Понятие, особенности общества с ограниченной ответственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования дипломной работы является изучение правового положения общества с ограниченной ответственностью в рамках российского законодательства. При написании дипломной работы была поставлена задача наиболее внимательно рассмотреть такие вопросы как понятие общества с ограниченной ответственностью, развитие российского законодательства регулирующего деятельность общества, основные признаки и порядок создания общества, учредительные документы, уставной капитал общества, в том числе участники и органы общества, а так же реорганизация и ликвидация общества. Это позволит более четко отделить общество с ограниченной ответственностью от близких к нему организационно-правовых форм юридических лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ООО.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в условиях отсутствия достаточного правового регулирования на уровне законодательства резко возросло значение уставов. «Устав каждого товарищества с ограниченной ответственностью, учрежденного по специальному разрешению, надо рассматривать как специальный закон (lex specialis), — писал С.Н. Ландкоф, - и в случае коллизии между правилом, предусмотренным в уставе товарищества, и правилом действующего законодательства надобно признать, что специальный закон (устав) отменяет для данного товарищества действие общего закона». Наркомат внутренней торговли СССР признал, например, возможным создание объединений частных торговцев в форме товариществ с ограниченной ответственностью. Считая эту форму экономически маломощной и организационно слабой, наркомат считал необходимым осторожно подходить к таким товариществам, разработал типовой устав и требовал утверждения устава в соответствующих органах республик. Типовые уставы были разработаны также для торфяных товариществ. Кроме того, 25 февраля 1925 г. постановлением наркомата внутренней торговли был утвержден общий примерный устав товариществ с ограниченной ответственностью. Обращают на себя внимание следующие выводы юристов относительно статуса товариществ с ограниченной ответственностью в России в рассматриваемый период. Товарищество с ограниченной ответственностью и одноименные с ним товарищества, предусмотренные законодательством стран Западной Европы, были сходны друг с другом лишь по наименованию, но различны по существу. В.Н. Шретер в этой связи писал: «Теоретик хозяйственного права находится здесь в формальном затруднении Гражданский кодекс выдвигает в качестве пятого вида товариществ — «товарищество с ограниченной ответственностью». Название это заимствовано у одноименных товариществ, принятых и Германии, Австрии и Франции. По сути дела товариществом с ограниченной ответственностью кодекс подразумевал товарищество с переменным составом и капиталом. Обосновывая этот вывод, В.Н. Шретер писал, что в отличие от акционерного капитала, который фиксируется в уставе и может измениться лишь в порядке изменения последнего, паевой капитал товарищества с ограниченной ответственностью является переменным. Поскольку товарищество с ограниченной ответственностью может беспрепятственно менять число своих членов, основной капитал во время существования товарищества произвольно возрастает или уменьшается в зависимости от притока членов и взятия      ими

новых паев8.

На рубеже 20—30-х годов  усилилось централизованное плановое начало в управлении экономикой и государственной собственностью. Получившие широкое распространение в 20-х годах корпоративные, т. е, построенные на началах членства организации, были вытеснены унитарными образованиями (предприятиями, трестами). В результате акционерные общества и вес иные виды товариществ практически прекратили существование. В связи с тем, что изданные в 1922 г. и 1927 г. нормативные акты о товариществах потеряли свое практическое значение, они были при принятии в 1964—1965 гг. республиканских гражданских кодексов признаны утратившими силу. После этого в течение более чем двух десятилетий товарищество с ограниченной ответственностью как форма предприятий не упоминалась и законодательстве. Вместе с тем возможность создания предприятий, близких по своей природе к таким товариществам, существовала. Например, в сельском хозяйстве на основе утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 14 апреля 1977 г. Общего положения о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве функционировали межхозяйственные предприятия. Имелись различного рода кооперативные организации, например, жилищно-строительные, дачно-строительные кооперативы, артели старателей и т. д. Но сфера их деятельности была ограничена и серьезной роли в хозяйственном обороте страны они не играли.

Ситуация  стала несколько меняться в конце 80-х годов с принятием, в частности, нормативных актов о совместных предприятиях с участием иностранного капитала, например, известного постановления Совета Министров СССР «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран» от 23 января 1987 г.. По мнению многих юристов, предусмотренная в нем форма совместных предприятий была близка к широко распространенным на западе обществам с ограниченной, ответственностью, например Gesellshaft mit beschrankter Haftung в Германии. Законы СССР о собственности в СССР от 6 марта 1990 г., о предприятиих в СССР от 4 июня 1990 г. уже упоминали акционерные общества и иные хозяйственные общества и товарищества. Наконец, 19 июня 1990 г. Совет Министров СССР своим постановлением утвердил Положение об акционерных обществах и обществах, с ограниченной ответственностью. Впервые в истории России в нормативном акте закрепилось возможность создания обществ с ограниченной ответственностью для осуществления предпринимательской деятельности, и вводились достаточно детальные правила, регулирующие порядок создания и деятельности этих обществ. Указанное Положение четко отделяло общества с ограниченной ответственностью от акционерных обществ, хотя и предусматривало для обеих форм некоторые общие правила. Оно не было лишено недостатков, но, тем не менее, создало добротную основу для использования и распространения этих обществ на практике.

К сожалению, само Положение и созданные в  соответствии с ним общества просуществовали недолго. 25 декабри 1990 г. в России был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, содержащий перечень организационно-правовых форм предприятий, среди которых было названо товарищество с ограниченной ответственностью (ст. 11). Однако составителя закона по непонятным причинам наряду с наименованием «товарищество с ограниченной ответственностью», «вклады» использовали также термины соответственно «акционерные общества закрытого тина» и «акции». Вряд ли формулировки этой статьи можно признать удачными. К сожалению, как уже отмечалось в литературе, указанная статья в этом законе не является исключением по части недоразумений.

Комментируя сложившуюся ситуацию, многие исследователи  указывают на то, что Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности исходит из идентичности товарищества с ограниченной ответственностью и акционерного общества закрытого типа, другие считают, что акционерное общество закрытого типа приравнено к товариществу с ограниченной ответственностью и потому общество не обязано даже выпускать акции, третьи расценивают формулировки Закона, допускающие вывод о тождестве этих различных форм, не более, как недоразумение. Оно и не возобновилась и после отмены данного закона в связи с принятием части первой Гражданского кодекса РФ9.

1 марта 1998 года был введен в действия Федеральный закон «об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - ФЗ «об ООО»)10. Закон стал одним из центральных  законодательных актов, определивших на базе соответствующих  общих правил Гражданского кодекса РФ (далее - ГКРФ) статус одной из двух основных разновидностей хозяйственных обществ – главных субъектов современного имущественного оборота11.

 

§1.2. Общество с ограниченной ответственностью в Российском законодательстве

Юридическая конструкция  общества с ограниченной ответственностью в ФЗ «об ООО» целом построена  на базе правил ГК РФ об этих хозяйственных обществах и соответствует им в гораздо большей мере, чем аналогичные правила Федерального закона «об акционерных обществах». Тем самым законодательная "модель" такого общества в значительной мере приближена к европейскому континентальному (германскому) образцу и почти не содержит свойственных Федеральному закону «об акционерных обществах» заимствований из англо-американского правопорядка (делающих последний ФЗ довольно странным "симбиозом" континентального и американского подхода).

По смыслу определения, содержащегося в п.1 ст.2 ФЗ «об ООО» (и текстуально воспроизводящего аналогичное определение, данное в п.1 ст.87 ГК), общество с ограниченной ответственностью является разновидностью коммерческой организации - объединения капиталов, характеризующейся, во-первых, делением уставного капитала на доли и, во-вторых, отсутствием ответственности участников по долгам общества личным имуществом12.

В обществе с ограниченной ответственностью не должно быть более 50 участников, однако допускается создание и (или) функционирование такого общества и с одним участником - в качестве "компании одного лица" (если только речь не идет о другом обществе, состоящем из одного лица). При этом в роли учредителей и участников хозяйственных обществ по общему правилу не могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления (п.4 ст.66 ГК, п.2 ст.7 ФЗ «об ООО»). Ведь в гражданско-правовом смысле они являются финансируемыми собственником учреждениями с ограниченным вещным правом оперативного управления на свое имущество, исключающим возможности свободного распоряжения им (ст.120 и 296 ГК), не говоря уже о специальном характере их правоспособности (п.1 ст.49 ГК), обычно не предусматривающем для этих некоммерческих организаций возможности такого рода деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью, как правило, имеет двухзвенную  структуру управления: общее собрание как высший орган с исключительной компетенцией (ни при каких условиях не передаваемой исполнительному органу) и исполнительный орган (единоличный - генеральный директор, президент и др., либо также и коллегиальный - правление, дирекция и т.п.) (ст.91 ГК, ст.32 ФЗ «об ООО»). Согласно п.2 ст.32 ФЗ «Об ООО» уставом общества может быть предусмотрено образование в нем наблюдательного совета (по традиции называемого у нас также советом директоров) как постоянно действующего органа его участников13.

В целом традиционно сформулированы основные права и обязанности участников общества (ср.п.1 ст.8, п.1 ст.9 ФЗ «об ООО» и ст.67, 93, 94 ГК). Участники общества вправе: участвовать в управлении его делами; получать информацию о его деятельности, в том числе путем знакомства с бухгалтерскими книгами и иной документацией общества (в отличие от незаконно лишенных этой возможности участников акционерных обществ); принимать участие в распределении прибыли; отчуждать принадлежащую им долю в уставном капитале общества; выходить из числа участников общества; получать ликвидационную квоту (часть имущества или его стоимость, оставшуюся после расчетов с кредиторами общества при его ликвидации). Они обязаны вносить вклады в имущество общества и не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности.

Уставный капитал общества по-прежнему не может составлять менее 100 минимальных размеров оплаты труда и рассматривается как минимальный размер имущества общества, гарантирующий интересы его кредиторов (ср. п.1 ст.14 ФЗ «об ООО» и п.1 ст.90 ГК)14.

ФЗ «об обществах с ограниченной ответственностью» не только закрепил развернутое регулирование их статуса, но и ввел ряд принципиальных для российского права новшеств. Основные из них касаются прав и обязанностей участников обществ; организации управления обществом с ограниченной ответственностью; режима его имущества, включая уставный капитал; совершения крупных и некоторых других сделок от имени общества15.

Согласно п.2 ст.8 и п.2 ст.9 ФЗ «об ООО» у участников общества с ограниченной ответственностью могут появляться дополнительные права и обязанности. Такие права и обязанности могут предоставляться как всем без исключения участникам общества, так и определенным (отдельным) участникам. В обоих случаях они предусматриваются либо уставом конкретного общества, либо единогласным решением общего собрания. Речь, например, может идти о праве участника (независимо от размера его доли) назначать одного из членов правления или совета директоров общества или о его обязанности периодически оказывать обществу какие-либо услуги. Возложение дополнительных обязанностей на конкретного участника общества либо прекращение или ограничение принадлежащих ему дополнительных прав возможны только по решению общего собрания, принятому большинством не менее двух третей голосов участников общества, и при обязательном согласии с этим самого участника.

Идея таких дополнительных прав и обязанностей заимствована нашим  Законом из германского права. Однако здесь дополнительные права или  обязанности участника общества с ограниченной ответственностью обычно оформляются дополнительным соглашением (договором) общества с участником и, как правило, привязываются к его доле. Следовательно, при отчуждении доли они могут переходить к новым участникам общества. В отличие от этого российский Закон считает такие права и обязанности принадлежащими исключительно участнику общества и потому не переходящими при отчуждении его доли (абз.2 п.2 ст.8, абз.2 п.2 ст.9 ФЗ «об ООО»)16.

С целью защиты интересов мелких участников общества Закон допускает  кумулятивное голосование при избрании членов наблюдательного совета и коллегиального исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью (если это предусмотрено в уставе общества) (п.9 ст.37). При кумулятивном голосовании даже меньшинство участников способно провести свою кандидатуру в выборные органы. Эта прогрессивная идея заимствована из акционерного законодательства (ср. ст.59, п.4 ст.66 ФЗ «об акционерных обществах»), где, впрочем, ее применение ограничено выборами членов наблюдательного совета (совета директоров) и не распространяется на выборы коллегиального исполнительного органа общества17.

Отсюда же заимствована и идея проведения "заочного голосования" (ст.38 ФЗ «об ООО», ст.50 ФЗ «об акционерных обществах»), которое не может проводиться лишь по вопросам утверждения годовых отчетов и балансов общества. Для крупных акционерных обществ с тысячами акционеров проведение голосования опросным путем во многих случаях неизбежно, однако для обществ с ограниченной ответственностью, число участников которых не может быть более 50 (а в ряде случаев составляет величину на порядок меньшую), оно представляется, по меньшей мере, небесспорным, особенно по вопросам реорганизации и ликвидации общества, исключения из него участника и т. п. Тем не менее такое решение закреплено и в модельном законе СНГ об обществах с ограниченной ответственностью18.

В структуре управления обществом  допускается появление наблюдательного  совета (совета директоров), контролирующего  прежде всего деятельность исполнительных органов общества. Ведь по ФЗ «об ООО» к компетенции наблюдательного совета относится формирование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий, а также дача согласия на совершение от имени общества крупных сделок или сделок, в совершении которых имеется заинтересованность лиц, входящих в состав исполнительных органов или наблюдательного совета общества. Однако эта основная функция ослаблена возможностью участия в его деятельности членов коллегиального исполнительного органа (число которых в соответствии с абз.5 п.2 ст.32 не должно, впрочем, превышать одной четвертой состава совета директоров).

Вместе с тем ФЗ «Об ООО» устанавливает полную имущественную ответственность членов наблюдательного совета и коллегиального исполнительного органа общества за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (п.2 ст.44). Аналогичную ответственность перед обществом несет также единоличный исполнительный орган или управляющая компания (либо наемный управляющий). При этом с иском о ее применении вправе обращаться не только само общество (через свои органы), но и любой из его участников, что существенно повышает ее эффективность. При несостоятельности (банкротстве) общества по вине его органов (их членов) либо также участников общества возникает их субсидиарная ответственность перед кредиторами общества (п.3 ст.3 ФЗ «об ООО», абз.2 п.3 ст.56 ГК).

Информация о работе Понятие, особенности общества с ограниченной ответственностью