Правовой статус унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

Необходимость в его принятии не вызывает сомнения, хотя бы уже ввиду огромного количества муниципальных унитарных предприятий (далее по тексту – МУП) и государственных унитарных предприятий (далее по тексту – ГУП) в Российской Федерации и отсутствие до этого времени единого законодательного акта на федеральном уровне, регулирующего деятельность этих специфичных субъектов гражданского оборота. До 2002 г. вопросы по созданию и деятельности МУПов и ГУПов регулировались лишь несколькими статьями ГК Российской Федерации и многочисленными подзаконными актами правительства, министерств и ведомств, субъектов федерации и муниципальных образований.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по инстит. экономике (1).doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

1) принимает решение о создании  унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды  деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей  планов (программы) финансово-хозяйственной  деятельности унитарного предприятия;

4) утверждает устав унитарного  предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав  унитарного предприятия в новой  редакции;

5) принимает решение о реорганизации  или ликвидации унитарного предприятия  в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный фонд государственного  или муниципального предприятия;

7) назначает на должность руководителя  унитарного предприятия, заключает  с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

8) согласовывает прием на работу  главного бухгалтера унитарного  предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность  и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение  недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми  актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль за  использованием по назначению  и сохранностью принадлежащего  унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической  эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13) дает согласие на создание  филиалов и открытие представительств  унитарного предприятия;

14) дает согласие на участие  унитарного предприятия в иных  юридических лицах;

15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения о проведении  аудиторских проверок, утверждает  аудитора и определяет размер  оплаты его услуг;

17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных выше в п. 1-17 настоящей статьи, вправе:

- изымать у казенного предприятия  излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

7. Контроль за деятельностью  унитарного предприятия

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

8. Реорганизация и ликвидация  унитарных предприятий.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В случаях, установленных Федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

- слияния двух или нескольких  унитарных предприятий;

- присоединения к унитарному  предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

- разделения унитарного предприятия  на два или несколько унитарных  предприятий;

- выделения из унитарного предприятия  одного или нескольких унитарных  предприятий;

- преобразования унитарного предприятия  в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества , по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК РФ и иными федеральными законами.

Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.

В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.

Заключение

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что вступивший в силу Закон Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» содержит большое количество новых норм, не известных прежнему законодательству, регулирующих деятельность подобных предприятий. В заключении хочется выделить основные из них.

Новый закон вводит запрет на создание государственными унитарными предприятиями на базе закрепленного за ними имущества дочерних предприятий. Согласно п. 3 ст. 37 Закона созданные унитарными предприятиями до вступления в силу настоящего Федерального закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления Закона в силу.

Новой является обязанность указания в уставах унитарных предприятий кроме цели и предметов деятельности еще и видов деятельности. Теперь всем их контрагентам необходимо установить, что сделка, соответствуя общей цели деятельности предприятия, не выходит за рамки предмета деятельности, указанного в уставе, а также убедиться, что ее совершение соответствует одному определенному виду такой деятельности.

Пункт 2 ст. 6 Закона установил, что решение об участии унитарного предприятия в других юридических лицах может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение приобретенной долей участия также может осуществляться лишь с согласия собственника.

Пункт 5 ст. 8 Закона устанавливает, что порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Стоимость же имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Согласно ст. 7 Закона РФ «Об оценочной деятельности» в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона устав унитарного предприятия должен содержать, в числе прочего, и описание порядка назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Получается, что в случае изменения публичного акта, устав унитарного предприятия окажется в соответствующей части противоречащим этому акту, и в устав необходимо будет внести изменения.

В качестве меры по ужесточению контроля над унитарными предприятиями со стороны собственников можно рассматривать правило п. 4 ст. 9 Закона, в соответствии с которым в уставе предприятия должны быть также определены и направления использования прибыли. Можно предположить, что на практике будут предприняты попытки использования данной нормы Закона для оспаривания соответствующих сделок предприятия.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 19 Закона для казенных предприятий). Выходит, что несмотря на полученное ранее согласие собственника на распоряжение объектом недвижимости, сделка может оказаться недействительной на основании ст. 168 ГК РФ и п. 3 ст. 18 Закона.

Пунктом 4 статьи 18 Закона установлено, что государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Фраза «сделки, связанные с иными обременениями» при буквальном толковании указывает на то, что согласия собственника требуют вообще все сделки, из которых может возникнуть обязанность (или прекращение права при переводе долга) государственного или муниципального предприятия. До тех пор, пока п. 4 ст. 18 Закона не обретет устойчивости в судебном толковании, всякий осмотрительный контрагент государственного или муниципального унитарного предприятия должен был бы потребовать предоставления ему доказательств того, что собственник имущества одобряет данную сделку государственного или муниципального предприятия.

Согласно ст. 19 Закона казенные предприятия распоряжаются любым своим имуществом, за исключением произведенной продукции (работ, услуг), лишь с согласия его собственника. В отношении казенных предприятий также установлено правило о допустимости распоряжения (даже при наличии согласия собственника) только в пределах, не лишающих унитарное предприятие возможности осуществлять уставную деятельность.

Совершение сделки с заинтересованностью должно быть одобрено собственником имущества унитарного предприятия. В соответствии со ст. 23 Закона собственником должно быть одобрено также и совершение предприятием крупной сделки. Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Согласно п. 2 ст. 23 Закона стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества. Цена предложения – понятие относительной определенности, ведь возможна ситуация, когда имущество предлагается к продаже по одной цене, а приобретается по другой, возможно, по более высокой. Предпочтительней была бы формулировка Закона РФ «Об акционерных обществах» – «цена приобретения».

Интересна норма, установленная пунктом 3 ст. 29 Закона, определяющая, что изменение вида унитарного предприятия (основанное на праве хозяйственного ведения, основанного на праве оперативного управления) не является реорганизацией, а, исходя из этого, и не влечет необходимости уведомления об этом кредиторов, которые могли бы в соответствии со ст. 60 ГК РФ потребовать прекращения или досрочного исполнения заключенных договоров.

Подводя итог, можно сказать, что Закон в большей степени нацелен на защиту интересов государства и муниципальных образований (т.е., собственников), ограничение самостоятельности унитарных предприятий, дополнительной формализации их деятельности. Следовательно, любая сделка с унитарным предприятием, особенно на значительные суммы, предварительно должна быть тщательно проработана юристами, в ином случае существует вероятность признания ничтожности сделки с унитарным предприятием и, следовательно, получения убытков.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ

2. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

3. Правовая система «Консультант  Плюс»

4. www.klerk.ru

 


Информация о работе Правовой статус унитарных предприятий