Понятие внешнеэкономической деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:25, реферат

Краткое описание

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.
Цель работы рассмотреть основные понятия, виды, цели и задачи, сущность, формы и стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы.
Данная работа состоит из 8 разделов.

Содержание

1. Сущность, виды и основные понятия внешнеэкономической деятельности предприятия
2. Основные цели и задачи внешнеэкономической деятельности предприятия
3. Участники внешнеэкономической деятельности
4. Направления внешнеэкономической деятельности предприятия
5. Группы предприятий осуществляющих внешнеэкономическую деятельность
6. Виды операций во внешнеэкономической деятельности предприятия
7. Организация и управление ВЭД на предприятии
8. Стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы

Вложенные файлы: 1 файл

ВЭД РЕФЕРАТ.docx

— 67.31 Кб (Скачать файл)

Внешнеторговое  подразделение в составе производственного  или научного объединения, предприятия, организации или кооператива  является его структурным подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные  договоры с другими организациями  от имени и по поручению той  организации, в составе которой  она создана.

Организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относятся биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и другие торгово-посреднические структуры.

Организации, фирмы, которые  обслуживают, обеспечивают внешнеторговую деятельность. К этой группе относятся коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто, авиа, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и другие.

К этой группе организаций, фирм относятся:

- инженерно-консультационные (инжиниринговые) фирмы; фирмы, специализирующиеся  на предоставлении инженерно-консультационных  услуг на внутреннем и международном  рынках. Осуществляют предпроектные работы, управление строительством объектов, подготовку кадров, оказывают многие другие услуги.

- консалтинговые  фирмы предоставляют услуги по  исследованию и прогнозированию  рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д.).

- организация  по оказанию помощи и консультированию  предприятий в области финансов.

 

6. Виды операций во внешнеэкономической  деятельности предприятия.

 

 Предприятия  осуществляют во внешнеэкономических  отношениях ряд операций, которые  можно классифицировать на 3 группы:

I. операции  купли-продажи товаров; 

II. операции  купли-продажи услуг; 

III. операции  купли-продажи научно-технической  продукции. 

Операции  купли-продажи товаров являются традиционными для практики внешнеторговых организаций в нашей стране.

 Сделки  по купле-продаже товаров предполагают, что продавец обязуется передать  товар в собственность покупателя  в обусловленные сроки и на  определенных условиях, а покупатель  обязуется принять товар и  уплатить за него согласованную  цену.

Основными видами операций купли-продажи являются:

1. Экспортные - это продажа и вывоз за  границу товаров для передачи  их в собственность иностранному  контрагенту. 

2. Импортные  - закупка и ввоз иностранных  товаров для последующей реализации  их на внутреннем рынке своей  страны.

3. Реэкспортные - это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в реэкспортирующей стране какой-либо переработке.

4. Реимпортные - это ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.

Встречная торговля объединяет внешнеторговую деятельность, что предусматривается в единых соглашениях встречных обязательств экспортеров и импортеров по закупке  друг у друга товаров.

 Операции  купли-продажи услуг являются  в большинстве случаев самостоятельными, обособленными от купли-продажи  товаров. 

К основным операциям купли-продажи услуг  относятся:

а) инжиниринг - услуги инженерно-консультационного плана или соответствующие работы, которые имеют исследовательский, проектно-конструкторский или расчетно-аналитический характер.

б) аренда - это имущественный найм зданий, сооружений, машин и оборудования, земли на любой срок с обязательной арендной платой.

в) международный  туризм.

Операции  купли-продажи научно-технической  продукции выделяют в самостоятельную  группу в связи с тем, что они  могут иметь не только научную, но и коммерческую ценность.

В этой группе операций различают:

1)операции  по купле-продаже патентуемой  научно-технической продукции (изобретений,  товарных знаков, промышленных образцов  и др.);

2)операции  по купле-продаже, не патентуемой  научно-технической продукции; 

3)обмен  результатами научно-исследовательских  работ.

 

 

 

7. Организация и управление  ВЭД на предприятии

В международной  и отечественной практике существуют различные типы организации внешнеэкономической  деятельности предприятия. Выбор форм организации службы ВЭД определяют разные факторы:

  • мотивы и потребности, побуждающие к участию в международном разделении труда (экспорт, импорт, привлечение иностранных инвестиций, участие в международной кооперации и др.);
  • степень интернационализации производственной деятельности (уже участвует или только намерено включиться в международные операции);
  • методы реализации продукции фирмы: самостоятельные экспортные операции или через посредников;
  • масштаб предприятия и объем его фактического и потенциального экспорта, что определяет количественные параметры службы управления ВЭД;
  • внешнеэкономические операции имеют постоянный характер или осуществляются время от времени.

В зависимости  от этих факторов предприятия применяют  различные формы организации  ВЭД:

  • отдел внешнеэкономических связей в структуре управления предприятием (встроенные, специальные);
  • внешнеторговые фирмы в составе крупных объединений, в ряде случаев с правами юридического лица;
  • при посредничестве отраслевых внешнеэкономических объединений;
  • при посредничестве предприятий-учредителей, специализированных внешнеэкономических акционерных обществ системы министерства торговли;
  • через услуги иностранных посредников.

При постоянном характере экспортных и других внешнеэкономических  операций, нацеленности их на расширение, предприятие должно иметь в своем  составе профессиональную службу ВЭД, в зависимости от объема функций, это может быть отдел ВЭД или  встроенный (например, в коммерческую службу), или специальный, а для  более масштабных операций – внешнеторговую фирму.

Отдел ВЭД  является структурным подразделением предприятия и осуществляет функции  управления ВЭД. Основные задачи отдела: планирование ВЭД, участие в определении экспортных цен, поиск новых экспортных заказов, контроль за выполнением обязательств по заключенным контрактам, анализ эффективности операций, организация и участие в проведении переговоров с потенциальными клиентами, управление экспортным потенциалом предприятия, контроль за организацией отгрузки, страхования, таможенной очистки и транспортировки экспортных товаров, валютный контроль, анализ рекламаций, изучение конъюнктуры зарубежных рынков, сбор конкурентной информации (ценовой, технической, коммерческой по фирмам конкурентам), подготовка предложений по рекламным компаниям, по участию в выставках, ярмарках, разработка проектов стратегии ВЭД предприятия с привлечением иностранных инвестиций.

При встроенной форме организации только выполнение основных функций сосредотачиваются  в отделе (протокольно-визовая, заключение контрактов и контроль за их выполнением, подготовка и проведение деловых переговоров и т.п.), другие необходимые функции выполняются в соответствующих отделах (бухгалтерия, экономический отдел, служба маркетинга и т.д.). Специальная форма организации предполагает, что в отделе ВЭД реализуются все необходимые функции, в том числе и валютно-финансовые. 

При нарастании объемов внешнеторговых операций, их усложнении происходит преобразование отдела ВЭД во внешнеторговые фирмы (ВТФ). ВТФ создаются в рамках крупных объединений с высоким удельным весом экспортно-направленного производства, большими импортными закупками (сырья, комплектующих, оборудования) и инвестиционными проектами.

Рис. 3. Примерная организационная структура внешнеторговой фирмы;

 

Функции определяют конкретную организационную  структуру. В силу многообразия конкретных целей, задач и условий не может  быть единой структуры для предприятий. Рассмотрим ее на примере машиностроительного  предприятия, осуществляющие и экспортные и импортные операции. На единоличной  основе фирмой руководит ее директор. В рассматриваемом случае у него четыре заместителя, отвечающие за соответствующие  блоки. Внешнеэкономические фирмы, как правило, включаются в общую  управленческую структуру объединения  без права юридического лица, но могут иметь субсчет на счету  предприятия, что дает ей относительную  тактическую самостоятельность.

Фирма имеет  право самостоятельно определять формы, методы, и объемы работы на внешнем  рынке, что предъявляет повышенные требования к организации управления ее внешнеэкономической деятельностью. При решении вопроса о выборе варианта выхода на зарубежные рынки  особое внимание следует уделять  конкурентным преимуществам. Достижение этой цели обеспечивается на производственной фирме решением более частных  задач:

  • расширение объема сбыта выпускаемой продукции путем освоения новых рынков сбыта за рубежом;
  • минимизация издержек производства и удельных затрат на единицу продукции;
  • снижение издержек реализации товаров путем выбора правильной стратегии сбыта;
  • повышение качества продукции посредством применения новых технологий, материалов.

Реализация  внешнеэкономического потенциала зависит  от внешнеэкономической среды фирмы, прежде всего от общей экономической  ситуации в России. В реальной экономической  среде текущего периода руководители вынуждены применять нестандартные, с точки зрения мировой практики схемы, связанные с большой степенью риска.

 

8. Стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы

 

Процесс выбора стратегии фирмы проходит в несколько этапов. Это анализ:

  • всех сторон внешнеэкономической деятельности фирмы.
  • рынка на перспективу (анализ спроса и предложения).
  • возможностей фирмы.
  • бюджетно-налоговой политики.
  • влияния хозяйственных тенденций на экономику предприятия, а также разработка долгосрочной стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы.

Следовательно, выработка стратегии внешнеэкономической  деятельности фирмы представляет собой  процесс изучения мирового рынка, определения  глобальной и локальной целей  внешнеэкономической деятельности. Это также выбор предпочтительных сегментов, приведение экспортного  потенциала фирмы в соответствие с поставленными целями, определение  предпочтительных партнеров по экспортно-импортным  операциям в целях предотвращения неэффективных международных рыночных операций.

При выборе внешнеэкономической стратегии  фирмы могут воспользоваться  следующими альтернативными стратегиями.

  • Инновационная стратегия. На западных рынках проявляются тенденции к насыщению рынка, поэтому создание и привлечение потребителей приобретает все большее значение как один из важнейших факторов успеха в конкурентной борьбе. Новые продукты должны отличаться от существующих на рынке или по внешнему виду, или по функциям. Однако их создание требует больших расходов и связано с риском.
  • Стратегия диверсификации. Под диверсификацией понимается включение в производственную программу продуктов, которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия. При этом имеет смысл использовать накопленные опыт и связи.
  • Стратегия интернационализации – предусматривает планомерную и систематическую обработку зарубежных рынков. Причины для использования данной стратегии: ужесточение конкуренции, стагнация внутреннего рынка, стремление к более полной загрузке производственных мощностей, необходимость распределения риска и наличие финансовых преимуществ.
  • Стратегия глобализации – заключается в определении общих, не зависящих от особенностей отдельных стран характеристик рынков и целевых групп. Главная стратегия выбора и обработки рынков в данном случае – стандартизация продукции. Предприятие стремится к оптимизации общих результатов, сознательно допуская отклонения от оптимальной работы на отдельных рынках.
  • Стратегия кооперации. Динамика развития национальных и международных рынков нередко побуждает предприятия искать взаимовыгодное сотрудничество с другими фирмами в целях более полного использования потенциала рынка и упрочения существующей рыночной позиции. Сотрудничество может заключаться в создании закупочных, исследовательских, рекламных товариществ, сбытовых синдикатов, совместных торговых марок (брендов).

Стратегические  альянсы могут создавать компании-производители  со своими поставщиками и дистрибьюторами  и даже, при определенных маркетинговых  интересах, с конкурентами.

Информация о работе Понятие внешнеэкономической деятельности фирмы