является «осуществление новых комбинаций факторов» производства и осуществления разнообразных нововведений. Особое значение для развития предпринимательства в любой стране имеет состояние хозяйственно-политической среды, которая предопределяет не только способы использования «новых комбинаций», но и основные типы мотивации предпринимательской деятельности.

И. Шумпетер считал, что для развития предпринимательства необходимы два основных фактора: а) организационно-хозяйственное новаторство; б) экономическая свобода. Он был противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.

Итак, объединяя основные выводы учёных о предпринимателе, ему, как субъекту хозяйственной деятельности, свойственны:

− стремление к прибыли;

− осуществление хозяйственной деятельности в условиях риска и неопределенности;

− принимать решения, которые соответствуют имеющимся знаниям, навыкам и умениям, т.е. человеческому капиталу;

− стремление спровоцировать нестабильность на рынке с целью получения прибыли;

− стремление концентрировать капитал экономической системы в своем предприятии;

− стремление к монополизации рынка.

Кроме того, можно выделить следующие функции предпринимателя:

− обеспечение саморегулирования экономики (с помощью механизма

 восстановления равновесия на рынке посредством изменения цен и колебания спроса и предложения);

− обеспечение развития экономики (предприниматель не только способен инициировать инновации в хозяйственной сфере, но и создавая ситуации нестабильности реализует механизм естественного отбора);

− обеспечение межотраслевого равновесия в экономике (предприниматели обладают большей мобильностью, чем другие субъекты, поэтому быстрее реагируют на изменения конъюнктуры рынка).

Важнейшее значение для развития современного предпринимательства имел вывод ученых-экономистов XVIII—XIX вв. о том, что предприниматель — это собственник капитала, владелец собственного дела, управляющий им, часто совмещающий, особенно на первой стадии функционирования собственного капитала (дела), собственнические функции с личным производительным трудом.

Приведенные в трудах классиков мотивы предпринимательства — получение прибыли (дохода) путем производства продуктов (выполнения работ) и их реализации потребителям с учетом спроса — можно рассматривать как основы общеэкономической функции предпринимательства.

Особенно важно для российских предпринимателей, сотни миллиардов долларов которых «уплывают» за границу, положение классиков о необходимости капитализации прибыли в национальную экономику как непременном условии экономического роста. Не менее актуально и определение предпринимателя как хозяйствующего субъекта, принимающего на себя все виды рисков, которые могут возникнуть в процессе осуществления предпринимательской деятельности и прежде всего из-за неопределенности исхода этой деятельности.

Таким образом, классики экономической теории первыми определили одно из важнейших свойств предпринимательства — рисковый характер этой деятельности. Поэтому, чтобы добиться успехов при реализации предпринимательских проектов, необходимо научиться предвидеть риск и заранее разработать меры по предупреждению его последствий. Вот почему столь важно мнение ученых о том, что добиться успехов в предпринимательской деятельности может индивидуум, обладающий необходимыми знаниями. Ученые-классики предупреждают, что предпринимательского успеха могут добиться только специалисты в определенной отрасли экономики, люди знающие, умные, деятельные, дисциплинированные, обладающие личностными качествами, которые позволяют справляться с неизбежно возникающими неблагоприятными условиями для ведения бизнеса, т.е. умеющие преодолевать сопротивление окружающей среды (особенно внешней, которая зачастую бывает по отношению к предпринимателям весьма агрессивной).

В трудах классиков фактически изложена точка зрения о новаторской, инновационной функции предпринимательства, базирующейся на постоянном комбинировании факторов производства, на поиске новых возможностей для достижения наилучших результатов. В связи с этим большое значение приобретают указания ученых о развитии конкуренции предпринимателей, о необходимости ограничения монополистической деятельности, а также вмешательства государства в свободную предпринимательскую деятельность, о роли таких регуляторов предпринимательства, как налоги, пошлины, проценты и др.

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. / Со-пред. научно-ред. Совета Г. Г. Фетисов, А. Г. Худокормов. Т. II. Восходящий капитализм / Отв. ред. М. Г. Подкидченко. – М.: Мысль, 2005. – 751 с.
  2. Симонов Ю.В. Экономика предпринимательства. Учебник. Издательство: Феникс, 2008, с. 15 – 18.
  3. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов / А. Смит; [пер. с англ.; предисл. В. С. Афанасьева]. – М.: Эксмо, 2007. – 960
  4. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004, с. 4 – 8
  5. Шумпетер Й. А. История экономического анализа: В 3-х т. / Пер. с англ. под ред. В. С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2004 г. Т. 1. LVI + 496 с.
  6. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер; [предисл. В. С. Автономова; пер. с нем. В. С. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко; пер. с англ. В. С. Автономова, Ю. В. Автономова, Л. А. Громовой, К. Б. Козловой, Е. И. Николаенко, И. М. Осадчей,  И. С. Семененко, Э. Г. Соловьева]. – М.: Эксмо, 2007. – 864 с.

Информация о работе Предпринимательство в классических экономических теориях