Порядок реорганизации коммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования автор поставил изучение вопроса о ликвидации коммерческих организаций и правовое регулирование данного вопроса.
В ходе исследования ставятся следующие задачи:
. Исследовать особенности правопреемства и проанализировать его природу, поскольку отсутствие правопреемства является существенным признаком ликвидации организаций.
. Исследовать процесс ликвидации коммерческих организаций как один из способов прекращения юридических лиц, выявить отличительные признаки ликвидации организаций от их реорганизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
.1 Понятие ликвидации юридических лиц
.2 Добровольная ликвидация коммерческих организаций
.3 Принудительная ликвидация коммерческих организаций
.4 Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица
ГЛАВА 2.ЛИКВИДАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
.1 Понятие ликвидационной комиссии
.2 Обязанности ликвидационной комиссии
.3 Порядок ликвидации коммерческих организаций
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_1__33__33__33 (5).doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Экономико-правовой колледж при Набережночелнинском  филиале ЧОУ

ВПО Института  экономики, управления и права(г.Казань)

 

 

Юридический факультет

 

 

Кафедра гражданского и предпринимательского права

 

Порядок реорганизации  коммерческих организаций

(курсовая работа по дисциплине «Основы предпринимательского и коммерческого права»)

 

 

 

Исполнитель: студент 2 курса, группа 1812-9____________Халиуллин З.И.

Проверил: ст. преподаватель                    ____________Коновалова К.С.

 

 

 

 

Набережные  Челны - 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ликвидация коммерческий правовой

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

.1 Понятие ликвидации  юридических лиц

.2 Добровольная ликвидация  коммерческих организаций

.3 Принудительная ликвидация  коммерческих организаций

.4 Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица

ГЛАВА 2.ЛИКВИДАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

.1 Понятие ликвидационной  комиссии

.2 Обязанности ликвидационной  комиссии

.3 Порядок ликвидации  коммерческих организаций

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРИ  ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В настоящий период в России идет интенсивный процесс создания коммерческих юридических лиц, однако существует необходимость и в ликвидации таких организаций по различным основаниям. Важность вопроса ликвидации юридических лиц определяется серьезными правовыми последствиями, которые наступают при прекращении юридического лица, ибо при ликвидации организации исчезает субъект права.

Изучение действующего законодательства о ликвидации коммерческих организаций и практики его применения арбитражными судами показывает, что решение основополагающих вопросов ликвидации организаций обладает несомненной актуальностью. Пробелы в законодательстве, регулирующем ликвидацию коммерческих организаций, во многом являются причиной недостатков в работе органов (лиц), участвующих в ликвидации организации. В процессе осуществления ликвидации организации нередко возникают вопросы, в решении которых нет единства в практике.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс), посвящая вопросам ликвидации организаций пять статей и несколько статей применительно  к ликвидации хозяйственных товариществ  и обществ, закрепляет только общие  положения, относящиеся к исследуемой проблеме. Нормы статей 61-64 Кодекса не содержат детального регулирования отношений при ликвидации коммерческих организаций.

Имеются существенные расхождения  во мнениях по поводу самого понятия  ликвидации коммерческих организаций. Различные суждения высказываются в литературе о последствиях ликвидации организаций, спорным остается вопрос о критериях разграничения двух видов прекращения коммерческих организации - ликвидации и реорганизации юридических лиц.

Актуальным остается также и решение проблемы с коммерческими юридическими лицами, которые, по меткому определению практических работников, являются «мертвыми душами». В настоящее время они ликвидируются в судебном порядке через упрощенную процедуру банкротства, которая, однако, является, сложной и дорогой процедурой не только для участников организаций, но и государства. Поэтому возникает задача установления для организаций, реально не осуществляющих свою деятельность и отсутствующих по месту своей государственной регистрации, специального порядка их ликвидации и исключения их из государственного реестра юридических лиц, а также недопущения создания таких организаций.

Вопрос о ликвидации организаций приобрел особую важность также в связи изменениями, внесенными в действующее гражданское законодательство о ликвидации юридических лиц. Ещё с 2002 года существует Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который содержит, в том числе нормы, регламентирующие ликвидацию юридических лиц. Названный Закон устанавливает правовое регулирование ликвидации коммерческих организаций.

Некоторые федеральные  законы, нормируя отдельные положения, относящиеся к ликвидации коммерческих организаций, устанавливают дополнительные, не предусмотренные Кодексом обязанности для участников ликвидационного процесса. Так, например, в п. 3 ст. 20 Закона «О государственной регистрации» предусмотрена обязанность учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, уведомлять регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. В то же время Кодекс, регулируя вопросы составления и утверждения промежуточного ликвидационного баланса в п. 2 ст. 63, не говорит об этой обязанности учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица.

Актуальность работы обусловлена также необходимостью теоретического обоснования правопреемства, как отличительного признака одного из видов прекращения коммерческих организаций: реорганизации от ликвидации юридических лиц.

Сказанное определяет необходимость  и важность всесторонней теоретической  разработки ряда проблем, имеющих значение для дальнейшего развития законодательства о ликвидации коммерческих организаций  и для улучшения практики применения закона.

Отмеченные положения  определили цель и задачи научного исследования.

Целью исследования автор  поставил изучение вопроса о ликвидации коммерческих организаций и правовое регулирование данного вопроса.

В ходе исследования ставятся следующие задачи:

. Исследовать особенности  правопреемства и проанализировать  его природу, поскольку отсутствие  правопреемства является существенным  признаком ликвидации организаций.

. Исследовать процесс  ликвидации коммерческих организаций  как один из способов прекращения юридических лиц, выявить отличительные признаки ликвидации организаций от их реорганизации.

. Проанализировать порядок  ликвидации и отношения, возникающие  между участниками ликвидационного  процесса коммерческих организаций,  а также определить возможность установления в законодательстве гарантий прав кредиторов при ликвидации коммерческих организаций.

. Проанализировать результаты  изменения законодательства о  ликвидации коммерческих организаций  и отечественную практику его  применения.

. Сформулировать предложения по изменению содержания отдельных положений ГК РФ и других федеральных законов о ликвидации коммерческих организаций, а также рекомендации по совершенствованию судебно-арбитражной практики применения соответствующих норм и меры по повышению эффективности процесса ликвидации коммерческих организаций.

Предмет исследования. В  работе исследуется проблема ликвидации коммерческих организаций. Необходимо отметить, что в зависимости от организационно-правовой формы коммерческой организации, различен и процесс осуществления их ликвидации.

Объектом исследования являются российские нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы ликвидации коммерческих организаций, судебная практика применения указанных нормативных  актов арбитражными судами Российской Федерации и исследования ученых-юристов в области гражданского и коммерческого права.

 

 

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

.1 Понятие ликвидации  юридических лиц

 

Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены  в ГК РФ, регламентирующем в ст. 61-64 основания ликвидации юридических  лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации.

Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным  видам юридических лиц: Федеральном  законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", в редакции от 29.12.2012 N 282-ФЗ, вступивших в силу со 2 января 2013 года.

Коммерческое предприятие  может быть ликвидировано в следующих  случаях:

1) решение его учредителей (участников) или органа юридического лица, имеющих полномочия, которые дают учредительные документы;

2) истечение сроков, на которые было создано юридическое лицо;

3) достижение цели, для которой и создавалось юридическое лицо;

4) признание судом недействительной регистрацию юридического лица из-за нарушений закона или иных правовых актов, допущенных при его формировании, если эти нарушения имеют непреодолимый характер проведение деятельности без необходимого разрешения (лицензии) либо деятельности, которая, запрещена законом, или если деятельность проводится с неоднократным или грубым нарушением закона либо других правовых актов, а также в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными правовыми актами;

признание судом юридического лица, которое является коммерческой организацией, банкротом, если оно не способно удовлетворить требования кредиторов. Учредители (участники) предприятия или орган, которые приняли решение о ликвидации предприятия, письменно сообщают об этом органу, проводящему государственную регистрацию юридических лиц, назначают по согласованию с данным органом ликвидационную комиссию и в соответствии с требованиями ГК РФ определяют порядок и сроки ликвидации предприятия.

 

2 Добровольная ликвидация  коммерческих организаций

 

Основания добровольной ликвидации юридического лица:

1) истечение срока, на который была создана организация;

2) достижение цели, для которой была создана организация;

3) конфликт интересов собственников или иные обстоятельства, влекущие необходимость ликвидации юридического лица.

Добровольная ликвидация юридического лица проводится по решению  его учредителей (участников), либо по решению органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами.

Порядок добровольной ликвидации юридического лица:

. Принятие решения  о ликвидации юридического лица:

Для принятия решения  о добровольной ликвидации юридического лица необходимо рассчитать стоимость его чистых активов, что позволит оценить финансовое положение организации. Величина чистых активов - это сумма оценки имущества организации после уплаты всех долгов.

. Проведение общего  собрания акционеров (участников) организации:

Общее собрания акционеров (участников) должно проголосовать  по следующим вопросам:

1) принять решение о добровольной ликвидации юридического лица;

2) избрать ликвидационную комиссию (ликвидатора);

3) утвердить величину и порядок выплаты вознаграждения ликвидатору;

4) принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки;

5) избрать инвентаризационную комиссию;

6) принять решение о получении акционерами (участниками) оставшегося имущества организации после расчета с кредиторами в натуральной или денежной форме.

. Уведомление о ликвидации  юридического лица регистрирующего  (налогового) органа для внесения  в ЕГРЮЛ сведений о том, что  организация находится в процессе  ликвидации;

. Получение выписки  из ЕГРЮЛ и свидетельства о  внесении записи в ЕГРЮЛ, подтверждающие официальные полномочия ликвидатора;

. Назначение ликвидационной  комиссии (ликвидатора), установление  порядка и сроков ликвидации  юридического лица;

. Уведомление регистрирующего  (налогового) органа о формировании  ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора);

. Публикация сообщения  о ликвидации юридического лица, о порядке и сроках приема  заявлений кредиторов;

.Увольнение персонала  организации;

.Выявление и сверка  расчетов с кредиторами:

Необходимо провести сверку расчетов с каждым кредитором и направить им письма с указанием, что организация находится в состоянии ликвидации.

.Взыскание дебиторской  задолженности;

.Проведение аудита  и инвентаризации активов, обязательств  ликвидируемого юридического лица:

Аудиторы в соответствии с действующим законодательством обязаны принять участие в инвентаризации. В ходе инвентаризации активов следует оценить их ликвидность.

. Составление промежуточного  ликвидационного баланса:

Желательно, чтобы достоверность  промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемого юридического лица, который будет утверждаться общим собранием акционеров (участников) общества, была подтверждена результатами проведенной на дату составления баланса инвентаризации и аудиторским заключением.

. Утверждение промежуточного  ликвидационного баланса общим собранием акционеров (участников) организации;

. Предоставление в  регистрирующий (налоговый) орган  утвержденного промежуточного ликвидационного  баланса вместе с уведомлением  о его составлении;

Информация о работе Порядок реорганизации коммерческих организаций