Правовое регулирование государственной регистрации предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является федеральный закон о 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Целью работы являестя определение проблем регистрации предпринимателей и способы решения данных проблем.
Метод исследования - аналитический

Содержание

Введение……………………………………………………………….……3.
Глава 1. Общий порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности…………………………………......7.
1.1. Понятие и правоспособность юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности…………………………………..…7.
1.2 Понятие и общие правила государственной регистрации индивидуальных предпринимателей..………………………….………9.
Глава 2. Проблемы в исполнении данного закона………….…….……..13.
2.1 Отказ в регистрации…………………………………………...15.
2.2. Предлагаемые решения……………………………………… 17.
Заключение……………………………………………………………...…27.
Нормативно-правовые акты……………………………………………....29.
Список литературы…………………………………………………..…....29.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ПП.docx

— 50.29 Кб (Скачать файл)

В настоящее время федеральное  законодательство о государственной  регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) и издаваемых в соответствии с  ними иных нормативных правовых актов  Российской Федерации.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с  Законом о госрегистрации (ст. 1 Закона).

Обратим внимание на то, что в соответствии с приведенным определением понятие "государственная регистрация  индивидуальных предпринимателей" охватывает не один, а три вида административных актов. Эти акты являются индивидуальными  правовыми актами, актами применения права, которые не имеют нормативного значения. Они направлены на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного  лица и вызывают возникновение, изменение  или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. В отличие от нормативных  правовых актов индивидуальные акты не устанавливают, не изменяют и не отменяют общеобязательные долгосрочные правила поведения для неопределенного  круга лиц, рассчитанные на неоднократное  применение. Данные акты совершаются  путем внесения соответствующих  сведений о физическом лице в государственный  реестр.

Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается  совершенным, юридически значимым и  влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей  записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение о  государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.

Регистрирующий орган, совершивший  акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю  соответствующий документ не позднее  рабочего дня, следующего за днем государственной  регистрации (внесения записи в государственный  реестр).

За государственную регистрацию  уплачивается государственная пошлина  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах. Размеры  государственной пошлины определяются Законом РФ от 9 декабря 1991 г. "О  государственной пошлине" в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ . В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона размер взимаемой пошлины составляет 400 руб. - за регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и 80 руб. - за регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.

Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении ими деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом о госрегистрации, регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - государственный реестр). Данный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Термин "федеральный" указывает на то, что на всей территории Российской Федерации должны использоваться единые методы и способы ведения реестра, предъявляться единые требования к оформлению записей в нем и к документам, на основе которых вносятся эти записи. Государственный реестр находится во взаимодействии с другими федеральными информационными ресурсами.

Принципы ведения реестра, его  содержание, правила и условия  предоставления содержащихся в нем сведений и документов определяются в соответствии со ст. 4 - 7 Закона о госрегистрации. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила ведения Единого государственного реестра). В соответствии с ними МНС России и его территориальные органы формируют и ведут названный реестр на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Реестр содержит (в виде записей) сведения:

о государственной регистрации  физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

о государственной регистрации  прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

об изменении сведений, содержащихся в данном реестре;

о документах, представленных в регистрирующий орган в соответствии с Законом  о государственной регистрации  и названными Правилами.

Документы, относящиеся к государственной  регистрации, содержатся в регистрационном  деле индивидуального предпринимателя, которое является частью государственного реестра.

В статьях 8, 9 и 11 гл. III Закона установлены  общие правила о сроке и  месте регистрации, порядке представления  документов при государственной  регистрации, решении о государственной  регистрации. Они имеют общее  значение для совершения действий, связанных с государственной  регистрацией индивидуальных предпринимателей, и применяются во всех случаях, когда  осуществляются акты государственной  регистрации индивидуальных предпринимателей по правилам ст. 22.1 - 22.3 гл. VII.1 Закона. Поэтому  имеет смысл рассмотреть эти  правила подробнее.5

Государственная регистрация индивидуального  предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8).

Обратим внимание, что Закон не связывает акт государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  с местом, где фактически будет  осуществляться предпринимательская  деятельность. Поэтому, если гражданин  имеет место жительства в одном  населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По сравнению с ранее действовавшими правилами этот срок увеличен - в соответствии с п. 7 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация должна была осуществляться регистрирующим органом в день представления необходимых документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте (правда, на практике это правило не соблюдалось, а региональные и муниципальные правовые акты устанавливали более длительные сроки, иногда до 30 дней). Новый срок представляется более реалистичным и вполне достаточным для того, чтобы регистрирующий орган успел совершить все необходимые действия.

Датой представления документов для  государственной регистрации индивидуального  предпринимателя считается день их получения надлежащим регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона). С даты получения всех предусмотренных для конкретного случая документов начинается течение срока, отведенного на совершение действий по государственной регистрации. В случае нарушения регистрирующим органом этого срока у заявителя возникает право возбудить вопрос об ответственности, предусмотренной ст. 24 Закона о госрегистрации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены упомянутым ранее Постановлением Правительства РФ N 439.

Заявление и другие документы, необходимые  при государственной регистрации, не могут быть составлены в произвольной форме. Они оформляются в строгом соответствии с утвержденными формами, которые должны быть заполнены по правилам, определенным требованиями указанного Постановления.

Документы представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном  виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, определяются регистрирующим органом. Юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Представление физическим лицом заявления  без нотариально удостоверенной подписи заявителя вопреки требованию императивной нормы фактически означает непредставление необходимых для  государственной регистрации документов и в силу подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации может повлечь  отказ в регистрации индивидуального  предпринимателя.

При государственной регистрации  индивидуального предпринимателя  заявителем может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной  регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, гражданин не вправе уполномочить иное лицо представить  от своего имени в регистрирующий орган необходимые для государственной  регистрации документы, для этого  он может использовать лишь один из указанных ранее способов (представить  документы лично либо по почте)6.

На регистрирующий орган возлагается  обязанность обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной  регистрации документов.

Заявителю, непосредственно представившему документы, в тот же день выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение  рабочего дня, следующего за днем получения  документов, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Юридическое значение расписки состоит  в том, что она является документом, доказывающим факт и дату получения  регистрирующим органом документов, представленных при государственной  регистрации. Поэтому отказ в  выдаче расписки не допускается ни при каких обстоятельствах. Нарушение регистрирующим органом срока выдачи расписки, отказ или уклонение от ее выдачи следует оценивать как нарушение установленного порядка государственной регистрации, влекущее ответственность этого органа или его должностных лиц по правилам ст. 24 Закона о госрегистрации.

Пункт 4 ст. 9 Закона в императивной норме установил для регистрирующих органов запрет на истребование от заявителя документов, не предусмотренных  данным Законом. Нарушение этого  запрета должно рассматриваться  как нарушение порядка государственной  регистрации и влечь юридическую  ответственность на основании той  же ст. 24.

После принятия регистрирующим органом  решения о государственной регистрации  и не позднее одного рабочего дня  с момента внесения соответствующей  записи в государственный реестр заявителю выдается одно из ранее  названных свидетельств, подтверждающее факт внесения записи в государственный  реестр.

Регистрирующий орган в течение  не более пяти рабочих дней с момента  государственной регистрации обязан представить сведения о регистрации  в государственные органы, определенные Правительством РФ (п. 4 ст. 11 Закона). Перечень государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, дан в приложении N 4 к Правилам ведения Единого государственного реестра. К ним отнесены федеральные органы исполнительной власти; территориальные органы МАП, МВД, КФМ и Госкомстата России; таможенные органы Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Федерации; территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации; региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальные фонды обязательного медицинского страхования; органы местного самоуправления7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы в исполнении данного закона.         

2.1 Отказ в регистрации

Государственная регистрация физического  лица в качестве индивидуального  предпринимателя не допускается, если не утратила силу его государственная  регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании  его несостоятельным (банкротом) в  связи с невозможностью удовлетворить  требования кредиторов, связанные с  ранее осуществляемой им предпринимательской  деятельностью, или решения о  прекращении в принудительном порядке  его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. 
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. 
Статьей 23 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации. К таким основаниям относятся: 
- непредставление определенных Федеральным законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов; 
- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; 
- основания, предусмотренные п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ; 
- несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами. 
Таким образом, предусмотрены четыре основания для отказа в государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Если налоговые органы отказывают в регистрации по иным основаниям, то гражданин вправе обратиться или в налоговые органы, или в суд, которые могут обязать провести государственную регистрацию. 
Физическое лицо должно представить при регистрации документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ. При этом внимание следует уделить заполнению заявления, поскольку иногда налоговые органы отказывают в регистрации в связи с незначительными неточностями заполнения данного документа. Поэтому гражданин должен принять все зависящие от него меры по представлению необходимых документов. Ошибка по невнимательности (например, непредставление какого-либо из документов) может повлечь повторную уплату государственной пошлины при следующем обращении за регистрацией.

Информация о работе Правовое регулирование государственной регистрации предпринимателей