Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 04:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть особенности взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями.
Задачи исследования:
- выявить теоретические основы взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимателями;
- проанализировать особенности взаимодействия органов местного самоуправления предпринимателями

Содержание

Введение 2
1. Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства. 4
1.1 Становление и развитие малого предпринимательства в России 4
1.2 Особенности муниципальной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса в Приморском крае на современном этапе 8
2. Анализ показателей малого и среднего бизнеса с привлечением муниципального управления 14
2.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса 14
2.2 Основные проблемы в развитии муниципальной политики в сфере предпринимательства в Приморском крае 21
3. Прект взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями среднего и малого бизнеса Приморского края. 24
3.1 Цели и задачи проекта 24
3.2 Правовое и управленческое обоснование проекта 27
3.3 Результаты и оценка эффективности проекта 31
Заключение 35
Список используемой литературы. 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая повышение эффективности муниципального управления в содействии развитого предпринимательства.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

Одной из приоритетных задач муниципальной политики в сфере поддержки малого бизнеса является кадровое обеспечение малого бизнеса посредством обучения предпринимательской деятельности. Основное внимание уделяется организации и проведению семинаров в районах области по организации и ведению бизнеса, а также профессиональной подготовке различных групп населения (сельское население, безработные, бывшие военнослужащие, молодёжь, женщины и др.) для работы в этой сфере.

Итак, муниципальная политика в сфере малого бизнеса должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки. Поэтому важное место отводится проведению исследований и созданию информационно-аналитической базы, которая позволила бы принимать обоснованные решения о целесообразности тех или иных мер .

В целях выработки единой политики в сфере малого предпринимательства проводятся семинары и конференции для служащих в сфере поддержки малого бизнеса.[4]

Одно из серьёзных направлений поддержки малого бизнеса - развитие научно-технического потенциала, повышение инновационной активности малых предприятий. Основной задачей муниципальной политики в данном направлении является дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, финансирование научных разработок в вузах, создание условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.

Областные и муниципальные органы власти должны осуществлять совместные мероприятия по развитию предпринимательства в регионах. В результате их сотрудничества разрабатываются и реализуются территориальные программы развития бизнеса. Осуществляется апробация механизмов поддержки малого бизнеса в районах с разным уровнем развития малого бизнеса и инфраструктуры его поддержки для последующего распространения полученного опыта на районы с аналогичным уровнем развития .

Разрабатываются специальные программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодёжи, незанятого населения, уволенных в запас военнослужащих и других категорий населения.

Разрабатываются и реализуются совместные программы с другими регионами, государствами и международными организациями. Изучается и используется передовой зарубежный опыт поддержки малого бизнеса.

Очень важным направлением также является участие малого бизнеса в вопросах приватизации.

Необходимо развивать систему кредитования малого бизнеса. Сегодня предпринимателям необходимы банки, которые бы реализовывали программы микрокредитования на максимально упрощённых условиях. Это тоже дало бы толчок развитию малого бизнеса. Важно и то, что работа через банковские кредиты даёт дополнительный "цивилизующий" эффект. Предприятия, претендующие на банковский кредит, должны иметь удовлетворяющий банк баланс, показывать реальную прибыль, сокращать долю неучтённых средств в обороте, обеспечивать финансовую прозрачность. Таким образом, развитие системы кредитования решает сразу несколько проблем.

Поддержка также должна заключаться в ликвидации административных барьеров. По результатам опроса руководителей 10 % всех малых предприятий ряда Российских регионов, расходы на их преодоление колеблются в пределах 7-13 % от конечной стоимости продукции. Необходимо снизить этот показатель до уровня 3-5 %, что в итоге не только улучшит правовую среду предприятий, но и приведёт к снижению стоимости самого продукта.

Нужно разрабатывать и реализовывать целевые программы, которые могли бы содействовать развитию бизнеса в определённых отраслях. В качестве примера можно привести разработанную программу по развитию въездного туризма на территории регионов, согласно которой фирмы, работающие на рынке туристических услуг, при реализации целого ряда своих проектов могут рассчитывать на софинансирование из регионального бюджета.

Итак, для устойчивого развития малого бизнеса, повышения его роли в социально-экономическом развитии регионов необходимы значительно более активные и скоординированные комплексные действия законодательной и исполнительной власти всех уровней, объединений бизнесменов, научных организаций .[5]

Таким образом, муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Предпринимательство - это специфический вид творческой, инициативной деятельности человека в рыночной экономике, сущность которой проявляется в ее основных чертах, а именно: владение капиталом; соединение и комбинирование.

 

 В нашей стране роль малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Малое предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить научно-технический прогресс; составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

Муниципальная политика в сфере малого бизнесе выражается в следующем комплексе мер:

Курирование мер финансовой малых предприятий через кредиты и предоставление кредитных гарантий от лица территориальных обществ взаимного кредитования (взаимного страхования).

Участие в осуществлении мер имущественной поддержки основной группы малых предприятий (аренда и иные формы предоставления нежилых офисных, производственных, торговых и иных помещений). В частности, мыслим такой вариант, как аренда (оперативное управление) территориальной Ассоциацией малых предприятий переданных (или приобретенных) в муниципальную собственность пустующих площадей и помещений для передачи их в субаренду малым предприятиям или для использования в качестве центров развития малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов; центров ремесел и кустарных промыслов и пр.).

Создание систем общественной аттестации качества продукции и услуг малых предприятий в рамках профессиональных (ремесленных) цехов и ассоциаций с выдачей соответствующих аттестатов, выполняющих роль аналогичных государственных разрешительных документов.

Осуществление в рамках “общественных приемных” мер информационно-консультационной поддержки основной группы малых предприятий, а также организация начальных стадий обучения основам малого предпринимательства и представленным в нем массовым специальностям.

Участие в отборе предпринимательских проектов для практического осуществления метода “пакетной помощи” малым предприятиям с учетом степени прозрачности их финансово-хозяйственной деятельности, а также итогов общественной аттестации их продукции и услуг.

 

 

2. Анализ показателей малого и среднего бизнеса с привлечением муниципального управления

 

 

2.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса

 

 

В современных условиях важнейшим элементом социально-экономического развития муниципального образования является малое предпринимательство.

Положительная динамика основных показателей работы субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что малый бизнес занимает устойчивое положение и является значимой составляющей экономики города, ее наиболее мобильной частью. [6]

Этому поспособствовало освоение механизма финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства, состоящего из двух основных направлений: целевое распределение средств из краевого бюджета на частичное погашение банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства, и подписание соглашений между администрацией города и банковскими структурами по вопросам льготного кредитования субъектов малого бизнеса.

Исходя из социальной значимости малого и среднего предпринимательства, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:

- формирование благоприятных  условий для обеспечения занятости  и самозанятости населения на  основе личной творческой и  финансовой инициативы, как средства  повышения материального благосостояния  и возможности самореализации  граждан;

-включение максимально  широкого круга экономически  активной части населения из  различных социальных слоев общества  в процесс социально-экономических  реформ на основе приобретения  практического опыта в бизнесе, развития правовой культуры и  этики деловых отношений;

-увеличение числа мелких  и средних собственников недвижимого  имущества среди представителей  малого и среднего бизнеса  за счет приватизации государственного  и муниципального имущества;

-насыщение отдельных, неперспективных  для крупного бизнеса, сегментов  рынка товарами и услугами. Поиск  новых сегментов рынка, развитие  инфраструктуры рынка товаров  и услуг на основе потенциальной  способности субъектов малого и среднего предпринимательства гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;

-привлечение частных  инвестиций и личных накоплений  граждан в реальный сектор  экономики;

-стимулирование инициативы  и творчества граждан в научно-технической  сфере через систему развития  малых и средних инновационных  предприятий и венчурного финансирования, обеспечения сопровождения промышленного  внедрения инновационных разработок  малых и средних предприятий;

-увеличение налоговых  поступлений в бюджеты всех  уровней от малых и средних  предприятий за счет обеспечения прозрачности бизнеса.

В практической деятельности органов управления Приморского края по развитию малого и среднего предпринимательства можно выделить два основных направления:

1.Защита интересов малого  и среднего предпринимательства

2. Создание общих благоприятных  условий для его развития.

Для реализации перечисленных задач и разработки эффективных программ развития этого сектора экономики, прежде всего, необходимо более точно определить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Сегодня малый и средний бизнес в России характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов, и другими показателями, определяющими его «экономическую неустойчивость».

Все это позволяет охарактеризовать малый и средний бизнес как особую категорию предприятий. К данной категории предприятий можно отнести начинающих предпринимателей, предпринимателей испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности и развивающийся инновационный, творческий и нетрадиционный бизнес (предприятия, использующие труд инвалидов, женское предпринимательство, молодежный бизнес, ремесленники и т.д.).[ 7 ]

Подобный подход позволяет переориентировать политику органов местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития отдельных категорий малых и средних предприятий, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства и оказать реальную поддержку предпринимателям.

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление  муниципальных программ развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства с учетом  национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других  особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей  развития малого и среднего  предпринимательства и эффективности  применения мер по его развитию, прогноз развития малого и  среднего предпринимательства на  территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства на  территориях муниципальных образований  и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности  некоммерческих организаций, выражающих  интересы субъектов малого и  среднего предпринимательства, и  структурных подразделений указанных  организаций;

5) образование координационных  или совещательных органов в  области развития малого и  среднего предпринимательства органами  местного самоуправления.

Малое и среднее предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, социальной мобильности общества, формирования среднего класса. Определенные успехи, достигнутые в развитии предприятий малого и среднего бизнеса, увеличили его влияние на социальное и экономическое развитие.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа субъектов малого предпринимательства.

Таблица 2.1- Количество малых предприятий в Приморском крае за период с 2011 по 2013 гг.

Год

2011

2012

2013

Темп роста 2013 к 2011 гг.,%

Количество малых и средних предприятий (шт)

9749

9834

11193

114,8


 

Согласно статистическим данным количество малых предприятий по итогам 2013 года составило 11193 (по сравнению с 2010 годом произошло увеличение на 1444 единиц или 14,8%).

Отраслевая структура малого предпринимательства вПриморском крае в разрезе по итогам 2013 года представлена следующими видами деятельности:

Информация о работе Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства