Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:22, доклад
Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной  рыночной системы хозяйствования, без  которого экономика и общество в  целом не могут нормально существовать и развиваться. 
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.  
Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
Необходимо напомнить 
об обобщившем практику многочисленных 
экспериментов и зарубежный опыт 
Законе СССР «Об индивидуальной трудовой 
деятельности» (май 1987 г.). Повсеместный 
и быстрый рост числа граждан, 
занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек 
в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или 
на 69%), показал значительный потенциал 
индивидуального и семейного 
частного предпринимательства. Этот потенциал 
в последующие годы, особенно после 
принятия закона Российской Федерации 
«О государственной поддержке 
В этот, безусловно, прогрессивный 
закон благодаря настойчивости 
академика ВАСХНИЛ В.А. Тихонова 
и его сподвижников удалось включить 
положения о хозяйственной 
Владимир Александрович 
Тихонов — динамичный, резкий в 
своих суждениях человек с 
прогрессивными взглядами — сумел 
сплотить вокруг себя инициативную группу. 
В нее входили яркие 
Кооперативы, обладавшие мощным зарядом 
легализуемой предпринимательской активности, 
отличала предельная для тех реальных 
условий гибкость в хозяйственной деятельности. 
От первых, можно сказать, показательных 
кооперативных предприятий за короткий 
срок с 1988 по 1989 гг. этот самый динамичный 
сектор экономики буквально взлетел: число 
кооперативов в строительстве, производстве 
товаров, общественном питании, сфере 
бытовых услуг в 1988 г. выросло более чем 
в 10 раз, численность занятых в них — в 
10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг 
— почти в 20 раз.
Бурное развитие новых 
кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать 
началом возрождения 
Весьма конструктивную 
роль в интенсивном развитии кооперативного 
движения сыграли первый и последующие 
съезды кооператоров. Организатором 
этих съездов выступил Союз кооператоров 
(в дальнейшем — кооператоров и 
предпринимателей) во главе с В.А. 
Тихоновым. 
Однако нельзя сказать, что развитие новых 
кооперативов происходило безболезненно. 
Рывок этого сектора с резким ростом оборота 
наличных денежных средств, уходящих в 
какой-то мере от контроля государства 
(в лице Госбанка СССР), вызывал у оппонентов 
среди партийных функционеров, некоторых 
руководителей правительства, официальных 
финансистов желание ограничить, поставить 
под контроль доходы (прибыль) кооператоров.
Это было связано и 
с общей экономической 
Определенное недовольство 
консерваторов и сторонников 
традиционных взглядов вызвали и 
налоговые каникулы кооператоров. Речь 
идет об освобождении от налогообложения 
в течение двух стартовых лет 
прибыли кооперативов, производящих 
товары народного потребления и 
услуги по социальным заказам (строительство 
и ремонт школ, детских садов, яслей, 
дорог и т.п.). Неподготовленность 
налогового законодательства, как и 
всей правовой базы, отсутствие таких 
общепринятых в мире рыночных форм, 
как малые предприятия, коммерческие 
банки, фокусировали внимание руководителей 
государства и общественности только 
на такой организационно-правовой форме 
предпринимательской 
Среди серьезных экономистов 
и юристов, занимавшихся проблемами 
новых кооперативов с участием представителей 
международных организаций (ЮНИДО, 
МОТ и др.), все более росло 
понимание того, что новые кооперативы 
в Советском Союзе — это 
не что иное, как частные 
Широкое изучение зарубежного опыта (Японии, 
США, ФРГ, Швеции, Венгрии, Италии, Испании 
и других стран) и обобщение практики одобренного 
ранее хозяйственного эксперимента в 
Эстонии позволили подготовить (с привлечением 
экономистов, юристов, предпринимателей) 
и выпустить в августе 1990 г. первое постановление 
Совета Министров СССР «О мерах по созданию 
и развитию малых предприятий».
Для апробирования 
основных положений и механизма 
введения в действие этого постановления 
были проведены его обсуждения непосредственно 
в предпринимательских 
Боязнь выпустить 
на свободу «джинна» частной предпринимательской 
деятельности привела в 1990 г. к попыткам 
ужесточить банковский и административный 
контроль на местах с участием партийных 
органов, местных советов, милиции, 
прокуратуры. Инспирирование дела АНТа, 
других кооперативов показало: чтобы образумить 
«блюстителей порядка», требовалось срочно 
ввести в практику новое направление предпринимательской 
деятельности — малые предприятия. 
Постановление Совета Министров СССР 
«О мерах по созданию и развитию малых 
предприятий» (август 1990 г.), безусловно, 
сыграло позитивную роль. С одной стороны, 
в нем фиксировались и распространялись 
полезные нормы эстонского эксперимента. 
С другой стороны, оно приближало практику 
хозяйствования к международному опыту 
становления и развития малого бизнеса. 
Но сохранялось одно очень серьезное противоречие: 
упор делался на государственные (строительные 
и другие) малые предприятия. Дело в том, 
что законодательной базы создания и государственной 
поддержки частных (и иных форм собственности) 
малых предприятий еще не существовало. 
Эту задачу предстояло решить в условиях 
усилившегося обособления и выхода союзных 
республик из состава СССР.
«Страусиная» позиция 
союзного государственного руководства 
по отношению к конституционно-
Закон о предприятиях 
и предпринимательской 
Дискриминация в отношении малых предприятий 
была прекращена специальным постановлением 
Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке 
и развитию малых предприятий в РСФСР» 
(июль 1991 г.). Наряду с критериями, определяющими 
размеры малых предприятий, постановление 
рассматривало организационно-экономические 
условия развития малых предприятий, устанавливало 
налоговые льготы для них, уравнивало 
в правах малые предприятия разных форм 
собственности. Постановление инициировало 
работу по развитию малых предприятий 
и созданию программ их развития.
Сложившаяся к концу 1991 — началу 1992г. ситуация в обществе и экономике поставила перед гражданами России и, конечно, перед предпринимателями вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, своей позиции и своего места в грядущих экономических реформах 1992 года.
Развитие предпринимательства. (Россия: 1992-1996 г.г)
Год 1992-й, первый год 
официально провозглашенных рыночных 
реформ, вошел в историю страны 
как период грандиозных, но так и 
не оправдавшихся надежд. Курс «младореформаторов», 
возглавивших Правительство Российской 
Федерации, на «шоковую терапию» открыл 
шлюзы для 
Провозглашалось, что зарождающимся рыночным 
силам не надо мешать, а предпринимательские 
усилия широких масс населения решат все 
проблемы. Во главу угла была поставлена 
масштабная приватизация, которая, как 
утверждалось, должна будет создать широкие 
слои собственников, умеющих работать 
и в то же время отстаивать свои интересы, 
т.е. сформировать российский средний 
класс.
Однако, как и ранее, 
в советские годы, прекрасные слова 
и лозунги власть предержащих 
на практике оказались не более чем 
красивой идеологической ширмой совсем 
для других дел. Выяснилось, правда, 
это несколько позже. 
Тогда же надежды на лучшее в сочетании 
со снятием административно-уголовных 
запретов на элементарные виды предпринимательской 
деятельности способствовали бурному 
росту числа малых предприятий по всей 
стране: 1992 г. был годом самых высоких с 
середины 80-х гг. и по сей день темпов роста 
числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности 
занятых на них.
В определенном смысле 
этот факт феноменален, поскольку осуществленная 
тогда либерализация цен и 
введение налогового прессинга значительно 
подорвали финансовую базу основной 
массы малых предприятий. Бурная 
инфляция привела, с одной стороны, 
к обесценению сбережений населения, 
а с другой — к резкому увеличению 
процентных ставок банковского кредита. 
Это вызвало настоящий паралич 
инвестиционной деятельности, продолжающийся 
по настоящее время. 
Статистические данные показывают, что 
абсолютным лидером увеличения числа 
малых предприятий стала в то время сфера 
науки и научного обслуживания — здесь 
число малых предприятий возросло в 3,4 
раза. Количество малых предприятий в 
сфере сельского хозяйства увеличилось 
в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое 
снабжение и общая коммерческая деятельность 
по обеспечению функционирования рынка 
(в 2,9 раза). Близок к этим данным и рост 
числа малых предприятий в сфере народного 
образования (в 2,8 раза).
Можно констатировать, 
что в условиях провозглашения начала 
рыночных реформ российское МП продемонстрировало 
свои позитивные возможности. Его важнейшими 
функциями стали социальное демпфирование, 
обеспечение выживания значительных слоев 
населения в условиях острого кризиса 
через «самозанятость», предоставление 
возможности получения дополнительных 
(помимо основной, часто лишь формальной 
занятости) средств к существованию. В 
основном речь шла не о производстве, а 
о торговле и посредничестве, на которые 
приходилось более 50% малых предприятий. 
Бурное развитие торгово-посреднической 
деятельности стало ответной реакцией 
на подрыв первоначальной финансовой 
базы МП. Либерализация внешней торговли 
еще в последние годы существования СССР 
и снятие запретов на частную торговлю 
внутри страны создали благоприятные 
условия для любых торговых операций. 
Падение потребительского платежеспособного 
спроса в те годы торговое малое предпринимательство 
активно компенсировало импортом товаров, 
хотя и не очень высокого качества (подобных 
продукции китайского производства), но 
зато абсолютно нового ассортимента, недоступного 
российским потребителям при советской 
власти.