Особенности предпринимательства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы в том, что предпринимательство в настоящее время является основным компонентом экономической системы цивилизованного общества. Переход к рыночным отношениям поставил перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства, совершенствование его форм и видов.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи.

Содержание

Введение…………………………………………………..………………..2

Глава 1. Сущность, виды и формы предпринимательства
1.1.Сущность предпринимательства………………...………………...….4
1.2.Функции предпринимательства……….................................................9
1.3.Виды и формы предпринимательства…………...…………......……12

Глава 2. Современные особенности предпринимательства
2.1. Современные особенности предпринимательства…….………….21
2.2. Проблемы и тенденции развития предпринимательства в России……………………………………………………………………….……26

Заключение…………………………………………………...…………..30

Список используемой литературы……………………..……………..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик экономика.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

_____________________

10 Халин С.М. Социология предпринимательства: учебное пособие., 2004. – С. 4.

11 Коноплев В.А. Основы классического и инновационного предпринимательства и бизнеса.– Кемерово. ,2007. – С. 21.

              2) Новаторская функция — содействие процесса продуцирования новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), осуществление исследовательско-конструкторских разработок, создание новых товаров и предоставление новых услуг и т.п..

3) Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п.

4) Хозяйственная функция — наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.

5) Политическая функция предпринимательства состоит в том, что на определённом этапе своего развития, окрепший, количественно и качественно изменившийся слой мелких, средних, а иногда и крупных предпринимателей нуждается в том, чтобы эффективно доносить свои пожелания до исполнительной власти страны, снимать бюрократические препоны на пути развития своего бизнеса. Сверхкрупные компании работают с государством напрямую, а все остальные могут себе это позволить только объединившись в союзы.

6) Социальная функция — изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, соответственно главной цели, требованиям действия основного экономического закона.

7) Личностная  функция — самореализация собственной  цели предпринимателя, получение  удовлетворения от своей работы. Так, вследствие опрашивания мелких компаний Великобритании выяснилось, что

подавляющее большинство  их (свыше 80%) главным стимулом своей  предпринимательской деятельности считает не личное обогащение, а возможность ощутить себя независимым и иметь удовлетворения от собственной работы.

8) Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы не востребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией.

9) Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Виды и формы предпринимательства

Предпринимательская деятельность классифицируется по различным характерным признакам. В теории и практике сложилась классификация указанного вида деятельности по:

формам собственности;

признакам законности;

охвату территории;

численности и  составу персонала;

уровню прибыльности;

использованию нововведений;

количеству  участников;

формам ответственности и др.

По признакам  законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное, лжепредиринимательсво и теневое.

В соответствии со статьей 171 УК РФ незаконным предпринимательством является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно) или с нарушением условий лицензирования.

В соответствии со ст. 173 УК РФ лжепредпринимательством является создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятел­ность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее ущерб гражданам, организациям или государству. За организацию незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность.

В зависимости  от распространения деятельности по территории предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.

По уровню прибыльности (темпам развития, доходности) предпринимательские  организации бывают быстро и медленно растущими; высокоприбыльными и низкорентабельными; осуществляющими низкорисковые и очень рисковые операции.

С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта капитала и получения конкретных результатов, выделяют следующие виды предпринимательства:

Коммерческое  предпринимательство.

Этот вид  деятельности характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами.

Выделяют следующие  фазы коммерческого предпринимательства:

1. Предприниматель  покупает или оговаривает посредничество  в продаже товарной массы.

2. Предприниматель  продаёт или оговаривает продажу  товарной массы.

Сильные стороны коммерческого  предпринимательства

Слабые стороны коммерческого предпринимательства

Высокая рентабельность

Очень зависит от уровня развития производства

Быстрота создания, незначительная величина первоначального капитала

Относительно невысокий  риск

Относительная простота самих операций

Современные эффективные формы коммерческого предпринимательства сильно зависят от качества персонала

Незначительная государственная  регламентация

Высокая рентабельность




Коммерческое  предпринимательство могут осуществлять физические лица, торговые и посреднические организации, товарные биржи.12

Таблица 1.- Сильные  и слабые стороны коммерческого  предпринимательства

_____________________

12 Гукасьян Г.М. Экономическая теория : ключевые вопросы.– М., 2004. – С. 86.

Финансовое  предпринимательство

Финансовое  предпринимательство является деятельностью, объектом купли-продажи которой выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме. Участниками рынка денег, валюты и ценных бумаг выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и физические лица-предприниматели.

Технология  финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром  являются финансовые активы. Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности. Последняя связана с поиском и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты и ценных бумаг. Одновременно с этим он устанавливает источник получения денег, валюты и ценных бумаг. В данном случае первичным обладателем "финансового товара" может быть сам предприниматель (им ранее были накоплены деньги, валюта, ценные бумаги). Он выступает как бы в роли продавца или ростовщика, предоставляющего деньги, валюту потребителю взаймы за определенную плату или под определенный процент.

Еще одной формой финансового предпринимательства  является своеобразная эмиссия ценных бумаг, таких, как собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Ценные бумаги предприниматель продает, размещает при определенных условиях и обязательствах в качестве "финансового товара". Эту форму предпринимательства ведут, как правило, предприятия, банки, а не отдельные предприниматели.

Наиболее распространенная форма - покупка ценных бумаг самим  предпринимателем. Смысл ее состоит  в том, что предприниматель покупает деньги, валюту, ценные бумаги за определенную сумму, а затем продает их другому покупателю за большую сумму, а разница между суммами продажи и покупки дает доход. Если у предпринимателя нет денег для покупки ценных бумаг, то он осуществляет покупку в кредит, либо обращается в банк за кредитом.

Финансовое  предпринимательство как никакой другой вид предпринимательства нуждается в наличии хорошо поставленной информации, в обеспечении вычислительной и организационной техникой. За все предприниматель должен платить. При проведении финансово-кредитной сделки он предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг (в кредит), а через определенное время получает большую сумму на определенный процент. При этой сделке предприниматель должен особое внимание уделить проверке финансовой состоятельности покупателя, установить гаранта, который поручается за покупателя.13

Таблица 2.- Сильные  и слабые стороны финансового  предпринимательства

Сильные стороны  финансового предпринимательства

Слабые стороны  финансового предпринимательства

Гибкость и  мобильность

Высокие риски

Способность быстро аккумулировать ресурсы

Сильно зависит  от политических рисков и международных  финансовых рынков

Относительная простота самих финансовых операций

Значительное  государственное регулирование

 

Современные эффективные  формы финансового предпринимательства сильно зависят от качества персонала

 

Невысокий уровень  рентабельности

 

Необходимость большого первоначального капитала для начала деятельности




 

 

_____________________

13 Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б.,Швандар В.А. Предпринимательство : учебник для вузов. – М., 2005. – С. 85.

Производственное  предпринимательство является одним  из ведущих видов предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются  услуги, создаются определенные ценности. Функция производства в этом виде предпринимательства является основной, определяющей, а сопровождающие функции имеют дополняющее значение

 (хранение, транспортировка, сбыт и др.). К производственному предпринимательству относятся:

- инновационная  и научно-техническая деятельность;

- непосредственное  производство товаров и услуг,  использование их в дальнейшем  производстве.

Основная функция  производственного предпринимательства - организация производства. К производственному  бизнесу относят автомобильные, строительные, фармацевтические фирмы, предприятия занятые в производстве косметики, пошиве одежды и многие, многие другие. Производственное предпринимательство относится к числу самых распространенных, общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса, именно он формирует основу современной рыночной экономики - массовое производство. В его рамках предприниматели преобразуют сырьевые материалы в готовую продукцию. При этом он использует в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции для последующей продажи потребителям или торговым организациям.

Производственное  предпринимательство не приносит столь  быстро прибыль, как другие виды бизнеса, одновременно, более чем, какая-либо другие виды предпринимательства нуждается в значительной сумме денег для организации бизнеса. Поэтому этот вид предпринимательства нуждается в серьезной государственной поддержке для своего успешного развития. Кроме того,  производственное предпринимательство помимо государственной поддержки, как правило, испытывает очень серьезное государственное регулирование в форме  лицензирования деятельности, стандартизации, ограничения или полного запрета заниматься отдельными видами производственной деятельности и т.д. Сильные и слабые стороны производственного предпринимательства представлены в таблице 3.

Таблица 3.- Сильные и слабые стороны производственного предпринимательства

Сильные стороны  производственного предпринимательства

Слабые стороны  производственного предпринимательства

Производственное  предпринимательство имеет наибольшее общественное значение

Очень зависит  от уровня развития рыночной экономики  и инфраструктуры

Пользуется  значительной государственной поддержкой

Подвергается  значительному государственному регулированию

 

Наиболее высоко-рискованный  и сложный бизнес

 

Невысокая рентабельность


Предпринимательская деятельность по оказанию услуг  в  последние годы получает все большее  развитие. Работой по предоставлению услуг можно управлять прямо  из дома или конторы. Примерами такого бизнеса являются телефонные справочные службы, услуги няни, переводчика. Подобные предприятия требуют незначительных (или вообще никаких) капиталовложений. Некоторые услуги, например гостиницы или спортивный бизнес, требуют гораздо больше инвестиций. Подобно торговле услуги насчитывают сотни разных типов - от мастерских по ремонту обуви до агентств по прокату автомобилей, от брачных консультантов до стоматологов.

Информация о работе Особенности предпринимательства на современном этапе