Правоохранительные органы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 23:05, контрольная работа

Краткое описание

Совокупность независимых общественных объединений, муниципальных органов охраны порядка, профессиональных объединений граждан, внештатных сотрудников, осуществляющих правоохранительную деятельность.
.Деятельность НПО не должна выходить за пределы, установленные федеральным законодательством. Действия лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность чаще всего не влекут правовых последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольна по правоохране К.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

ФКЗ «О военных судах  РФ».

ФКЗ «Об арбитражных  судах в РФ»

Ст. 6: «Деятельность арбитражных  судов в Российской Федерации  строится на основе принципов гласности  разбирательства дел…»

 

  1. Независимость судей и подчинение их только закону.

 

Конституция РФ.

Ч. 1 ст. 120: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции  Российской Федерации и федеральному закону».

ФКЗ «О судебной системе  РФ»

Ч. 2 ст. 5: «Судьи  независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону».

ФКЗ «О Конституционном  суде РФ».

Ст. 13: «Независимость судьи  Конституционного Суда Российской Федерации  обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу».

Ст. 29: «Судьи Конституционного Суда Российской Федерации руководствуются  при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ».

ФКЗ «О военных судах  РФ».

Ч. 2 ст. 5: «Судьи военных  судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны».

ФКЗ «Об арбитражных  судах в РФ»

Ст. 6: «Деятельность арбитражных  судов в Российской Федерации  строится на основе принципов независимости  судей…»

 

Задание № 5

На основе анализа текста Федеральных законов «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» от 20 августа 2004 г. с изменениями и «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г. с изменениями, а также материалов учебника по соответствующему вопросу, составить   сравнительную   характеристику   присяжных   и арбитражных заседателей, указав их общие черты и отличия:

 

Присяжные заседатели

Арбитражные заседатели

Различия.

Присяжные заседатели привлекаются к рассмотрению уголовных дел в судах общей юрисдикции (Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах субъектов РФ в первой инстанции. С их участием подлежат рассмотрению экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений.

Если ходатайство о  рассмотрении дела с участием присяжных заседателей удовлетворено, после назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков (ст. 326 УПК РФ). Стороны могут заявить присяжным немотивированные отводы.

Если ходатайство о  рассмотрении дела с участием арбитражных  заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру заседателя для рассмотрения дела из списка, утвержденного для данного арбитражного суда, срок – не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства.

 

Состав суда – один судья и два арбитражных заседателя.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в  списки кандидатов в присяжные заседатели путем случайной выборки установленного числа граждан и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Требования к кандидатуре  – граждане РФ, достигшие 25 лет, с  безупречной репутацией, имеющие  высшее профессиональное образование  и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет

Не могут быть присяжными заседателями - 

подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

имеющие физические или  психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. (ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»)

Не могут быть арбитражными заседателями – лица, замещающие государственные  должности, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу ОВД, ФСБ, ФНС, ФТС, ФСИН РФ, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность.

Права и обязанности  присяжных заседателей заметно  сужен по сравнению с правами  судьи.

Пользуются правами  и несут обязанности судьи.

По окончании судебного  разбирательства присяжные заседатели выносят вердикт.

Выносят решение совместно  с судьей.

Вознаграждение присяжному заседателю не выплачивается.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих  дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим  арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда ст. 6 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».


 

Общие черты.

1.Присяжные и арбитражные  заседатели участвуют в рассмотрении  дел по первой инстанции.

2.Для рассмотрения  дела с заседателями необходимо  ходатайство одной из сторон  о рассмотрении дела с участием  присяжных или арбитражных заседателей.

3.Приносят присягу перед исполнением своих обязанностей.

4.Не могут быть присяжными  и арбитражными заседателями  лица, имеющие не погашенную или  не снятую судимость, либо совершившие  поступок, умаляющий авторитет судебной  власти, недееспособные и ограниченно  дееспособные, либо состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.


Задание № 6

Областная Дума приняла  постановление, противоречащее Жилищному  кодексу РФ.

О каком направлении  прокурорского надзора идет речь в этой задаче?  
Укажите предмет надзора. Как может отреагировать прокурор на это  
нарушение?   (Ответ обосновать ссылками на Федеральный закон «О  
прокуратуре РФ» в редакции 17 ноября 1995 г. с изменениями).

 

На основании ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением  законов представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации…». Проверка актов, издаваемых представительными органами субъектов РФ, входит в данное направление осуществления прокурорского надзора, называемого «общим надзором».

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»: предмет надзора - соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.

Ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» говорит о таком акте прокурорского реагирования как протест. Согласно требованиям настоящего ФЗ протест приносится на правовой акт, в случае его противоречия закону. В нем заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону (в целом или в определенной части), о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене. В основе этимологии термина "протест" лежит латинское слово "protestor", обозначающее публичное требование, заявление, доказывание.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ  гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Кроме того, согласно п. 2 ч.1 ст. 26 ГПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и организаций подсудны верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.

Исходя из всего вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что, противоречащее ФЗ Постановление  Областной Думы может быть оспорено прокурором в суде в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

 

 

Задание № 7

Как понимается значение слова «прокурор» в различных  словарях (например, Толковый словарь, Словарь иностранных слов и др.) Приведите примеры с указанием источника.

Как объясняется значение этого слова в Федеральном  законе   «О  
прокуратуре РФ» в редакции 17 ноября 1995 г. с изменениями?

 

Прокурор – 1. должностное  лицо органов прокуратуры

  1. Государственный обвинитель на суде.

(Ожегов С.И., Шведова  Н.Ю. Толковый словарь русского языка и фразеологических выражений / Российская академия наук.Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М., 1993.)

Прокурор – [фрн. procureur, с лат. procurator], чиновник, наблюдающий  по суду, или по губернии, за верным применением и точным исполнением законов.

(В. Даль. Толковый словарь  русского языка)

Прокурор - 1) должностное  лицо, наблюдающее за соблюдением  и правильным применением законов; 2) государственный обвинитель в  судебном процессе.

(Захаренко Е. Н., Комарова  Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов).

ФЗ «О прокуратуре  РФ» не раскрывает определения термина  «прокурор». В ст. 54 ФЗ раскрывается термин «прокурор» с помощью перечисления должностных лиц данного органа, соответствующих данному статусу. К ним относятся: Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Кроме того, в ФЗ «О прокуратуре  РФ» установлен термин «прокурорские  работники» -прокуроры, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания). Как видно из этого  определения, оно является более  широким, чем «прокурор».

Наряду с этим, закон  определил некоторые признаки данного  должностного лица. Так например, ст. 40.1 указывает на требования, предъявляемые  к кандидатуре на должность прокурора (граждане Российской Федерации, имеющие  высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности).

Далее ст. 35 ФЗ гласит, что  прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных  процессуальным законодательством. Ст. 27, 30, 33 ФЗ перечисляют права прокуроров на совершение определенных действий. 

Таким образом, ФЗ «О прокуратуре РФ» не дает четкого определения понятия «прокурор», но характеризует данное лицо с помощью характерных признаков, указанных в отдельных статьях закона.

 

Задание № 8

Два адвоката решили совместно  заниматься адвокатской деятельностью.

Какую форму (формы)адвокатского образования они могут учредить? (Ответ обосновать ссылками на Федеральный  закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31 мая 2002  г. с изменениями).

 

Ч. 1 ст. 20 ФЗ «Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в РФ» устанавливает следующие формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Исходя из характеристик  данных адвокатских образований, можно  сделать вывод о том, что приемлемыми  формами деятельности для адвокатов будут: коллегия адвокатов и адвокатское бюро. Адвокатский кабинет – форма осуществления деятельности для одного лица (ст. 21 ФЗ), а юридическая консультация создается по решениюадвокатской палаты по представлению органов исполнительной власти субъекта РФ (ч. 1 ст. 24 ФЗ)

Ч. 1 ст. 22 и ч. 1 ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» гласят о том, что два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро и коллегию адвокатов.Адвокаты, учредившие адвокатское  бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
  3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"
  4. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"
  5. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
  6. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
  7. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
  8. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
  9. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
  10. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"
  11. Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"
  12. Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
  13. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  14. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
  15. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2002.
  16. Черников В.В. Правоохранительные органы. М.: Проспект, 2011.
  17. Семенов В.М., Байдуков В.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Норма, 2010.
  18. В. Даль. Толковый словарь русского языка.
  19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М., 1993

 

 

 

 


Информация о работе Правоохранительные органы РФ