Порядок прекращения предпринимательской деятельности граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, ликвидация - это прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что после окончания процедуры ликвидации кредиторы не могут потребовать удовлетворение каких либо обязательств, возникших во время осуществления деятельности ликвидировавшимся лицом.

Вложенные файлы: 1 файл

рпп.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

2. Порядок прекращения  предпринимательской деятельности  граждан 
 
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, ликвидация - это прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что после окончания процедуры ликвидации кредиторы не могут потребовать удовлетворение каких либо обязательств, возникших во время осуществления деятельности ликвидировавшимся лицом.  
 
На практике под ликвидацией иногда понимают не только установленный Гражданским кодексом и ФЗ «О банкротстве» порядок прекращения деятельности. При таком порядке всегда возникает налоговая проверка организации. Причем налоговики имеют право проверить всю деятельность, начиная с даты создания. Этот факт пугает и бухгалтеров, и руководителей организации, и собственников. Рынок юридических услуг живо отреагировал на эту потребность, предложив несколько «своих» способов ликвидации. Об официальной процедуре ликвидации и некоторых других «способов» ликвидации, а также их последствиях, мы можете прочитать в данном разделе информационно-справочного ресурса «Регистрация и сопровождение Вашего бизнеса».  
 
Ликвидация может быть добровольной по решению учредителей или иного органа, уполномоченного учредительными документами, или принудительной по решению суда по иску уполномоченного государственного или муниципального органа. Основанием для добровольной ликвидацией может быть потеря интересов собственников к данному бизнесу, убыточность (нерентабельность) финансово-хозяйственной деятельности, окончание срока, на который была создана организация, или достижение целей для которых булла учреждена организация. Кроме того, очень часто ликвидация проводится для сокрытия бухгалтерских и юридических ошибок, которые были допущены в процессе функционировании организации. В обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах участники (акционеры) обязаны принять решение о ликвидации в случае, если по окончанию второго и каждого последующего финансового года чистые активы буду меньше минимального уставного капитала, установленного законом. 
 
Что же касается прекращения предпринимательской деятельности ПБОЮЛ, то возможны три случая такого прекращения:  
 
-Добровольная ликвидация  
 
-Принудительная ликвидация  
 
-Банкротство  
2.1 Добровольное прекращение деятельности 
 
 
Согласно п. 1 статьи 22.3 Закона государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП (ПБОЮЛ) в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: 
 
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме №Р26001, утвержденной п. 2 Постановления Правительства от 19 июня 2002 г. №439; 
 
б) документа об уплате государственной пошлины – согласно п. 8.1 п. 1 статьи 333.33 Налогового кодекса (НК) такая пошлина составляет 20% размера государственной пошлины, установленной за государственную регистрацию физического лица в качестве ИП. 
 
Порядок предоставления документов установлен в статье 9 Закона. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.  
 
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены Постановлением Правительством №439. 
 
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при его наличии. 
 
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (п. 2 статьи 9 Закона). Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. 
 
Налоговый орган не позднее одного рабочего дня с момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) выдает заявителю или направляет ему по почте свидетельство о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по форме №Р65001, установленной п. 5 Постановления Правительства №439. Основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) в дальнейшем не используется. Если рассматриваемое физическое лицо решит вновь зарегистрироваться в качестве ПБОЮЛ, то ему присваивается новый ОГРНИП. 
 
В соответствии с п. 5 статьи 84 НК в случае прекращения деятельности в качестве ПБОЮЛ снятие его с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРИП. При этом на основании п. 3.8 Приказа МНС от 3 марта 2004 г. №БГ-3-09/178 ИНН при изменении места жительства физического лица, а также при изменениях в сведениях о физическом лице не изменяется. 
 
При прекращении деятельности ПБОЮЛ следует закрыть использовавшиеся для предпринимательской деятельности счета в банках и сообщить об этом в налоговую инспекцию.

 

В связи с увеличением  суммы взносов во внебюджетные фонды микробизнес многим стал невыгоден. Поэтому предприниматели массово закрывают свой бизнес. Однако просто "свернуть" бизнес мало, нужно еще и оформить это официально. Для этого требуется пройти процедуру госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности в ИФНС (ликвидации), а до этого нужно уволить работников, сдать отчетность во внебюджетные фонды и т.д. Но все это не так уж и сложно, когда имеешь на руках четкий алгоритм действий.

Сообщаем фондам по месту жительства о прекращении бизнеса

Сообщать в фонды о прекращении деятельности нужно, если вы признавались плательщиком страховых взносов по тому или иному основанию. Поэтому предупредить ПФР надо обязательно: ведь даже если вы не состоите у них на учете как страхователь-работодатель, то в любом случае выступаете страхователем для самого себя, уплачивая фиксированный страховой взнос. А вот сообщать в ФСС нужно, только если вы нанимали работников и (или) вступали с Фондом в отношения по добровольному страхованию. Какой-либо специальной формы такого сообщения нет. Можно оформить его так.

 

В Управление ПФР N 00 по Московской области

от Сидорова Петра  Романовича,

паспорт 00 00 N 000000, выдан 22 ноября 2004г. УВД г. Дмитров МО,

проживающего по адресу: Московская обл., г. Дмитров,

ул. Утренняя, д. 1, кв. 3,

ОГРНИП 301503164869323, ИНН 503117251678,

Рег. N в ПФР 060-031-4556

Тел.: +7(915) 016-27-30 

 

Я, Сидоров Петр Романович, сообщаю о своем решении прекратить предпринимательскую деятельность, принятом 15 апреля 2013 г. 

 

________________________                            А.И. Пономарев               15.06.2013                                                                                                

(подпись)

 

В ФСС документ готовится  по тому же образцу. Не забудьте, что  передать сообщение в фонды нужно в течение 3 рабочих дней после указанной в нем даты принятия решения о прекращении деятельности. Сделать это вы можете лично или направив документ по почте ценным письмом с описью вложения.

Дальнейшие действия будут зависеть от того, есть у вас  наемные работники или нет.

Если у вас никогда  не было работников, то вы можете спокойно представить в ИФНС заявление  по установленной форме. Если же когда-то работники у вас были и вы до сих пор не снялись с учета  в ПФР и ФСС, то вам нужно  сняться с учета в фондах.

Ваши действия, если у вас есть работники:

1. Увольнение работников

Уволить работников в  связи с прекращением деятельности вы можете только после того, как  примете решение закрыть бизнес. О предстоящих увольнениях вам  надо уведомить службу занятости, причем сделать это нужно не позднее чем за 2 недели до увольнений. Информацию об увольняемых работниках можно подготовить в произвольной форме или же взять за основу формы, утвержденные Правительством для массовых увольнений. В любом случае эта информация должна содержать сведения о должностях работников, профессиях, специальностях и квалификационных требованиях к ним, условиях оплаты труда каждого конкретного работника. За непредставление этих сведений служба занятости может оштрафовать вас на сумму от 300 до 500 руб.

А вот самих работников не нужно заранее предупреждать  о предстоящем увольнении. И выплачивать  им выходное пособие и средний  месячный заработок по общему правилу  тоже не надо. Такие гарантии закон  предоставляет только работникам организаций. Однако если вы предусмотрели в трудовом договоре с работником, что обязуетесь заблаговременно предупредить его об увольнении, выплатить выходное пособие и сохранять средний заработок на период трудоустройства, то принятые на себя обязательства придется исполнять.

Примечание 
В день увольнения работнику нужно выдать справку о сумме зарплаты, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы в соцстрах, за 2 календарных года, предшествующие году увольнения, и текущий календарный год. Кроме того, по письменному заявлению работника вы должны выдать ему справку о среднем заработке за последние 3 месяца для представления в службу занятости. Пока форма такой справки не утверждена на федеральном уровне, оформить ее можно в произвольном виде.

Запись в трудовой книжке сотрудника надо сделать такую: "Трудовой договор расторгнут в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации".

Заметьте, что, решив прекратить деятельность, вы можете уволить даже беременных женщин и сотрудниц, находящихся в декретном отпуске, а также в отпуске по уходу за ребенком. Кстати, не имеет значения, через какое время - через месяц или через год - после увольнения таких сотрудниц вы обратитесь в ИФНС с заявлением о ликвидации. Уволенные мамы все равно смогут получать государственные пособия через орган соцзащиты населения, несмотря на то что вы в это время формально еще будете иметь предпринимательский статус. Иногда органы соцзащиты отказывают в выплате пособия, если предприниматель еще значится в ЕГРИП, но суды их в этом не поддерживают.

 

 

2. Сдача отчетности в фонд

Теперь об отчетности, которую нужно  подать в ПФР и ФСС. До того как  вы подадите в инспекцию заявление  по установленной форме, нужно сдать в ФСС расчет по форме-4 ФСС, а в ПФР - расчет по форме РСВ-1 ПФР за последний отчетный период (с начала года и по день представления расчетов включительно).

Разницу между суммой взносов по этим заключительным расчетам и суммой взносов, уплаченных с начала года, нужно уплатить в течение 15 календарных дней со дня подачи расчетов. За просрочку уплаты взносов по этим расчетам, так же как и по обычным расчетам, фонды могут начислить вам пени. А если сдадите расчеты уже после подачи заявления в налоговую или в тот же день, вас оштрафуют минимум на 1000 руб. за каждый расчет. Сделать это фонды могут и после утраты вами статуса ИП.

Внимание! Экземпляр сведений персонифицированного учета по форме СЗВ-6-4 за последний отчетный период не забудьте вручить работникам под расписку в день увольнения.

Также нужно в течение месяца после принятия решения о прекращении  деятельности, но не позднее дня  подачи заявления в инспекцию  сдать в ПФР:

1) анкетные сведения по персонифицированному  учету по работникам, уволенным в связи с прекращением деятельности ИП (об этих сведениях мы еще поговорим);

2) персонифицированную отчетность  по работникам по формам:

  • СЗВ-6-4;
  • АДВ-6-5 (опись по суммам выплат и вознаграждений и взносам);
  • АДВ-6-2 (опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР).

Примечание 
Для сдачи расчетов 4 ФСС и РСВ-1 ПФР срок фактически не установлен, он только ограничен днем, предшествующим дню подачи заявления о ликвидации в инспекцию. А для сдачи сведений персонифицированного учета законодатель определил конкретный срок - 1 месяц после принятия решения о прекращении бизнеса (но не позднее дня подачи заявления в налоговую). В то же время ежеквартальная отчетность по персонифицированному учету представляется вместе с расчетом по пенсионным взносам. Поэтому и сведения по персонифицированному учету, и заключительные расчеты логично подать в течение месяца после того, как вы решили прекратить деятельность.

Получается, что при прекращении  деятельности ИП нужно подать два  вида сведений по работникам: анкетные данные персонифицированного учета и персонифицированную отчетность. Особого смысла в таком дублировании нет, тем более что анкетные сведения в ПФР уже должны быть. Есть ли необходимость подавать их при прекращении деятельности, учитывая, что они будут аналогичны уже имеющимся в ПФР?

Комментарий специалиста  Управления Пенсионного фонда: 
"Индивидуальный предприниматель должен завершить всю работу с Пенсионным фондом. Нужно закрыть свои обязательства по анкетированию по тем сотрудникам, у которых это первое место работы: забрать в ПФР страховые свидетельства и выдать их работникам. Если в ПФР есть анкетные сведения обо всех работниках ИП, то повторно сдавать на них эти сведения не надо. Нужно представить только персонифицированную отчетность по формам СЗВ-6-4, АДВ-6-5 и АДВ-6-2. Также предприниматель должен в рабочем порядке провести с ПФР финальную сверку всех платежей, расчетов и обязательств по страховым взносам, пеням и штрафам".

Примечание 
За непредставление сведений персонифицированного учета ПФР может взыскать с вас через суд штраф в размере 10% платежей, начисленных по данным последней отчетности, по каждому работнику, сведения по которому не поданы в срок.

3. Снятие с учета в фондах

После расторжения трудового  договора с последним из работников нужно сняться с учета в  ФСС в качестве страхователя. Конкретный срок для снятия с учета в Фонде  законодательством не установлен, но лучше не затягивать. Если вы будете продолжать числиться в ФСС как работодатель, надо ежеквартально сдавать отчетность по соцстраху.

Для снятия с учета  в ФСС вы должны подать:

  • заявление по установленной форме;
  • документы, подтверждающие увольнение последнего из работников (например, копии приказа об увольнении, допсоглашения об увольнении к трудовому договору, трудовой книжки работника и т.д.).

После этого ФСС снимет вас с учета в течение 14 календарных  дней со дня подачи заявления. Но с  одной оговоркой: если у вас нет недоимки по обязательным платежам на соцстрах. Об этом сказано в Порядке регистрации, изданном ФСС еще в 2004 г. А что делать, если такая задолженность есть и погасить ее в данный момент предприниматель не может? Значит ли это, что он не сможет сняться с учета в ФСС до тех пор, пока не погасит задолженность?

Отвечает заместитель  руководителя Департамента администрирования  страховых взносов ФСС РФ: 
"Порядок регистрации страхователей в ФСС регулируется не только Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27. Есть более поздние документы вышестоящего ведомства, устанавливающие такой порядок, - это Приказы Минздравсоцразвития России N N 959н и 1054н, в которых вопросы снятия предпринимателя с учета в Фонде и наличия у него задолженности по уплате обязательных платежей не взаимосвязаны. В соответствии с этими Приказами предприниматель-работодатель снимается с регистрационного учета в ФСС в течение 14 календарных дней с даты подачи им соответствующего заявления и необходимого пакета документов. Наличие задолженности по обязательным платежам не является препятствием для снятия с учета. Взыскание с предпринимателя недоимки по страховым взносам и задолженности по уплате пеней и штрафов производится в порядке, установленном законодательством, включая меры принудительного взыскания. После прекращения предпринимательской деятельности и снятия с учета в качестве страхователя оставшаяся задолженность будет взыскиваться с бывшего ИП как с физлица".

Информация о работе Порядок прекращения предпринимательской деятельности граждан