Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация (РФ) заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта. В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.
В статье 1 Федерального закона (ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» дано понятие инвестиционной деятельности – «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».1

Содержание

1.
Введение
1 – 2
2.
Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности.
3 – 13
3.
Субъекты инвестиционных отношений.
14 – 21
4.
Правовое регулирование иностранных инвестиций.
22 – 31
5.
Заключение
32 – 33
6.
Список использованных источников
34 – 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по РПП.docx

— 71.63 Кб (Скачать файл)

Особым  правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство, которое, с одной стороны, может  выступать непосредственно как  инвестор, а с другой стороны - как  носитель властных полномочий. Правовое регулирование участия государства  в инвестиционной деятельности осуществляется, в частности, ФЗ №39-ФЗ, Указом Президента РФ «О частных инвестициях в РФ» от 17.09.1994 года №1928, а также многочисленными постановлениями Правительства, принятыми в этой сфере.

Основным  источником инвестиционной деятельности государства является Бюджет развития, являющийся составной частью федерального бюджета, формируемой в составе  капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения  инвестиционных проектов. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливается ФЗ о федеральном бюджете на финансовый год. Расходование средств Бюджета развития по сути определяет способы непосредственного участия государства в инвестиционной деятельности:

- кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;

- прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций;

- предоставление инвесторам государственных гарантий в виде поручительства Правительства РФ под заемные средства для реализации инвестиционных проектов. Размер государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 40 процентов от фактически предоставляемых ими средств для реализации конкретного инвестиционного проекта.19 Возмещению со стороны государства, являющегося поручителем, подлежит основной долг без начисления на него процентов, пеней, штрафов. Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации» №1470 от 22.11.97 года (ПП №1470).

Использование денежных средств Бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности  и срочности. Государственные гарантии предоставляются также на конкурсной основе. Условиями победы в конкурсе могут быть:

- наличие  у заемщика собственных денежных  средств в размере не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным проектам – не менее 10% указанного объема;

- более высокий (относительно других инвестиционных проектов) показатель бюджетной эффективности, который определяется как отношение суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии;

- выполнение в полном объеме текущих обязательств перед федеральным

бюджетом  и государственными внебюджетными фондами.20

Таким образом, на законодательном уровне устанавливаются принципы, способствующие повышению ответственности частного инвестора и эффективности использования  бюджетных средств. Государство  как носитель властных полномочий может  оказывать воздействие на инвестиционную активность, осуществляя правовое регулирование  различных сфер предпринимательской  деятельности, в том числе финансовой, банковской, налоговой.

Инвестиционный  налоговый кредит – это такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Основаниями для предоставления инвестиционного налогового кредита являются:

- проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

- выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

- выполнение организацией государственного оборонного заказа;

- осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

- включение в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с ФЗ "О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Правовое регулирование иностранных инвестиций.

 

Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. При этом используются различные  формы и методы воздействия на субъектов инвестиционной деятельности. Помимо нормативно-правового регулирования соответствующих отношений, к ним можно отнести: «государственную регистрацию коммерческих организаций с иностранными инвестициями и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц; лицензирование инвестиционной деятельности, например деятельности инвестиционных фондов»;22 установление специальных (льготных) налоговых режимов; проведение специальной амортизационной политики; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам; проведение экспертизы инвестиционных проектов; бюджетное финансирование важнейших инвестиционных проектов; предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет бюджетных средств и т.п.

Государство также проводит финансовую и кредитную  политику, политику ценообразования, устанавливает  правила пользования природными ресурсами и прежде всего землей, которая, как известно, является важнейшим  фактором производства, контролирует соблюдение установленных норм и  стандартов, применяет правила антимонопольного законодательства, организует приватизацию объектов государственной собственности.

Основным  источником инвестиций являются внутренние государственные (муниципальные) и  частные инвестиции. В первом случае государство (муниципальные образования) выступает и как инвестор, осуществляя  государственные инвестиции из казны, прежде всего средства соответствующего бюджета,23 и как публичный орган, регулирующий инвестиционную деятельность.

РФ  заинтересована в привлечении иностранных  инвестиций в виде материальных и  финансовых ресурсов, передовой техники  и технологий, управленческого опыта. В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий  деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.

Иностранными  инвестициями признаются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской  деятельности на территории РФ, включая осуществление прямых иностранных инвестиций.

Прямой  иностранной инвестицией признается любой из следующих видов использования  капитала:

- приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ;

- вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

- осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.24

Главная цель осуществления прямой инвестиции – получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.

Привлечение капитала осуществляется в форме  денежных средств, ценных бумаг, иного  имущества, имущественных прав, имеющих  денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а  также услуг и информации.

Инвестирование  является одним из видов предпринимательской  деятельности и преследует в качестве своей цели извлечение прибыли, хотя ФЗ №160-ФЗ при определении понятия «иностранная инвестиция» не содержит прямого указания на цели инвестирования. Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории России или вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли. Получение прибыли как результат инвестирования реализуется в основном путем вложения капитала в объект предпринимательской деятельности, создание филиалов иностранных компаний на территории России, а также использование иного экономически эффективного имущества в деятельности предприятий.

Филиал  иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, должен выполнять часть или все функции от имени создавшей его головной организации при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер. Для получения права осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. В целях аккредитации головная организация должна утвердить и направить в Палату положение о филиале, в котором должны быть указаны: «наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории РФ и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории РФ и не противоречащие законодательству РФ».25

В статье 4 ФЗ №160-ФЗ указано, что коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством. Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями.

В целях государственной регистрации  коммерческой организации с иностранными инвестициями, в дополнение к обычному перечню документов, иностранный инвестор должен представить учредительные документы иностранного инвестора, выписку из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.

Коммерческой  организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной  регистрации, а филиалу иностранного лица – в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.26

Правовое  регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального  режима. Это означает, что правовой режим деятельности иностранных  инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования  полученной от инвестиций прибыли, предоставленный  российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми ФЗ. Благодаря принципу национального режима нормы гражданского права «применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом».27

Законодательство  устанавливает два вида изъятий  из данного принципа:

1. Изъятия ограничительного характера (в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) предусматриваются только ФЗ.

2. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот (для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ) предусматриваются законодательством.

Изъятия ограничительного характера обычно связаны с ограничением прав иностранных  инвесторов на осуществление инвестиций в определенных отраслях и сферах деятельности. Российским законодательством  установлены ограничения на участие  иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций  в сфере телевизионного вещания, авиационной промышленности, страховой  и банковской деятельности. В гражданско-правовых отношениях между иностранными инвесторами  и РФ или ее субъектами ответственность  РФ и ее субъектов перед иностранными инвесторами может быть ограничена законом об иммунитете государства и его собственности, который в настоящий момент еще не принят. Изъятиями стимулирующего характера, например, является освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранным инвестором на территорию России оборудования и иных основных средств в качестве взноса в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Информация о работе Правовое регулирование инвестиционной деятельности