Правовое положение ОАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Характеризуя законодательство РФ об акционерных обществах, прежде всего, необходимо отметить две важнейшие его особенности:
- сравнительно небольшой временной период формирования системы нормативных актов;
- наличие четырех "особых" групп акционерных обществ, особенности создания и правового положения которых регулируются специальными нормативными актами (п.п. 3, 4, 5 статьи 1 Закона РФ "Об акционерных обществах". Закон РФ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ).

Содержание

1. Правовое регулирование ОАО (законы и подзаконные акты)…………..…..3
2. Образование, реорганизация и ликвидация ОАО……………......…………..6
3. Права и обязанности ОАО………………………………………………...….14
4. Гражданско-правовая, административная и т.д. ответственность ОАО……………...............................................................................................….14

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа 1 Пашневой Т.С. ИОДО 455 в 4.docx

— 39.96 Кб (Скачать файл)

При создании и регистрации ОАО необходимо подготовить следующую информацию о регистрируемом предприятии: паспортные данные и ИНН (если есть) учредителей - физических лиц, руководителя ОАО  и членов Совета директоров, сведения из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) об учредителях - юридических лицах и копии  их учредительных документов, наименование создаваемого ОАО, основные виды деятельности, сведения о размере, структуре и  порядке оплаты уставного капитала, избранную систему налогообложения (общую, упрощенную), точный адрес местонахождения ОАО.

2.2 Реорганизация ОАО

ОАО вправе преобразоваться в общество с  ограниченной ответственностью или  в производственный кооператив с  соблюдением требований, установленных  для этих организационно-правовых форм. Общество по единогласному решению  всех акционеров вправе преобразоваться  в некоммерческое партнерство.

 Согласно  п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) акционерное  общество может быть открытым  или закрытым, что отражается  в его уставе и фирменном  наименовании. Изменение типа акционерного общества (закрытое или открытое) не является реорганизацией в форме преобразования, осуществляется путем внесения соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) (п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Постановление N 19). При этом следует учитывать, что численность акционеров ЗАО, созданного в результате изменения типа ОАО, не должна превышать 50 (п. 3 ст. 7 Закона об АО).

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона об АО акционерное  общество вправе преобразоваться в  ООО с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

Согласно  п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению  его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. 
Вопрос о реорганизации АО в форме преобразования для решения общим собранием акционеров реорганизуемого общества выносит совет директоров (наблюдательный совет) такого общества (п. 2 ст. 20 Закона об АО). 
Перечень сведений, которые обязательно должно содержать решение о реорганизации, принимаемое общим собранием акционеров, установлен п. 3 ст. 20 Закона об АО.

Решение может содержать и дополнительные сведения, например сведения об аудиторе создаваемого ООО, иные данные о лицах, указанных в подпунктах 4-7 п. 3 ст. 20 Закона об АО, или другие не противоречащие федеральным законам сведения о  реорганизации общества (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО).

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое  лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 4 ст. 20 Закона об АО).

Передаточный  акт должен содержать положения  о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении  всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого  общества, а также в связи с  возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого  общества, которые могут произойти  после даты, на которую составлен  передаточный акт (ст. 59 ГК РФ, п. 6 ст. 15 Закона об АО).

В течение  трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации АО обязано  в письменной форме сообщить в  регистрирующий (налоговый) орган о  начале процедуры реорганизации, в  том числе о форме реорганизации (преобразование), с приложением  решения о реорганизации. На основании  этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих  дней вносит в Единый государственный  реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое  лицо находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о регистрации)). Рекомендуемая форма уведомления  приведена в приложении к письму ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64. 
Согласно п. 6 ст. 15 Закона об АО и п. 2 ст. 13.1 Закона о регистрации реорганизуемое общество после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (журнал "Вестник государственной регистрации" - смотрите п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), сообщение о своей реорганизации, соответствующее требованиям, установленным п.п. 6.1 ст. 15 Закона об АО. 
Также реорганизуемое юридическое лицо, в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 2 ст. 13.1 Закона о регистрации).

В сообщении (уведомлении) о реорганизации согласно п. 6.1. ст. 15 Закона об АО указываются:

1) полное  и сокращенное наименования, сведения  о месте нахождения АО;

2) полное  и сокращенное наименования, сведения  о месте нахождения создаваемого  ООО;

3) форма реорганизации (преобразование);

4) описание  порядка и условий заявления  кредиторами АО своих требований, включая указание места нахождения  постоянно действующего исполнительного  органа АО, дополнительные адреса, по которым могут быть заявлены  такие требования, а также способы  связи с реорганизуемым обществом  (номера телефонов, факсов, адреса  электронной почты и другие  сведения); 
5) сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа АО и ООО; 
6) сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого общества, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемого общества (при наличии таких лиц). 
В сообщении (уведомлении) о реорганизации могут быть также указаны дополнительные сведения о реорганизуемом обществе, в частности сведения о кредитных рейтингах общества, а также об их изменении за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если общество осуществляет свою деятельность менее трех лет (п. 6.2 ст. 15 Закона об АО).

Государственная регистрация общества, созданного в  результате реорганизации, и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованного общества осуществляются при наличии доказательств уведомления  кредиторов в порядке, установленном  п. 6 ст. 15 Закона об АО (абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО).

На основании  пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан письменно сообщить в налоговый  орган по месту своего нахождения о реорганизации организации  в течение 3-х дней со дня принятия такого решения. Форма для сообщения  таких сведений утверждена приказом ФНС РФ от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

В силу п. 11 ст. 89 НК РФ в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика налоговый  орган вправе назначить выездную налоговую проверку. Данная проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

На основании  п. 1 ст. 15 Закона о регистрации государственная  регистрация юридических лиц, создаваемых  путем реорганизации, осуществляется регистрирующим (налоговым) органом  по месту нахождения реорганизуемого  юридического лица.

В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации для  государственной регистрации вновь  возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подается заявление  по форме N Р12001. В связи с тем, что  форма указанного заявления, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, не соответствует требованиям  действующей редакции Закона об ООО, ФНС России письмом от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ рекомендовала использовать форму N Р12001 "Заявление о государственной  регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации", размещенную  на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: www.nalog.ru. Указанная форма  имеется и в системе Гарант. 
К заявлению прилагаются следующие документы:

- учредительные  документы вновь возникающего  юридического лица, создаваемого  путем реорганизации в форме  преобразования в двух экземплярах;

- передаточный  акт;

- документ  об уплате государственной пошлины;

- документ, подтверждающий представление в  территориальный орган Пенсионного  фонда РФ сведений в соответствии  с подпунктами 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе обязательного  пенсионного страхования" и  в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального  закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных  страховых взносах на накопительную  часть трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных  накоплений". 
    Отсутствие какого-либо из вышеуказанных документов влечет отказ в государственной регистрации в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации. 
В процессе преобразования АО в ООО происходит обмен акций реорганизуемого общества на доли участников ООО в порядке, определенном в решении общего собрания акционеров АО (пп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО).

Согласно  п. 8.3.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг  и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной  службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), ценные бумаги юридических лиц, реорганизуемых путем  преобразования, при их конвертации  погашаются (аннулируются). 
Реорганизуемое АО обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг общества, о факте подачи документов на государственную регистрацию юридического лица, создаваемого в результате такой реорганизации, в день подачи документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 8.3.7 Стандартов).

Если  реорганизуемое АО осуществляет раскрытие  информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах своей финансово-хозяйственной  деятельности, данное общество обязано  опубликовать сообщение о существенном факте (сведения о реорганизации  эмитента) в порядке, установленном  в разделе VI Положения о раскрытии  информации эмитентами эмиссионных  ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н. 
ООО, созданное в результате реорганизации, обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного АО, о факте своей государственной регистрации в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8.3.7 Стандартов). 
Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ), а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о регистрации).

3 Ликвидация ОАО

По общему правилу, ликвидация ОАО осуществляется  по тем же нормам гражданского законодательства, согласно требованиям закона "Об акционерных обществах", которыми должна проводиться ликвидация предприятий иных организационно-правовых форм. 

ОАО может быть ликвидировано:

—  добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований закона "Об акционерных обществах" и устава ОАО; 
—  по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ;

Совет директоров (наблюдательный совет) выносит на общее собрание акционеров вопрос о ликвидации ОАО

Общее собрание акционеров

Принимает решения:

—  о ликвидации ОАО

—  о назначении ликвидационной комиссии Незамедлительно уведомляет о принятии решения о ликвидации ОАО уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц

Утверждение промежуточного ликвидационного баланса

Ликвидационная комиссия

С момента  назначения к ней переходят все  полномочия по управлению делами ОАО

• направляет письменные уведомления кредиторам

• Составляет промежуточный ликвидационный баланс

• При  недостатке средств для расчета  с кредиторами продает имущество  с публичных торгов

• Производит выплаты кредиторам в порядке  очередности,

становленной  ГКРФ

• По завершении расчетов с кредиторами составляет ликвидационный баланс - Утверждение  ликвидационного баланса

• Распределяет оставшееся имущество между акционерами

Орган печати в котором публикуются данные о регистрации юридических лиц публикует сообщение о ликвидации ОАО, порядке и сроках (не менее 2 месяцев) предъявления требований кредиторами

Кредиторы предъявляют требования к ликвидируемому ОАО

Орган, осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц: 

• Вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что ОАО  находится в процессе ликвидации  
• Вносит запись о ликвидации ОАО в ЕГРЮЛ  

 

 

 Есть 2 отличия ликвидации ОАО от ликвидации других фирм.

  1. Ликвидация ОАО не может быть проведена путём слияния или присоединения.
  2. Решение о добровольной ликвидации ОАО должно быть принято владельцами не менее 75% голосующих акций.

Информация о работе Правовое положение ОАО