Понятие и состав хозяйственного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Конституцией Республики Казахстан (далее РК) приоритеты защиты всех форм собственности на равной основе, а также гарантии свободы экономической деятельности послужили основой развития рыночных отношений. Поскольку Казахстан вступил в мировое сообщество, то в силу глобализации экономической деятельности и взаимодействия финансовых рынков при причинении вреда экономическим преступлением существует опасность и для других государств, даже если преступление и было совершено на территории одного государства.

Содержание

Введение
1. Понятие и состав хозяйственного правонарушения
2. Виды юридической ответственности за хозяйственные правонарушения
3. Классификация правонарушений в сфере экономики
4. Приоритетные задачи борьбы с правонарушениями в сфере экономики
5. Направления реализации Концепции Координация действий государственных органов по борьбе с экономическими правонарушениями
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

предпреним право.docx

— 30.60 Кб (Скачать файл)

Анализ законодательства развитых стран показал, что большинство  стран уже пошло по этому пути. Так, УК Венгрии относит все неосторожные преступления к уголовным проступкам.

Это создает прочную  легальную основу для замены наказания  иными мерами воздействия. Для субъектов  уголовных проступков возможна широкая  система замены наказания иными  мерами воздействия. Согласно ст. 7-1 УК Польши, преступлением является тяжкое преступление (zbrodnia) либо проступок (wystepek), а в ст. 8 того же параграфа закрепляется, что тяжкое преступление можно совершить только умышленно, проступок можно совершить неумышленно, если это установлено законом.

В Германии под  преступлением понимается деяние, запрещенное  уголовным законом под угрозой  наказания в виде лишения свободы  не менее 1 года. Если предусматривается  лишение свободы до 1 года - это  проступок, если только штраф - это нарушение. В США под преступлением и  понимается преступное деяние, за которое  законом определена угроза наказания  в виде лишения свободы свыше  одного года - фелония, от 15 суток до 1 года - уголовный проступок - мисдиминор, до 15 суток лишения свободы - нарушение. Французский УК к преступлениям  относит только наиболее тяжкие умышленные деяния, которые не требуют применения наказания в виде пожизненного уголовного наказания или на срок от 10 до 30 лет  заключения, а также штраф свыше 1 млн. франков. К уголовным проступкам относятся менее тяжкие умышленные и все неосторожные деяния, за которые  назначаются исправительные наказания  тюремное заключение - до 10 лет, штраф  до 1 млн. франков. К нарушениям относят  все малозначительные деяния, совершение которых не влечет за собой лишение  свободы.

4. Приоритетные  задачи борьбы с правонарушениями  в сфере экономики

Исходя из основополагающих проблем борьбы с экономическими правонарушениями, можно определить следующие приоритетные задачи:

- совершенствование  законотворческой и правоприменительной  работы, включая обеспечение высокой  степени адаптации действующих  норм законодательства (в том  числе уголовного законодательства  и законодательства об административных  правонарушениях) к изменяющимся  хозяйственным условиям;

- создание методической  и методологической базы, на основе  которой государственные органы  могли бы оперативно и в  тесном взаимодействии реагировать  на изменения хозяйственных условий,  появление новых видов экономических  правонарушений;

- развитие нормативной  базы и соответствующих инструментов  борьбы с правонарушениями в  сфере экономики; 

- обеспечение подготовки  кадров в соответствии с новыми  экономическими требованиями;

- более четкое  распределение функций между  правоохранительными органами на  основе разделения подследственности и определение для каждого правоохранительного органа приоритетных направлений борьбы с экономическими правонарушениями;

- налаживание тесного  взаимодействия финансово - экономических  и правоохранительных органов; 

- проведение государственной  политики в области профилактики  правонарушений в сфере экономической  деятельности, мониторинга изменения  динамики и структуры экономических  правонарушений, пропаганды налоговой  культуры, придания большей гласности  деятельности государственных органов  в борьбе с экономическими  правонарушениями.

5. Направления реализации  Концепции Координация действий  государственных органов по борьбе  с экономическими правонарушениями

Один из важных рычагов совершенствования борьбы в сфере экономических правонарушений - разделение и уточнение функций  органов по борьбе с экономическими правонарушениями.

Необходимо повысить уровень взаимодействия и координации  усилий всех государственных органов  в борьбе с экономическими правонарушениями.

Опыт, который налоговая  полиция наработала по лжепредпринимательству, незаконной предпринимательской деятельности, по борьбе с незаконным производством и реализацией подакцизных товаров, необходимо совершенствовать. Органы внутренних дел, поскольку они шире представлены на территориальном уровне и находятся в непосредственном контакте с каждым участником, также должны активизировать свою работу по выявлению незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства, для чего необходимо внести соответствующие изменения в уголовно - процессуальное законодательство и законодательство об административных правонарушениях.

В координации с  органами финансовой полиции и внутренних дел Комитет национальной безопасности должен активизировать работу по пресечению незаконного вывоза капитала, расследованиям в сфере электронной преступности, легализации денег, добытых преступным путем, и принимать непосредственное участие в выявлении и раскрытии  указанных правонарушений, поскольку  обладает большими возможностями оперативного характера.

Определение тенденций  развития экономических правонарушений и путей борьбы с ними невозможно без тщательного анализа и  изучения результатов систематизации и обобщения практики рассмотрения судами дел, связанных с нарушениями  в сфере экономики.

Представляется  целесообразным за отдельные виды экономических  правонарушений, при которых возмещение ущерба, а также материальная ответственность  являлись бы достаточной формой наказания, предусмотреть "экономизацию" ответственности. В этой связи Министерству юстиции совместно с Генеральной прокуратурой необходимо разработать предложения по изменению соответствующих норм уголовного законодательства.

Необходимо проводить  межведомственные оперативно - профилактические специальные мероприятия, сконцентрировав  усилия государственных органов  на следующих направлениях:

- выявлении нецелевого использования иностранных инвестиций и бюджетных средств;

- выявлении фактов "отмывания" денег криминального характера;

- установлении нарушений законодательства в сфере приватизации;

- выявлении фактов коррупции среди государственных служащих, сотрудников правоохранительных и иных органов;

- законности экспорта  за рубеж нефти, зерна, редкоземельных  металлов и другого стратегически  важного сырья; 

- выявлении фактов лжебанкротства;

- выявлении фактов контрабанды, изготовления фальшивой подакцизной продукции и фальшивомонетничества. 4.2. Формы и методы работы

Правоохранительные  органы должны создавать системную  базу всех форм доказательств, предъявления обвинений и тем самым формировать  методическую базу алгоритмов выявления  и раскрытия правонарушений.

По приоритетным правонарушениям однозначно необходимо усилить роль и финансирование оперативно - розыскной деятельности, поскольку  доказательства многих экономических  правонарушений невозможны без специальных  мероприятий, например, при лжепредпринимательстве, изготовлении фальшивой подакцизной продукции, ложном банкротстве.

Поскольку все формы  экономических правонарушений подрывают  общие конкурентные условия в  стране, то необходимо создавать такие  механизмы взаимодействия с законопослушными гражданами, предприятиями, общественными  объединениями, в которых они  были бы заинтересованы. Это касается, в частности, механизма защиты свидетелей, обработки и легализации оперативной  информации. При этом важно инициировать сознательную активность таких граждан  и юридических лиц.

Специфика и сложность  экономических правонарушений ведут  к необходимости более глубокого  и системного расследования всех аспектов, в том числе путем  осуществления встречных проверок, сбора подтверждающей документации. Исходя из этого, на данном этапе оценка и критерии деятельности правоохранительных органов по росту возбужденных уголовных  дел не является позитивным показателем, поскольку многие экономические  правонарушения, в особенности в  сфере банкротства или в сфере  занижения экспортных цен, требуют  работы группы следователей в течение  продолжительного времени.

Основными параметрами  улучшения работы должны являться снижение количества налоговых правонарушений путем обеспечения неотвратимости наказания, снижение уровня коррупции  в сфере внешнеэкономической  деятельности, увеличение реального  возмещения ущерба (убытков) государству  и количества приговоров по уголовным  делам и решений по делам об административных правонарушениях. Экспертная деятельность

Основной целью  этого направления является проверка деловой репутации и финансового  состояния участников тендеров по разработке и использованию природного сырья, проектов недропользования, участников аукционов по приватизации государственной  собственности, земельных, водных и  лесных участков. Особому вниманию подлежат мероприятия по инвестированию как зарубежными, так и отечественными инвесторами. Не менее важным является получение экспертных оценок и информацию о деятельности хозяйствующих субъектов, загрязняющих окружающую среду, и тем  самым перекладывающих решение  социальных проблем на государство. Возможно экспертирование и других видов мероприятий и действий. Аналитическая деятельность

Постоянная аналитическая  работа должна обеспечивать стратегическое "ведение" развития экономических  правонарушений, оценивать степень  их угрозы на государственном, региональном и отраслевых уровнях с целью вариантной выработки адекватных и упреждающих действий правоохранительных органов, занимающихся обеспечением экономической безопасности государства.

В круг непосредственных задач этого направления должны входить также разработки тактики  действия и поведения правоохранительных органов в зависимости от складывающихся социально - экономических условий  в стране, регионе и мировом  сообществе. Основной задачей деятельности целесообразно выделить следующую - поиск оптимального баланса устойчивости между степенью угрозы противоправных посягательств в сфере экономики и уровнем экономической безопасности страны в пространстве и времени. Профилактическая деятельность

Учитывая недостаточный  общий уровень правовой и экономической  грамотности многих субъектов рыночных отношений, необходима постоянная и  целенаправленная деятельность по выработке  различных мероприятий пропагандистского  характера. Целью таких действий должно стать широкое разъяснение  правовых актов и норм, доступное  изложение финансовых и бухгалтерских  нормативов и действий, поднятие престижа законопослушных налогоплательщиков. Постоянная пропаганда должна быть направлена на создание состояния психологической комфортности в связи с отсутствием конфликта с законом по поводу экономических правонарушений на основе высокой осведомленности о нормах законодательства, включая налогового. Оперативное планирование деятельности

Данное направление  соподчинено и зависимо от стратегической и тактической деятельности правоохранительных органов по осуществлению мероприятий  экономической безопасности. В круг задач входят: совершенствование  структуры и управления, организация  следственной и оперативно - розыскной  работы, материально - техническое обеспечение, кадровая работа, коммуникационное и  научно - методическое обеспечение.

Целью работы в  данном направлении должна стать  динамичность структур правоохранительных органов в адекватном и оперативном  реагировании на любые проявления противоправных действий в экономической сфере.

Указанные направления  исчерпывают и другие возможные  виды деятельности. 4.3. Международное  сотрудничество

Ключевым моментом направления является создание системы  эффективного практического взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран, в первую очередь  с правоохранительными органами стран СНГ и Интерполом.

Задачами такого сотрудничества должны являться: выдача преступников, обмен научным и  практическим опытом и информацией, обсуждение проблем и проведение совместных исследований, договорно-правовая координация в борьбе с экономическими правонарушениями и другое.

Среди актуальных задач в борьбе с экономическими правонарушениями присоединение Республики Казахстан к системе международных  договоров экстрадиции, взаимной правовой помощи, Конвенции по борьбе с коррупцией, Конвенции по противодействию "отмыванию" преступных капиталов, Международной  конвенции по борьбе с подделкой  денежных знаков и активная деятельность в рамках указанных международных  соглашений. 4.4. Подготовка кадров

Задача совершенствования  борьбы с правонарушениями в сфере  экономики предполагает необходимость  в специалистах новой формации. Подготовка, обучение и переподготовка кадров также  является важной задачей.

Сотрудник, профессионально  занимающийся проблемами экономической  безопасности, должен быть компетентным специалистом в области права  и экономики, одинаково владеть  теоретическими познаниями, практическими  навыками и умениями в этих отраслях знаний, владеть иностранным языком.

В этой связи программа  юридической подготовки должна тесно  сочетаться с аналогичной программой по экономическим дисциплинам во всех учебных заведениях органов, осуществляющих борьбу с экономическими правонарушениями.

Необходимо продолжить работу по переподготовке и регулярному  повышению квалификации сотрудников  следственно - оперативного корпуса  правоохранительных органов в области  экономики, в том числе путем  привлечения зарубежных экспертов.

 

Список литературы

1 Басин Ю.Г. Сделки. А., 1999

2 Басин Ю.Г. Юридические лица по гражданскому кодексу Республики Казахстан. А., 1996

3 Дойников И.В.  Предпринимательское право. М., 1998

4 Ершова И.В.  Предпринимательское право. М., 2000

5 Климкин С.И.  Правовые формы предпринимательства  в Республике Казахстан. А., 1997

6 Климкин С.И.  Развитие законодательства Казахстана  о предпринимательстве. А., 1998

Информация о работе Понятие и состав хозяйственного правонарушения