Понятие Российского предпринимательского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие содержания предпринимательского права, а так же особенностей становления данной дисциплины в России.
Для достижения этих целей необходимо решить такие задачи, как:
1. Раскрыть понятие российского предпринимательского права;
2. Определить предмет и метод предпринимательского права в системе права.
3. Раскрыть принципы предпринимательского права

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Предпринимательское право в российской системе права………….4
1.1 Предпринимательское право как учебная дисциплина………………….4-6
1.2 Понятие предпринимательской деятельности………………………….7-11
1.3 Историческое развитие предпринимательского и гражданского
права……………………………………………………………………..…...12-15
1.4 Соотношение предпринимательского и хозяйственного права……...16-17
Глава 2. Содержание российского предпринимательского права………….18
2.1 Предмет и метод российского предпринимательского права………..18-21
2.2 Принципы предпринимательского права……………………………...22-25
2.3 Источники предпринимательского права……………………………..26-28
Заключение……………………………………………………………………29-30
Список литературы………………………………………………………….31-32

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_rpp.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

2. Отношения организационно-имущественного  характера, которые создают условия  для осуществления предпринимательской  деятельности (создание, реорганизация,  ликвидация предприятий, деятельность  торговых, фондовых бирж по организации  торговли и другая деятельность  некоммерческого характера).

3. Отношения, возникающие в процессе  государственного регулирования  предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного  контроля (надзора), при государственной  регистрации хозяйствующих субъектов,  лицензировании отдельных видов  деятельности, налогообложении и  т.д.).

Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов  и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.

С общетеоретических позиций метод  правового регулирования общественных отношений - это способы (приемы, средства) воздействия права на поведение  людей. Эта точка зрения является господствующей в отечественной  правовой науке.

Сторонники концепции хозяйственного (предпринимательского) права также  исходят из широкого понимания метода правового регулирования. При этом хозяйственное (предпринимательское) право имеет не один, а несколько  методов правового регулирования.

В литературе по хозяйственному (предпринимательскому) праву чаще всего называют несколько  методов правового регулирования: обязательных предписаний; автономных решений (метод согласования); рекомендаций. Иногда можно встретить мнение о том, что метод автономных решений состоит из двух компонентов: метода согласования и метода разрешения.13 Эта точка зрения имеет давнюю историю и практически не претерпела каких-либо существенных изменений.

По нашему мнению, понятие «правовой  метод» следует рассматривать в  широком и узком значениях. В  первом случае речь идет о методах  публичного и частного права как  суперотраслях, во втором - об отраслевом методе. С позиции деления права  на публичное и частное можно  выделить два метода правового регулирования: метод централизованного (императивного) и метод децентрализованного (дозволительного) регулирования. Метод централизованного  регулирования воздействия базируется на отношениях субординации между участниками  общественных отношений. При его  помощи регулируются отношения, в которых  приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Поэтому централизованные методы используются в публично-правовых отраслях. Напротив, метод децентрализованного  регулирования построен на координации  целей и интересов сторон и  применяется для регламентации  отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы.

В узком (отраслевом) значении понятие  «правовой метод» наполняется конкретным содержанием с учетом специфики  и характера регулируемых отношений. Так, в сфере гражданского права  применяется такой метод правового  регулирования, как юридическое  равенство, в области административного - метод подчинения. В других отраслях права указанные методы также  находят соответствующее применение в той или иной комбинации. Например, в земельном, природоресурсном и  экологическом праве гармонично сочетаются и метод юридического равенства, и метод подчинения. Аналогичная  картина наблюдается в сфере  действия предпринимательского права. Поэтому не надо конструировать правовые методы, оторванные от реальной действительности. Хотя мы допускаем, что с точки зрения отстаивания самостоятельности какой-либо (спорной) отрасли права наличие нового (ранее неизвестного) метода правового регулирования - важный теоретический аргумент.

Научные исследования категории «правовой  метод» должны быть продолжены в двух направлениях: общетеоретическом и  отраслевом. Оба направления тесно  взаимосвязаны между собой.

Следует признать справедливым утверждение  о том, что развитие и совершенствование  теоретических и правовых основ  предпринимательского права в области  его предмета и метода - длительный, но совершенно неизбежный процесс. Иногда даже самые точные (идеальные) определения  понятий в уже сложившихся  отраслях публичного и частного права  могут быть относительно стабильными  лишь определенный период, после чего они подвергаются изменениям и дополнениям.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Принципы предпринимательского  права

 

Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Основными принципами предпринимательского права могут быть названы следующие:

1) Принцип свободы предпринимательской  деятельности получил свое закрепление  в ст. 8, 34 Конституции РФ: «Каждый  имеет право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной  не запрещенной законом экономической  деятельности». 15

Свое развитие данный принцип нашел  в ГК РФ, в других законодательных  актах. Он означает право предпринимателя  начинать и вести свое дело в любой  сфере предпринимательства, в любой  из предусмотренных законом форм, с использованием любых (не изъятых  из оборота) видов имущества и  т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства  коммерческих организаций и индивидуального  предпринимателя общей правосубъектности.

Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может  быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства.

Так, свобода предпринимательской  деятельности ограничивается широкой  практикой лицензирования отдельных  видов хозяйственной деятельности.

2) Конституционный принцип признания  многообразия форм собственности,  юридического равенства форм  собственности и равной их  защиты закреплен в ст. 8 Конституции  РФ: «В Российской Федерации признаются  и защищаются равным образом  частная, государственная, муни-

ципальная и иные формы собственности». Согласно данному принципу законодательством  не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для  тех или иных форм собственности  для субъектов, ведущих предпринимательскую  деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной  или частной собственности. В  отличие от ранее действовавших  преимуществ в защите права государственной  собственности, действующее законодательство предусматривает правила защиты для всех субъектов одинаковые.

3) Принцип единого экономического  пространства, то есть «свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств» на всей  территории Российской Федерации  также относится к числу конституционных  (ст. 8, 74 Конституции РФ). В соответствии  с данным принципом на территории  Российской Федерации не допускается  установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных  препятствий для свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых  средств. Ограничения могут вводиться  в соответствии с федеральным  законом, если это необходимо  для обеспечения безопасности, защиты  жизни и здоровья людей, охраны  природы и культурных ценностей.  Ни федеральные исполнительные  органы власти, ни органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации не вправе вводить  такие ограничения по собственной  инициативе.

4) Принцип поддержания конкуренции  и недопущения экономической  деятельности, направленной на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию  (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение  данного принципа - необходимое условие  развития рыночной экономики  и осуществления предпринимательской  деятельности. Важная роль в поддержании  конкуренции, борьбе с недобросовестными  формами ее проявления, монополистической деятельностью отводилась Закону РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - первому в истории России антимонопольному законодательному акту.

5) Принцип государственного регулирования  предпринимательской деятельности. Государственное регулирование  экономики, предпринимательства  осуществляется в любом государстве.  Различными являются формы и  методы такого регулирования,  которые определяются политическими  условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими  традициями, национальными особенностями  и другими факторами. Переход  России к рыночным условиям  хозяйствования потребовал пересмотра  системы государственного регулирования  экономики, замены административных  мер воздействия на экономические.  В этом направлении было сделано  немало ошибок, не все из которых  удалось исправить и сегодня.  Самое же главное, что должно  быть достигнуто в процессе  государственного регулирования  предпринимательской деятельности - это соблюдение баланса частных  интересов предпринимателей и  публичных интересов государства  и общества в целом. К нормативно-правовым актам регулирующим государственное воздействие на предпринимательскую деятельность относятся: Налоговый кодекс РФ (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организации, акцизы и др.), Уголовный кодекс (ст. 147 «Лжепредпринимательство»), федеральные законы от 26.007.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (регулирует реализацию свободы предпринимательства и конкуренции, защита от монополизма), от 2.12.1990 № 395-1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», от 27.11.1992 № 4015-1 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» (регулируют государственное воздействие на субъектов предпринимательской деятельности в отдельных сферах предпринимательства) и т.п.

6) Принцип законности. Данный принцип  является общеотраслевым и воплощение  его в жизнь - основа построения  правового государства. Что же  касается законности в предпринимательской  деятельности, то здесь необходимо  обратить внимание на два аспекта.  Во-первых, сама предпринимательская  деятельность должна осуществляться  при строгом соблюдении требований  законодательства. Во-вторых, что не  менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Источники предпринимательского  права

 

1.Основным источником предпринимательскою права является Конституция РФ. Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

2.Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы РФ: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Об административных правонарушениях, Уголовный. В частности, Гражданский кодекс РФ содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и заканчивая видами предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ.

3.Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, классификация которых может быть изложена следующим образом:

а)законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";

б)законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О производственных кооперативах";

в)законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Федеральные законы "О связи", "О рекламе" и др.;

г)законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и др.;

д)законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и др.

4.Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно в первую очередь назвать указы Президента РФ (напр., Указ Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановления Правительства РФ (напр., постановление, утвердившее Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества). Большой массив источников предпринимательского права составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономическою развития и торговли РФ и др. В некоторых сторонах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

Информация о работе Понятие Российского предпринимательского права