Планирование развития потенциала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методологические аспекты планирования развития потенциала предприятия.
1.1. Содержание, формы и принципы планирования развития потенциала предприятия.
1.2. Особенности планирования развития потенциала предприятия.
1.3. Методика, технология планирования развития потенциала предприятия.
2. Эффективность планирования развития потенциала предприятия.
2.1. Анализ эффективности планирования развития потенциала предприятия.
2.2. Разработка рекомендаций планирования развития потенциала предприятия.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая планирование развития потенциала предприятия.docx

— 84.58 Кб (Скачать файл)

Н.Ф. Риффа интерпретирует экономический потенциал как совокупность ресурсов и выявленных резервов осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия. 
 
О.Н. Криворучко в своей монографии «Становление предпринимательской экономики в России» отводит экономическому потенциалу важное место, под которым понимает емкое, многоструктурное понятие, в наибольшей мере подходящее для обобщенной (интегральной) оценки экономических процессов, влияющих на разнообразие путей, форм методов проведения экономической реформы. Особое место отводится экономическому потенциалу страны как целостной системе, включающей такие потенциалы, как трудовой, инвестиционный, природно-ресурсный и инновационный. 
 
Кроме того, как показал анализ экономической литературы, экономический потенциал можно рассматривать и как материально-технические и организационно-экономические возможности организации, и как совокупную способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определенный исторический момент. 
 
Поскольку практически все управленческие решения затрагивают экономический потенциал – его использование, управление им, возникает необходимость разработки вопросов не только анализа самого экономического потенциала, но и эффективных методов и механизмов его комплексной оценки. 
 
Эффективное исследование проблемы развития и максимального использования экономического потенциала предприятия, безусловно, должно предваряться четкой конкретизацией этого понятия и структуры входящих в его состав элементов. 
 
Рассмотрим в связи с этим основные виды или составляющие компоненты экономического потенциала предприятия. 
 
Экономический потенциал предприятия, по мнению И.А. Гуниной, представляет собой систему, включающую в себя совокупность кадровых, финансовых, производственных, инновационных, информационных и др. потенциалов (возможностей), направленных на обеспечение долгосрочного экономического развития предприятия на основе принятых к реализации стратегий. 
 
Экономический потенциал (как и входящие в его состав элементы), а также механизм его развития, который необходим для поддержания конкурентоспособности предприятия, в отличие от совокупного потенциала предприятия отвечает за исследование и развитие предприятия с экономических позиций. В то же время в рамках совокупного потенциала предприятия могут быть исследованы (помимо экономического) правовой, экологический и другие виды потенциалов. 
 
Потенциал трудовой (кадровый) – основная часть экономического потенциала, характеризующаяся количественным и качественным составом трудовых ресурсов предприятия, их соответствием уровню используемой техники и технологии, а также способностью к перспективному развитию в соответствии с целями предприятия. 
 
Финансовый потенциал – раскрывается через исследование количества и качества финансовых ресурсов, определяющих возможности функционирования и развития предприятия. Ряд факторов, характеризующих финансовый потенциал предприятия, к которым относятся: достаточность оборотных средств на предприятии, стоимость имущества предприятия, норма накопления прибыли, размер внешнего и внутреннего долга и т.д., во многом определяет инвестиционную конкурентоспособность предприятия, кредитоспособность, экономическую независимость. 
 
Не следует также забывать, что помимо влияния непосредственно на уровень экономического потенциала предприятия, уровень финансового потенциала также оказывает косвенное влияние на другие составляющие. 
 
Под производственным потенциалом следует понимать имеющиеся и потенциальные возможности производства к выпуску конкурентоспособной продукции при эффективном использовании основных факторов производства на основе обеспеченности основными видами ресурсов. 
 
Каждый из элементов экономического потенциала может оцениваться с различной степенью детализации. Сущность таких методик сводится преимущественно к исследованию загрузки оборудования, технического уровня отдельных его видов, оценке отдельных элементов применяемой технологии и т.д. Помимо этого для оценки производственного потенциала необходим анализ существующих на предприятии условий для выпуска продукции, а именно зданий, сооружений, системы коммуникаций, производственных площадей. Необходимо также учитывать и рыночную стоимость основного капитала. 
 
Уровень производственного потенциала во многом определяется потенциалом рынка, т.е. абсолютным (относительным) объемом товаров, которые могут быть закуплены или потреблены тем или иным сегментом рынка за определенный временной период. 
 
Научно-технический потенциал представляет собой совокупность кадровых, материально-технических, информационных, инновационных и организационных ресурсов, предназначенных для достижения стоящих перед предприятием целей стратегического развития и поддержания конкурентоспособности. 
 
Совокупность инновационного и информационного потенциалов характеризуется в основном своевременностью периодического обновления производства, сменой или усовершенствованием технологий, разработкой новых продуктов, а также возможностью качественной обработки и анализа проходящей информации. 
 
Оценка инновационного потенциала предприятия призвана определить степень обеспеченности конкурентоспособности продукции или услуг - 
 
предприятия по научно-техническим показателям конкурентоспособности предприятия в целом. 
 
Различают два основных типа инновационной стратегии: 
 
– адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т.е. в целях выживания; 
 
– конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ. 
 
Информационный потенциал предприятия выражается в оптимальности использования и быстроте прохождения информационных потоков на предприятии. Информация сама по себе обладает целым комплексом специфических свойств: она не расходуется в процессе потребления, не ограничена потреблением. Вместе с тем степень отлаженности информационного механизма напрямую воздействует на производственный процесс. Помимо этого быстрота реакции на внешнюю информацию и способность эффективно и своевременно ее использовать в настоящее время позволяют не только предприятиям выжить, но и значительно укрепить свои позиции. 
 
Л.С. Сосненко в своей монографии «Анализ экономического потенциала действующего предприятия» рассматривает вопросы экономического анализа финансового положения предприятия и считает, что результат финансово-хозяйственной деятельности рассматривается как достижение определенного уровня экономического потенциала, состоящего из имущественного потенциала и финансового положения предприятия. 
 
Модель экономического потенциала предприятия также может определяться: 
 
– объемом и качеством имеющихся у предприятия ресурсов, включающих основные производственные и непроизводственные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения, численности работников; 
 
– способностями менеджеров и работающих (как наемных, так и собственников) к созданию продукции оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы. 
 
Подобно тому, как на предприятии помимо производственных протекает целый спектр иных процессов, безусловно, связанных с производством, рассматривать и исследовать такие процессы только лишь через призму производства невозможно, так же как и невозможно изучить и охарактеризовать коллектив через исследование только лишь характера трудовой деятельности каждого его члена. 
 
Бытовавшее представление (свойственное механическому подходу к исследованию объектов) базировалось на том, что понимание объекта происходит через мысленное или физическое разделение его на части. Понимание частей, в свою очередь, также предполагает деление на более мелкие составляющие, и так до бесконечности. И поскольку такому процессу не будет завершения, для проведения анализа конкретного объекта необходимо осознать возможность его исследования как целого. 
 
Исследование отдельных составляющих экономического потенциала предприятия и разработка мероприятий по их развитию не могут дать положительного эффекта уже потому, что не исследовано и не обосновано влияние таких составляющих друг на друга и на целостную систему, под которой мы подразумеваем экономический потенциал. 
 
Анализируя экономический потенциал конкретного предприятия в ряду отраслевых предприятий по основным его элементам, можно выявить уровень его конкурентоспособности и, таким образом, свести анализ экономического потенциала предприятия в рыночных условиях к анализу его конкурентоспособности. Следовательно, можно говорить о конкурентоспособности потенциала предприятия, под которой понимается сравнительная комплексная оценка состояния важнейших параметров его потенциала относительно выбранных стандартов (схожего предприятия, отрасли, мировых аналогов). 
 
В то же время нельзя определенный уровень экономического потенциала рассматривать как константу. Применительно к конкурентоспособности предприятия потенциал напрямую связан с целями развития и поэтому планирование развития потенциала предприятия предполагает включение целого ряда таких этапов, как: 
 
– оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли или занимаемого положения на рынке; 
 
– определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия и его совокупного капитала; 
 
– анализ имеющихся производственных резервов и потерь экономических ресурсов на предприятии; 
 
– выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия; 
 
– планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов; 
 
– осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развитием потенциала предприятия. 
 
Таким образом, конкурентоспособность предприятия напрямую связана с повышением уровня развития его потенциала и его основных составляющих, и невозможно было бы неправомерно сводить исследование экономического потенциала предприятия исключительно к отдельным функциональным потенциалам. Поскольку предприятие функционирует в рыночной макросистеме, то очевидно, что развитие каждой составляющей экономического потенциала необходимо рассматривать вкупе с потенциалом рынка (характеризующимся емкостью, отлаженностью, уровнем и темпами развития), потенциалом конкурентов и государственным потенциалом. 
 
Л.С. Сосненко рассматривает деятельность предприятия с точки зрения использования и формирования экономического потенциала. Таким образом, управление деятельностью предприятия – это управление использованием имеющегося экономического потенциала предприятия. Известно, что - 
 
деятельность предприятия осуществляется под воздействием внешней и внутренней среды, следовательно, анализ формирования экономического потенциала позволяет выявить резервы увеличения его, как внутренние, так и внешние. 
 
В итоге возможности дальнейшего развития предприятия определяются результатами анализа экономического потенциала, который непосредственно базируется на его оценке. По мнению Л.С. Сосненко, наиболее полная и достоверная информация о потенциале предприятия по состоянию на определенную дату в процессе его формирования за определенный промежуток времени в денежном измерении представлена в бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет экономического потенциала осуществляется в стоимостном измерении и дает информацию об экономическом потенциале, его изменениях, результатах использования (прибыли и убытки), а также об обязательствах перед дебиторами и кредиторами, возникающих в процессе использования экономического потенциала. 
 
Имущественный потенциал формируется на предприятии как результат использования всех ресурсов, и оценка его характеризует эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В основе оценки экономического потенциала лежит стоимостная характеристика имущественного потенциала, который в бухгалтерском балансе представлен в виде активов и пассивов. 
 
Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия, которые должны принести прибыль в результате хозяйственной деятельности. Пассив баланса отражает право собственности на эти экономические ресурсы и состоит из капитала и обязательств, которые предприятие имеет перед кредиторами. В целом имущественное положение предприятия оценивается наличием и размещением экономических ресурсов (активов) и источников финансирования активов (пассивов). Сопоставление стоимости экономических ресурсов, которыми располагает экономический - 
 
субъект на определенную дату, с величиной источников формирования этих ресурсов характеризует финансовое состояние. Кроме того, сопоставление имущественного потенциала с доходом предприятия за анализируемый период позволит аналитику определить возможности развития бизнеса. 
 
Оценка финансового состояния предприятия позволяет выявить финансовые возможности предприятия и характеризует экономический потенциал с качественной стороны. Финансовые возможности предприятия определяются прежде всего наличием у него собственного капитала. Необходимо оценить, какой суммой собственного капитала располагает предприятие и в какие активы вложен собственный капитал. Определение структурных показателей источников формирования активов позволяет оценить степень зависимости предприятия от заемных источников. Высокая степень зависимости предприятия от кредиторов ограничивает возможности дальнейшего развития предприятия, а увеличение такой зависимости, как правило, приводит к банкротству. Для предотвращения банкротства и обеспечения развития предприятия требуется своевременная оценка финансового состояния и эффективное управление устойчивостью положения предприятия. Предлагаемая методика анализа результата финансово-хозяйственной деятельности основана на дедуктивном подходе. Рассматривается достигнутый экономический потенциал предприятия как результат финансово-хозяйственной деятельности. Развитие экономического субъекта понимается как процесс наращивания экономического потенциала. Увеличение экономического потенциала – это комплексная задача. Воздействие отдельно на составляющие экономического потенциала в конечном итоге может привести к отрицательному результату. Например, увеличение запасов сырья и материалов в целях расширения производства при отсутствии соответствующих источников финансирования может привести к ухудшению финансового состояния экономического субъекта. 
 
По В.В. Ковалеву, в плане формализации экономический потенциал в наиболее общем виде может быть подразделен на два компонента: имущественный потенциал (материальные ресурсы, материально-техническая база) и финансовый потенциал (финансы фирмы). 
 
Обе стороны экономического потенциала коммерческой организации взаимосвязаны – нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения, и наоборот. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Разработка рекомендаций  планирования развития потенциала  предприятия. 
 
Проблема планирования развития потенциала  становится очень актуальной в условиях повышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса планирования развития потенциала, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления, и планирования развития потенциала в частности. Качество стратегических решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия и эффективного использования ресурсов. 
 
В сложившейся ситуации особое значение имеет разработка теории и методов анализа потенциала экономических систем. Основной задачей является создание инструментальных средств, позволяющих выявить, проанализировать,  оценить потенциал предприятия  и разработать систему стратегического  планирования на  предприятии на основе оценки  уровня его использования. 

Оценка уровня использования рыночного  потенциала является важнейшим фактором процесса стратегического планирования. Тем не менее представления  четкой структуры рыночного потенциала и разработки стратегии его повышения не нашли своего отражения в отечественной экономической литературе. 
 
Такие исследователи, как Г.Б. Клейнер, Р.М. Качалов, В.Л. Тамбовцев, внесли свой вклад в определение понятия социально-экономического потенциала предприятия, который можно охарактеризовать как  совокупность нaxoдящиxcя в распоряжении предприятия стратегических ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях. Кроме того, ими предложен механизм разработки стратегии предприятия, который включает в себя (на одном из начальных этапах) анализ  потенциала предприятия,  определение в соответствии с ним возможных зон хозяйствования и анализ рынка продукции в этой сфере. Тем не менее, авторами не предложен механизм повышения уровня использования рыночного потенциала предприятия в стратегической перспективе. 
 
Дальнейшую разработку теории потенциала продолжили Е.В. Попов и В.Л. Ханжина. Ими была введена в экономический оборот такая экономическая категория, как «рыночный потенциал предприятия»,  выявлена ее поэлементная структура  и предложен метод оценки данной величины, который можно использовать на практике . 
 
Расчет уровня использования рыночного потенциала. 
 
Рыночный потенциал предприятия (РПП) — это возможность управления его ресурсами на определенных этапах его развития в целях эффективного взаимодействия с рынком. Каждое предприятие обладает рыночным потенциалам, но не все используют его на 100%. 
 
Уровень использования рыночного потенциала (УИРП) — это мера управления ресурсами предприятия в целях эффективного взаимодействия с - 
 
рынком на некоторый  момент времени. УИРП может принимать значения от 0 до 100 %.  
 
Основные составляющие рыночного потенциала как элемента стратегического планирования —  блок ресурсов, блок системы управления и стратегического планирования предприятия и блок маркетинга. Данные блоки охватывают все основные стратегические компоненты предприятия, позволяющие достигать поставленных целей. 
 
В управленческом блоке формулируется миссия, вырабатывается стратегия дальнейшего развития, определяются цели. Реализация поставленных целей осуществляется за счет имеющихся на предприятии ресурсов (трудовых, информационных, финансовых, материальных) 
 
Маркетинговый элемент, дополняющий структуру РПП, отражает деятельность персонала: аналитическую, производственную, коммуникационную. Таким образом, понятием РПП объединяются не только ресурсы, взаимодействующие с системой управления на различных этапах, но и методы, применение которых позволяет наиболее эффективно реализовывать имеющиеся рыночные возможности. 
 
Для расчета УИРП необходимо упорядочить составляющие данные и определить взаимосвязи между компонентами. Ресурсы являются предметом маркетинговой и управленческой деятельности. Таким образом, выделяется два направления анализа РПП: анализ маркетинговой деятельности в области ресурсов и анализ управленческой деятельности в области ресурсов. 
 
Дальнейший анализ производится по методу декомпозиции РПП на простейшие составляющие. Намеченные выше два направления анализа — это фактически первый уровень декомпозиции. 
 
Второй уровень представляет собой детализацию составляющих первого уровня, а именно потенциала маркетинговой деятельности и потенциала управленческой деятельности. Результатом декомпозиции второго уровня явились потенциал аналитической, производственной и коммуникационной деятельности (декомпозиция потенциала маркетинговой - 
 
деятельности) и потенциал планирования, организации, мотивации и контроля (декомпозиция потенциала управленческой деятельности) 
 
Третий уровень декомпозиции соответствующим образом представляет структуру составляющих второго уровня. На этом уровне потенциал детализируется по отдельным видам ресурсов. В качестве составляющих третьего уровня получаем, например, потенциал аналитической деятельности в области трудовых ресурсов, в области финансовых ресурсов и т.д. 
 
Четвертый, последний, уровень декомпозиции основывается уже на предметах деятельности в областях третьего уровня. Так, например, на четвертом уровне потенциал аналитической деятельности в области трудовых ресурсов будет представлен потенциалами предметов аналитической деятельности в области трудовых ресурсов. В данном случае это может быть анализ влияния различных факторов на производительность работников, анализ формального и неформального взаимодействия работников различных уровней иерархии, анализ организационной структуры и т.п. 
 
После определения всех составляющих РПП, встает задача их оценки, т.е. оценки потенциала каждой составляющей РПП. Поскольку простое арифметическое сложение потенциалов, составляющих РПП, будет некорректным, возникает необходимость использования весовых коэффициентов, которые отражают уровень значимости составляющих РПП в рыночной деятельности предприятия. Например, для некоторого предприятия аналитическая деятельность играет большую роль (оказывает большее влияние на эффективность маркетинговой деятельности), нежели коммуникационная и производственная. Такое же значение имеют весовые коэффициенты для составляющих других уровней декомпозиции. Так, например, аналитическая деятельность в области финансовых ресурсов может играть большую роль в маркетинговой деятельности предприятия, чем аналитическая деятельность в области информационных ресурсов. 
 
Потенциал маркетинговой деятельности (ПAGR) представлен в виде суммы произведений уровня развития (иначе уровень использования потенциала) аналитической деятельности (П(А)) и коэффициента ее значимости (k(A)), производственной деятельности (П(G)) и коэффициента ее значимости (k(G)), коммуникационной деятельности (П(R)) и коэффициента ее значимости (k(R)): 
 
ПAGR = k(A) x П(A) + k(G) x П(G) + k(R) x П(R)
 
Дальше, следуя намеченной схеме РПП, определяем формульное выражение составляющих следующих уровней декомпозиции, достигнув четвертого, самого последнего, уровня декомпозиции. Тем самым охваченными оказываются простейшие составляющие РПП. В результате учитываются все факторы, способные влиять на потенциал предприятия. 
 
Анализируя полученные результаты, можно определить слабые и сильные стороны внутренней деятельности предприятия.  
 
Необходимо, чтобы разработанная стратегия вела к ослаблению влияния слабых сторон деятельности предприятия. 
 
С понятиями «стратегия» и «стратегические решения» тесно связано понятие «потенциал предприятия». В каждый данный момент предприятие имеет вполне определенный рыночный  потенциал. УИРП  напрямую зависит от той стратегии развития, которую выбрало для себя предприятие.  
 
В основе стратегического планирования с оценкой УИРП  лежат два основных подхода к стратегии повышения рыночного потенциала: 

  1. «Подход снизу» — под которым понимается разработка стратегии увеличения использования отдельных составляющих рыночного потенциала, что в итоге приведет к его  росту. 

Стратегия повышения рыночного  потенциала рассматривается как  результат разработки стратегий  повышения потенциала его составляющих. 
При  этом необходимо оценить текущее значение рыночного потенциала,  проанализировать, за счет чего можно его увеличить, построить стратегию улучшения составляющих рыночного потенциала. Такой подход носит ограниченный характер, т.к. не рассматривает влияние изменения УИРП на деятельность  всего предприятия в целом и не предполагает наличия взаимосвязи между стратегией повышения УИРП  и корпоративной  стратегией. 

  1. «Подход сверху» — под ним понимается кардинальное изменение всей стратегии предприятия, следствием которого станет рост рыночного потенциала. Таким образом, рост рыночного  потенциала происходит, когда предприятие выбирает для себя стратегию, ведущую к его увеличению. При этом изменение составляющих РПП  диктуется выбранной стратегией.

Если проанализировать показатель РПП, становится ясно, что он представляет собой всеобъемлющую  оценку внутренней деятельности предприятия и может служить в качестве полноценной характеристики сильных и слабых сторон деятельности предприятия. В результате оценка существующего УИРП закладывается в основу стратегического планирования. 
 
Для стратегических решений характерно, чтo их принятие осуществляется путем выбора из дискретного множества известных заранее вариантов.  
 
Уровень использования рыночного потенциала в процессе реализации той или иной стратегии  является критерием выбора стратегической  альтернативы. 
 
После завершения процесса стратегического планирования и формирования стратегий по основным направлениям деятельности организации необходимо для каждого варианта (комбинации стратегических решений) спрогнозировать величину рыночного потенциала. Комбинация стратегических решений, обеспечивающая   максимальную величину  рыночного потенциала, будет наилучшей.  
 
Прогноз рыночного потенциала может строиться с использованием качественных методов прогнозирования, таких, как экспертный метод и метод построения сценариев. Построением прогнозного значения УИРП должен заниматься отдел маркетинга с использованием экспертных оценок начальников подразделений или ведущих специалистов предприятия 
 
Процесс стратегического планирования, построенный на основе оценки РПП, состоит из следующих этапов.  

Рис. 4. Процесс стратегического планирования на основе оценки УИРП. 
 
Таким образом, уровень использования  рыночного  потенциала зависит от той стратегии, которую предприятие выбирает для себя.  
 
Рассмотрим подробнее этапы стратегического планирования на основе оценки УИРП. 
Определение миссии и целей осуществляется традиционным способом. Миссия должна содержать философские ориентиры в деятельности компании, конкурентные преимущества и т.д. Цели предпочтительнее формулировать в первую очередь по следующим ключевым пространствам  или основным сферам деятельности:  положение предприятия на рынке, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала, социальная ответственность и инновационная деятельность. Это позволит более четко отследить соответствие стратегических альтернатив целям компании 
 
Анализ внешней макро- и микросреды проводится методом  SWOT-анализа, сканирования внешней среды и выявления специфических факторов, непосредственно влияющих на деятельность предприятия. 
 
Порядок расчета текущего значения уровня использования РП и определение сил и слабостей были рассмотрены выше. 
 
На основе анализа внешней среды и УИРП формируются наиболее перспективные направления деятельности предприятия. Для разработки стратегии предпочтительнее использовать матрицу Ансоффа, основанную на анализе рынка и товара, и матрицу фирмы Arthur D. Little , основанную на анализе жизненного цикла отрасли и ее конкурентной позиции.  
 
Анализ стратегических альтернатив с точки зрения соответствия ключевым факторам среды, миссии, цели компании, учета рисков реализации стратегий  и взаимосвязи стратегий позволяет отсеять самые неподходящие  варианты  
 
В итоге необходимо сформировать 2—3 равноправных стратегических варианта, каждый из которых включает  в себя дерево стратегий, начиная с корпоративной и заканчивая стратегиями подразделений компании. 
 
Для всех вариантов  необходимо построить прогнозное значение УИРП. Прогнозирование можно осуществлять на основе метода экспертных оценок. Оценки выставляются  для тех же категорий, что и при расчете УИРП. Чтобы облегчить задачу экспертам,  необходимо сформулировать основные тенденции развития предприятия и  отдельных сфер его деятельности в зависимости от выбранной стратегии. Так, необходимо сформулировать основные тенденции в сфере маркетинга, управленческой деятельности, - 
 
ресурсов предприятия технологии производства и его эффективности, инноваций. Кроме того, желательно предопределить динамику изменений в каждой из сфер и направление изменения (уменьшение, рост показателей, резкое или плавное изменение). Это облегчит выбор прогнозируемого значения отдельного элемента РПП для эксперта, который будет выставлять оценки прогнозного значения УИРП. 
 
Анализ полученных прогнозов позволит выбрать наиболее предпочтительную на данный момент стратегию развития предприятия. Необходимо учитывать, что стратегия должна вести к ослаблению влияния  слабых сторон предприятия и защищать от внешних угроз. 
 
При проведении анализа внешней среды и УИРП ЗАО «Сысертский фарфор»  были сформулированы 3 основных стратегических направления развития предприятия: 
 
1) стратегия рационализации производства и сбыта на основе лидерства в издержках на конкурентном рынке (виолентная стратегия заключается в стремлении организации доминировать на достаточно широком рыночном пространстве за счет высокой внутренней производительности труда, низких издержек производства, а следовательно, и низкой цены производимой продукции); 
 
2) товарная экспансия на основе дифференциации (стратегия, которая предполагает ограничение ассортимента и объема выпускаемой продукции при одновременном особом внимании к ее качеству, производство новых видов продукции); 
 
3) стратегия развития рынка на основе дифференциации продукции (предполагает завоевание новых сегментов рынка). 
 
В результате проведенных исследований мы полагаем, что   стратегией, которая в большей степени ведет к усилению  таких сфер, как мотивация (в области управления),  производство и коммуникации (в сфере маркетинга), является  «стратегия товарной экспансии на основе дифференциации». 
 
Следовательно, на данном этапе развития предприятия наиболее рационально будет применение  стратегии товарной экспансии. 
 
Расчет и прогнозирование УИРП  должны проводиться каждый раз, когда предприятие принимает стратегически важные решения. УИРП  — это комплексный показатель оценки деятельности предприятия, чувствительный к решениям, имеющим долгосрочные и необратимые последствия.  Поэтому любые стратегические решения должны вести к росту или к снижению рыночного потенциала. Если предприятие принимает решение, негативно влияющее на РП, это может сказаться на его положении в отрасли и на конкурентоспособности продукции. 
 
Преимущества стратегического планирования на основе оценки УИРП 
 
Планирование на основе оценки УИРП предоставляет возможность построения  стратегии предприятия, ведущей к улучшению внутренних показателей его работы. 
 
Подобный анализ позволяет изучить  деятельность  предприятия с точки зрения рационального  использования всех имеющихся ресурсов. Данный метод охватывает все сферы внутренней деятельности предприятия и позволяет наиболее четко представить направления их развития для эффективного взаимодействия с рынком. 
 
С одной стороны, предложенный нами метод основывается на традиционном понимании процесса стратегического планирования и легко встраивается в существующую на предприятии схему анализа, обеспечивая системный взгляд на его работу. С другой стороны, рассмотрение УИРП  дает более объективную  картину по сравнению с традиционными методиками,  т.к. она основана  на синтезе оценок ведущих  специалистов. Такой подход позволяет составить комплексное видение проблем и перспектив развития предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, планирование развития потенциала предприятия совокупность показателей  или факторов, характеризующих его  силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые  могут быть использованы в экономической  деятельности. Потенциал любого предприятия  оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты всякой его деятельности, но и на пределы  экономического роста и структурного развития всей организации. 

В современных рыночных отношениях все экономические ресурсы, составляющие основу развития потенциала любого предприятия  или организации, как общепринято, подразделяются на две большие категории  — материальные и людские и  четыре основных вида земля, труд, капитал  и предпринимательские способности. 

В качестве рекомендаций планирования развития потенциала предприятия предложена методика стратегического планирования деятельности предприятия на основе  оценки уровня использования рыночного потенциала.  

Задачи анализа — расчет  внутреннего потенциала  предприятия и представление данных в качестве параметров внутренней среды предприятия; формирование множества стратегических альтернатив на основе анализа внутренней и внешней среды предприятия, разработка стратегии предприятия, прогноз изменения уровня использования потенциала предприятия  в условиях реализации данной стратегии. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 
 
 
1. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2007 
 
2. М.С. Атлас, К.Н. Лебедева. Вопросы о содержании экономических понятий. // Вестник Финансовой академии. 2009 
 
3. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 
 
4. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2007 
 
5. Комментарий к международным стандартам финансовой отчетности / Палий В.Ф. - М.: Аскери, 2010 
 
6. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 
 
7. Савруков Н.Т., Егоров А.И., Егорова Е.А. Экономическая стратегия фирмы: Конспект лекций. - СПб.: Политехника, 2009.


Информация о работе Планирование развития потенциала предприятия