Предпринимательский риск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:28, доклад

Краткое описание

Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды по отношению к предпринимательской фирме. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнктуры рынка, непредсказуемые природные явления).

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательский риск.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

Для фирмы небезопасно  находиться и у порога рентабельности, и у того положения, когда без  роста постоянных затрат уже невозможно наращивать производство продукции. Оба  эти положения связаны с риском значительной потери прибыли. Известно, что чем ближе фирма к порогу рентабельности, тем больше сила воздействия  производственного рычага (а это  — риск!). Столь же рискованно “проспать” период роста постоянных затрат, успокоившись из-за значительной величины запаса финансовой прочности.

Таким образом, перед фирмой стоит дилемма: или высокие темпы  роста производства и приближение  срока единовременного увеличения постоянных затрат, или медленное  наращивание производства, позволяющее  “отодвинуть” период единовременного  увеличения постоянных затрат. Во втором случае фирма должна быть уверена, что ее товар будет достаточно долго пользоваться спросом.

Теперь о роли постоянных издержек в определении производственного (предпринимательского) риска. Напомним, что большая доля постоянных издержек, которая нас интересует, — это  объективное требование технологии (например, фондоемкое производство черных металлов).

Рассмотрим простой пример. У нас две фирмы, которые отличаются только долей постоянных издержек.

Первая: выручка — 1200, постоянные издержки — 500, переменные издержки — 500, прибыль — 200.

Вторая: выручка — 1200, постоянные издержки — 100, переменные издержки — 900, прибыль — 200.

Сила воздействия производственного  рычага у первой фирмы — 3,5, у второй фирмы — 1,5.

Следовательно, чем выше доля постоянных издержек, тем больше сила воздействия производственного  рычага, а следовательно, и предпринимательский риск, связанный с этой фирмой, и наоборот.

Всем известно (об этом уже  сказано выше), что в реальной деятельности реальной фирмы происходит суммирование финансового и предпринимательского рисков. В финансовом менеджменте  это нашло свое выражение в  понятии сопряженного эффекта финансового  и производственного рычагов:

  Фактически этот показатель  и дает оценку совокупного  риска, связанного с данным  предприятием. К сожалению, мы  не сможем дать точную его  количественную оценку, ограничимся  только “рамочными” оценками.

Итак, сила воздействия финансового  рычага возрастает в период освоения новой продукции (период наращивания  производства и выход на порог  рентабельности) и в период отказа от производства данного товара и  перехода к производству нового (период, когда происходит резкое возрастание  постоянных затрат). Следовательно, в  этот период нарастает финансовый риск, связанный с фирмой (резкое нарастание заимствования средств).

Производственный (предпринимательский) риск возрастает в те же самые периоды  деятельности фирмы (см. выше). Следовательно, общий риск, связанный с предприятием, возрастает в двух случаях: выход на порог рентабельности и резкое возрастание постоянных затрат в связи с необходимостью освоения новой продукции. Остается только точно определить начало этих периодов! Это и будет “универсальный” рецепт снижения совокупного риска!

Для определения риска, связанного с фирмой, необходимо использовать не только значения силы финансового  и операционного рычагов, но и  уметь измерять риск при помощи определения  среднего ожидаемого значения величины события и колеблемости (изменчивости) возможного результата.

Наука выработала и способы  снижения рисков (финансовых и производственных). Специально в данном пособии мы не будем подробно рассматривать этот вопрос. Только перечислим эти способы: диверсификация производства, получение  дополнительной и достоверной информации, страхование рисков, лимитирование расходов и проч. Мы видим, что среди них есть и экономические, и финансовые способы снижения риска, связанного с фирмой.

В рамках настоящей работы хотелось бы подробнее остановиться на одной специфической форме  риска, порождаемого действиями акционеров. Представляется, что он должен быть в центре внимания менеджеров предприятия. Для преодоления его можно  использовать традиционные формы снижения риска (см. выше), но здесь есть принципиально важный аспект именно для финансового менеджера.

Понятно, что собственники и менеджеры имеют разные интересы, в том числе и экономические. Если основным критерием деятельности акционера является максимизация дохода (прибыли) на акцию и роста ее курса, то менеджеры стремятся повысить устойчивость управляемого ими предприятия, т. е., скорее всего, тяготеют к постановке и реализации долгосрочных (стратегических) целей в отличие от акционеров, исходящих, как правило, из постановки краткосрочных целей.

Другой очень важный для  менеджера момент, связанный с  акционерами, состоит в том, что  риск, исходящий от акционеров, —  наиболее опасный для фирмы. Трудно представить, что может произойти  с фирмой в случае паники между  акционерами, которые далеко не всегда столь же экономически грамотны, как  и менеджеры. Акционеры легче  реагируют на слухи, которые могут  сознательно распространяться недобросовестными  конкурентами. Их (акционеров) поведение  очень сложно регулировать, так как  они — собственники, а менеджеры  — только наемные управляющие. Поэтому  для менеджеров принципиальным становится вопрос о нейтрализации акционеров. Решив его, они в состоянии будут снизить или даже ликвидировать риск, связанный с поведением акционеров.

В связи с этим неизмеримо возрастает роль общего собрания акционеров и доклада на нем менеджеров предприятия (финансовый раздел здесь является важнейшим, потому что он пишется  на языке, понятном акционерам, — доходы, расходы, прибыли, убытки и проч.). Особенно интересует акционеров показатель чистой прибыли на акцию в будущем  периоде (не забудем, мы должны нейтрализовать акционеров, по крайней мере, до следующего собрания акционеров).

Итак, чистая прибыль на акцию  в будущем периоде определяется следующим образом:

 

В формуле (2) последний множитель  — процентное изменение выручки  от реализации продукции определяется по правилам, уже сформулированным нами (см. выше), поэтому у финансовых менеджеров есть инструмент, который позволяет успокоить акционеров. Очевидно, что если в следующем периоде планируется прирост выручки, то это позитивно отразится на величине чистой прибыли на акцию в будущем периоде. Спокойный акционер — это фактически нейтрализованный акционер! Поставленная цель достигнута!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Акулов В.Б. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / Учебное пособие, издательство:«Петрозаводский ГУ»,  Петрозаводск: 2002.
  2. http://www.risk24.ru/predriski.htm
  3. http://www.aup.ru/books/m148/10.htm

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предпринимательский риск