Понятие и сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ проблем развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ
2.1 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг
2.2 Пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

1(2).docx

— 46.38 Кб (Скачать файл)

? неограниченная ответственность;

? ограниченные возможности;

? гибкость.

Корпорация - объединение собственности многих субъектов. Основной способ объединения - выпуск акций. Признаки:

? ограниченная ответственность (акционерным капиталом);

? широкие возможности  в связи с привлечением капитала  других юридических и физических  лиц;

? длительность функционирования;

? ограниченная гибкость (деятельность регулируется уставом).

Кооператив - предприятие, организация, созданные путем добровольного объединения лиц на паевой или арендной основе для осуществления предпринимательской деятельности. Его основными признаками являются:

? хозяйственная самостоятельность  и самофинансирование;

? материальная ответственность  за результаты хозяйственной  деятельности;

? право собственности  принадлежит самому кооперативу  и не делится между его членами;

? при выходе из кооператива  члену возвращается его доля  дохода, а не доля в имуществе.

Государственный сектор в экономике представлен предприятиями, находящимися либо полностью в собственности государства, либо под его контролем, через владение контрольным пакетом акций.

Рассмотренные формы предпринимательства не исчерпывают всего их реально существующего многообразия. В нашей республике, как и во многих странах, получили распространение и другие их разновидности и промежуточные формы. Это смешанные товарищества, акционерные общества закрытого типа, сочетающие в себе черты полного товарищества и акционерного общества; товарищество с акциями или паевое товарищество; совместное предприятие; франчайз, или франшиза - специальное соглашение, дающее предпринимателю право на производство и продажу товаров и услуг под фирменной маркой головной компании; государственное предприятие - в большинстве стран акционерное общество, пакетом акций которого полностью или частично распоряжается правительство [4, с.60-61].

1.2 Необходимые  условия для развития предпринимательства

Развитие предпринимательства предполагает ряд условий.

? Обеспечение свободы  хозяйственной деятельности. Это - свобода  использовать принадлежащее предпринимателю, арендуемое или переданное в  пользование имущество; свобода  определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные  вопросы.

? Развитие рыночных отношений. Предпринимательство - это рыночно  конкурентный тип хозяйствования, система отношений, предполагающая  хозяйственную самостоятельность, эквивалентные (равноценные) связи, наличие  особого рода сознания.

? Установление прав собственности  на средства производства и  произведенной продукции. Собственность  выступает как форма присвоения  материальных благ и, прежде всего, средств производства как фактора  производства. Собственность на  средства производства теряет  смысл вне собственности на  продукт. Присвоение средств производства  и продукта осуществляется в  процессе владения, распоряжения  и использования.

? Наличие многообразия  форм собственности. Рыночная экономика  многоукладна. Процесс формирования  многоукладной экономики - это процесс, основанный на множестве форм  собственности и базирующихся  на них типах хозяйствования.

? Наличие экономически  обоснованного и самостоятельного  субъекта хозяйствования. Экономическая  обособленность означает, что сам  производитель решает, какую продукцию  выпускать, как ее производить, кому  и где продавать. Государство  не должно мешать производителям  производить то, что им представляется  нужным, а потребителям - покупать  то, что они желают. Пока же 45,2 % населения республики считают, что цены должны устанавливаться  государством и жестко им контролироваться. Еще 24,6 % полагают, что свободные цепы должны быть только на модные, престижные товары, предметы роскоши. Лишь 12,6 % высказываются за то, чтобы цены определялись свободно на основе спроса и предложения, а 17,6 % - за свободное ценообразование на все товары, кроме предметов первой необходимости.

? Утверждение определенной  экономической среды. Экономическая  обстановка определяет наличие  и доступность факторов производства, свободного денежного капитала. С экономической средой связаны  социально-культурная, технологическая, институциональная среда. Последнее  характеризуется наличием разнообразных  институтов и структур, с помощью  которых предприниматель устанавливает  деловые контакты (банки, юридические  и аудиторские фирмы, рекламные  агентства, транспортные агентства  и учебные заведения). Огромное  число белорусских граждан приходит  к пониманию положительного смысла  рыночных преобразований, уясняет  для себя их хозяйственные  и правовые преимущества.

? Применение подходящих  методов менеджмента, в частности  методов нахождения решений, стратегических  альтернатив, а также мероприятий  организационного характера и  культурного воздействия. С их  помощью должна усиливаться способность  предприятия реагировать на предвиденные  и непредвиденные осложнения.

? Использование методов  маркетинга - координация, управление  в сфере организации производства  и сбыта продукции; деятельность, направленная на выявление запросов  потребителей с тем, чтобы оперативно  ориентировать производство на  их удовлетворение [4, с.58-59].

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ

2.1 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг.

предпринимательство малый бизнес экономический

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. - 105,9 % . На 1 января 2009 г. число малых предприятий составило 68741. К 2010 году данное значение увеличилось

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на начало 2008 г. численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, составила 177 949, что меньше на 5 938 чел., чем на начало 2007 г. и на 10 851 меньше чем на начало 2006 г. Снижение числа индивидуальных предпринимателей в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составило 3,2 % , в 2006 г. по сравнению с 2005 г. - 2,6 %. По прежнему сохраняется тенденция снижения числа индивидуальных предпринимателей и роста малых предприятий.

Таким образом, по состоянию на конец 2007 г. в республике на 1 000 жителей приходилось 3,3 малых предприятия и 17,8 индивидуальных предпринимателей (в 2005 г. - 3,1 и 18,9; в 2006 г. - 3,2 и 18,4 соответственно).

По состоянию на 1 октября 2008 г. в республике функционировало 50,3 тыс. малых предприятий, что на 10,7 тысяч больше, чем за аналогичный период 2007 года, т.е. прирост к уровню прошлого года составил 36,3% [8].

Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 октября 2008 г. составило 216,2 тыс. человек, что на 12,4 тысяч больше, чем за аналогичный период 2007 года, т.е. прирост к уровню прошлого года составил 6,1%.

На конец 2009 года в Республике Беларусь уже насчитывалось 68741 малых предприятий, индивидуальных предпринимателей - 215,6 тыс. человек.

Таким образом, за 2007-2009 гг. количество малых предприятий выросло более чем в два раза, а количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 15%.

Следует также отметить, что около 16 тысяч предприятий, 23,4%, отразивших финансовые результаты, имели убытки в 2009 году. По сравнению с предыдущим годом количество убыточных предприятий увеличилось на 1% [10, с.69-70].

С одной стороны, налицо значительный прогресс в росте частного сектора страны. Однако, с другой стороны, несмотря на значительный количественный рост данного сектора, его роль в экономике страны по-прежнему несущественна. На малые предприятия приходится не более 10% ВВП и 13-14% списочной численности работников. По данным статистики, доля малых предприятий в общем объеме производства продукции (работ, услуг) промышленного характера составляет чуть более 8%, а в общем объеме инвестиций в основной капитал - около 13%. То есть рост количества предприятий не приносит адекватного изменения в рост ВВП, что объясняется более высокими темпами роста крупных госпредприятий и ОАО.

Не происходит и значимых структурных изменений внутри сектора. Большинство малых и средних предприятий сосредоточено в Минске и Минской области (37,7% и 15,2% соответственно от общего числа предприятий по республике), в крупных городах. Около 40% белорусского бизнеса приходится на торговлю. Как отмечалось выше, не происходит роста средних компаний, которые могут выйти на другой уровень развития, как по технологиям, так и конечному продукту. Структурная «замороженность» белорусского бизнеса объясняется как сложностью и «суровостью» бизнес-климата (высокие штрафные санкции на фоне общей законодательной зарегулированности, высокие налоги, необходимость получения множества разрешений), так и такими институциональными особенностями, которые приводят к росту производственных и непроизводственных издержек (высокие налоги на фонд оплаты труда на фоне постоянно растущей зарплаты в госсекторе, высокие арендные ставки, нехватка производственных помещений и пр.), что делает производство в стране неконкурентоспособным [9].

Негативное влияние на внешнеэкономическую деятельность малого бизнеса оказал мировой финансовый кризис - такой вывод можно сделать по итогам экспортно-импортной торговли субъектов малого предпринимательства в первом полугодии 2009 г. Так, объем экспорта товаров, реализованных субъектами малого предпринимательства, составил 680,1 млн. долл. США, или 87,3% к уровню аналогичного периода 2008 г Указанные результаты экспортной деятельности малого бизнеса объясняются спадом деловой активности в экономиках западноевропейских стран, а также России и Украины - наших соседей и традиционных торговых партнеров.

Самым крупным из них остается Россия - 238,6 млн. долл. США, или 35,1% в общем объеме экспорта малого предпринимательства. При этом в 2009 г доля рынка Российской Федерации возросла на 36,3%» составив 48,1% всего внешнеэкономического объема экспорта. Вторую позицию занимает Латвия, ее доля - 26,7%, третью - Нидерланды - 11,5%, причем экспорт в эту страну увеличился за первое полугодие 2009 г по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 94,3%. Существенно вырос экспорт в некоторые другие страны: в Венесуэлу - в 11 раз; в Китай - в 4,9; в Турцию - в 3,6 раза. Правда, удельный вес этих стран в общем объеме экспорта невелик - от 0,2 до 1%.

Что касается импорта субъектов малого предпринимательства, то он сократился еще больше, чем экспорт: за первое полугодие 2009 г. - 2499,1 млн. долл. США, что составляет 69,1% к уровню аналогичного периода прошлого года. Главным партнером по импорту также является Россия - 952,3 млн. долл. США, или 38,1 % общего объема (в сравнении с уровнем аналогичного периода 2008 г. импорт из РФ уменьшился на 32,7%). Вторую позицию занимает Германия - 9,5% общего объема импорта (снижение на 22,8%), третью - Китай - 8,9% (снижение на 20,7%) .

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий в условиях кризиса, можно отнести снижение ликвидности, рост неплатежей, ослабление инвестиционной и инновационной активности.

Среди специфических факторов в первую очередь следует выделить существенное сокращение доступа малого бизнеса к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования. Несмотря на то, что в настоящее время зависимость малых предприятий от банковского финансирования, в отличие от крупных и средних предприятий, не является сильно выраженной, последствия кризиса сокращают возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям.

Во-вторых, существует высокая зависимость малого бизнеса от состояния внутреннего спроса. Воздействие данного фактора заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в Беларуси, и снижение внутреннего спроса негативно влияет на его состояние.

В-третьих, для малого бизнеса не всегда целесообразно в условиях кризиса использовать при работе с крупными производителями и поставщиками схему «предоплата за продукцию - отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднении доступа к финансовым ресурсам предприятия часто не имеют возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это, в свою очередь, может привести к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже определенного распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и другие бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из них могут прекратить свое существование или предоставление некоторых бизнес-услуг.

Наконец, кризисные явления могут спровоцировать уход некоторых малых предприятий в теневой сектор экономики. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, предприятия стараются минимизировать налоговые поступления, предпринимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе путем сокрытия собственных доходов.

В целом для субъектов малого предпринимательства возможны следующие проявления последствий кризиса;

замораживание проектов, направленных на развитие и расширение (приостановка покупки нового оборудования, вложений в инфраструктуру, найма и обучения персонала, освоения новых земельных участков, открытия новых торговых точек, совершенствования методов управления, организации производства и сбыта продукции);

Информация о работе Понятие и сущность предпринимательства