Предмет предпринимательского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:38, реферат

Краткое описание

Настоящий реферат посвящен новому явлению в нашей экономике, предпринимательству. В ней будут рассмотрены такие вопросы как сущность категории предпринимательства, содержание теоретического понятия. Также будет исследовано предпринимательство как экономическое явление.

Содержание

Введение
1. Понятие предпринимательского права
2. Предмет предпринимательского права
3. Методы предпринимательского права
4. Принципы предпринимательского права
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

п.пр срс1.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Понятие предпринимательского права

2. Предмет предпринимательского права

3.  Методы предпринимательского права

4.  Принципы предпринимательского права

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение      

В экономике  Республики происходят качественные изменения организации структуры управления производством.     

Впервые  годы  экономических реформ был нанесен мощный удар по функциям государства в качестве собственника и субъекта планово-центрального  управления.  Разгосударствление и приватизация послужили главными рычагами осуществления переворота в  базисных отношениях и критического ослабления экономической роли государства.      

Между тем, в современной  рыночной экономике государство  должно оставаться крупнейшим собственником и  главной  силой регулирования экономических процессов.     

В этой связи все более  актуальной  становится  проблема усовершенствования правового регулирования экономикой.     

Именно поэтому представляется  наиболее  важным  сейчас определить сущность тех проблем,  которые стоят перед экономикой, установить причины их возникновения и,  поставив "диагноз" назначить "лечение".     

Настоящий реферат посвящен  новому  явлению  в нашей экономике, предпринимательству. В ней будут рассмотрены такие вопросы как сущность категории предпринимательства, содержание теоретического  понятия.  Также будет исследовано предпринимательство как экономическое явление

 

1. Понятие предпринимательского  права

Понятие «предпринимательское право» может рассматриваться в четырех значениях.

1. Предпринимательское право  как система законодательства  – это совокупность правовых  норм, содержащихся в источниках  права (нормативных правовых актах,  обычаях делового оборота) и  регулирующих порядок осуществления  предпринимательской деятельности. Изучение предпринимательского законодательства предполагает также анализ судебно-арбитражной практики в целях достижения единообразия в понимании и применении норм, содержащихся в источниках права.

2. Предпринимательское право  как научная дисциплина, т.е. система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли. Наука предпринимательского (хозяйственного) права познает истоки его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на сумму накопленной информации, направления развития.

3. Предпринимательское право  как учебная дисциплина – система  обобщенных сведений о предпринимательском  праве как отрасли, его законодательстве  и практике применения, а также  о науке. Изучение предпринимательского  права, как учебной дисциплины  состоит в обучении основам правового механизма регулирования предпринимательской деятельности, представление комплекса имущественных отношений по субъектам и объектам договорных обязательств, в выработке навыков по применению законодательства по решению правовых вопросов касающихся деятельности предпринимателя.

4. Предпринимательское право  как отрасль права представляет  собой совокупность правовых  норм, регулирующих предпринимательские  отношения, тесно с ними связанные  иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предмет хозяйственного права. Предметом предпринимательского (хозяйственного) права являются отношения, связанные  с предпринимательской (хозяйственной) деятельностью

 

2. Предмет предпринимательского  права

В составе предмета хозяйственного права можно выделить три группы отношений:

1. Предпринимательские отношения,  т.е. отношения, возникающие в  процессе осуществления предпринимательской  деятельности. 

2. Некоммерческие отношения,  тесно связаны с предпринимательскими. В частности, такие отношения  складываются при осуществлении  деятельности организационно-имущественного  характера, деятельности ряда  некоммерческих организаций, деятельности  товарных и фондов бирж по организации торговли на соответствующем рынке. 

Такая хозяйственная  деятельности носит некоммерческих характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой для будущей предпринимательской  деятельности. 

3. Отношения  возникающие в процессе государственного  регулирования предпринимательства.  Государство в целях реализации  публичных интересов общества  воздействует на субъектов, осуществляющих  предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность различными способами и с применением различных форм. Возникающие в ходе этого отношения образую третью группу из состава предмета предпринимательского права.

Центральной и  основной группой, несомненно, выступают  предпринимательские отношения, то есть отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.[1]

Предпринимательские отношения тесно связаны с  другими, не имеющими непосредственной цели извлечения прибыли. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, получению лицензий и сертификатов, проведению экологической экспертизы и в ряде других случаев. 

Такая хозяйственная  деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности. Именно поэтому отношения, возникающие в указанных случаях, охватываются хозяйственно-правовым регулированием и входят в предмет предпринимательского права.

Государство создает  условия для предпринимательства  и деятельность ряда некоммерческих организаций, таких как учреждения, объединения и др. Деятельность товарных и фондовых бирж, основной целью  которых является формирование соответствующего рынка, также регулируется нормами предпринимательского права, а складывающиеся при осуществлении этой деятельности отношения включаются в предмет данной отрасли. 

И, наконец, государство, в целях реализации публичных  интересов общества, воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность разными способами и с применением различных форм. Эти отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства, образуют третью группу из состава предмета предпринимательского права.

Под методом  правового регулирования, применяемым  в отрасли права, понимается совокупность приемов и способов воздействия  на отношения, регулируемые данной отраслью. Как правило, каждая отрасль предполагает лишь специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений. 

Однако в  ряде случаев отрасли права регулируют не только, типичные для них общественные отношения, но и отношения, так или  иначе связанные с ними. Тогда и метод правового регулирования включает юридические средства, характерные не только для данной отрасли, но и для других отраслей права. Кроме того, в сложных отраслях, к которым, вне всякого сомнения, относится предпринимательское право, обычно используется не один, а сочетание нескольких методов правового регулирования.

Взаимосвязь свободы при  осуществлении частных интересов  с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций компетентных органов – это основные характеристики метода правового регулирования предпринимательского права.

 

3. Методы предпринимательского  права

В предпринимательском праве  используются следующие методы правового  регулирования:

— метод автономных решений (метод согласования);

— метод обязательных предписаний;

— метод рекомендаций.

При использовании  метода автономных решений субъект  управомочен самостоятельно решать те или иные вопросы. В случаях  когда они решаются по согласованию с другой стороной правоотношения, метод автономных решений выступает как метод согласования. 

Метод согласования применяется, например, при заключении предпринимательских договоров, условия  которых определяются сторонами. Поскольку  при переходе к рыночной экономике роль договора существенно повышается, метод согласования в настоящее время становится основным методом регулирования в предпринимательском праве.

В случае использования  метода обязательных предписаний одна сторона правового отношения  дает другой указание, обязательное для последней, независимо от ее заинтересованности в выполнении такого указания.

Данный метод  применяется в отношениях, складывающихся при государственном и ином регулировании  предпринимательской деятельности.

Он используется, например, в отношениях, складывающихся между предприятием и антимонопольным органом, основными и дочерними предприятиями, в других случаях, когда один субъект управомочен давать другому субъекту обязательные указания.

По сравнению  с периодом плановой экономики, когда большая часть хозяйственных вопросов решалась с использованием метода обязательных предписаний, в настоящее время этот метод применяется не столь широко.

Однако он и  сейчас является необходимым для  проведения государственной политики в сфере экономики, государственного и внутрисистемного регулирования предпринимательской деятельности.

В случае применения метода рекомендаций одна сторона правового  отношения дает другой совет о  рациональной организации предпринимательской  деятельности. 

При использовании метода рекомендаций в нормотворческой деятельности применяются особые виды правовых норм — рекомендательные нормы. Такие нормы содержатся в нормативных актах, именуемых примерными (примерные договоры, примерные положения). Их следует отличать от типовых актов (типовых договоров, типовых положений), которые содержат императивные нормы, т.е. нормы обязательного характера.

Метод рекомендаций является гибким, его использование  позволяет регулировать деятельность предпринимателей в мягкой форме, не стесняя их хозяйственной самостоятельности. Казалось бы, при переходе к рыночной экономике такой метод регулирования должен был получить широкое распространение. 

Однако в  условиях существующего в нашей  стране правового нигилизма, когда  зачастую не соблюдаются даже императивные предписания, этого не случилось. Потенциальные возможности метода рекомендаций в регулировании предпринимательских отношений используются в недостаточной степени.

Рассматриваемые методы правового регулирования  тесно связаны между собой  и используются в сочетании. Было бы неверно связывать тот или иной метод с определенным видом предпринимательских отношений, например, метод автономных решений — с отношениями в процессе хозяйственной деятельности, а метод обязательных предписаний — с отношениями при ее организации. 

В действительности дело обстоит гораздо сложнее. Так, поставка по общему правилу регулируется методом согласования, но при поставке продукции для государственных  нужд казенными предприятиями используется метод обязательных предписаний. С другой стороны, метод обязательных предписаний применяется главным образом в отношениях предприятий с государственными и иными органами, но в холдингах он используется в отношениях между двумя предприятиями — основным и дочерним.

Поскольку используемые в предпринимательском праве методы регулирования тесно связаны между собой, применяются в сочетании и во взаимодействии, некоторые ученые предлагают рассматривать их как элементы единого метода. При этом подходе подчеркивается единство различных методов регулирования. 

Однако даже если признать их единым методом, в  его рамках все равно сохранятся указанные три способа правового  воздействия на хозяйственные отношения.

Сложность вопроса  о предмете и методах предпринимательского права определяется характером самой этой отрасли права. В ней сочетаются частноправовые и публично-правовые элементы, в связи с чем в предпринимательском (хозяйственном) праве оказываются неприменимыми некоторые каноны, сложившиеся в более простых по своему составу традиционных отраслях права.

 

4. Принципы  предпринимательского права

Принципами  предпринимательского (хозяйственного) права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового  регулирования предпринимательской  деятельности.

Основными принципами предпринимательского права являются:

— свобода предпринимательской  деятельности;

— юридическое равенство  различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

— свобода конкуренции  и ограничение монополистической  деятельности;

— получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;

— законность в предпринимательской  деятельности;

— сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском  праве;

— единство экономического и правового пространства;

— государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Свобода предпринимательской  деятельности. Под свободой предпринимательской  деятельности понимается право гражданина или организации начать и вести  предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. 

Информация о работе Предмет предпринимательского права