Организационно правовые формы предприятия малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:56, реферат

Краткое описание

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое - когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться более или менее изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других - такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры).
Чтобы сделать правильный выбор, необходимо знать, из чего можно выбирать. Попробуем разобраться в основных формах предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Организационно правовые формы предприятия малого бизнеса 4
1.1. Основные понятия и определения 4
1.2 Классификация предприятий 6
1.3 Организационно-правовые формы предприятия малого бизнеса 7
Заключение ……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

OP_formy_malogo_pp (1).docx

— 70.86 Кб (Скачать файл)

-  Индивидуальному предпринимателю необходимо быть специалистом по целому комплексу вопросов – знать финансовое и налоговое законодательство, владеть искусством маркетинга и т.д.

Если говорить о роли индивидуального предпринимательства для экономики в целом, то здесь следует выделить следующие моменты:

Индивидуальные предприниматели оказывают потребителям всевозможные услуги, откликаясь на самые разнообразные потребности;

Могут производить и продавать особые виды товаров, производство которых крупные фирмы не готовы освоить и предложить к продаже (например, штучное изготовление сувениров, производство редких сортов сельскохозяйственной продукции, цветов, грибов и т.п.);

·    Индивидуальное предпринимательство обеспечивает самозанятость населения.

Индивидуальная предпринимательская деятельность характерна для мелких производителей товаров и услуг, а также для торговли.

В настоящее время в России насчитывается до 5 млн. индивидуальных предпринимателей. Эта цифра значительно превышает численность предприятий всех форм собственности в нашей стране. Массовость индивидуального предпринимательства свидетельствует о привлекательности данной формы организации бизнеса для широчайшего спектра предпринимательской деятельности – для сферы торговли, финансов, для производства товаров и оказания услуг. Из числа индивидуальных предпринимателей вырастают, в конечном итоге, крупные бизнесмены, которые начинали свой бизнес с самых простых и незатейливых форм коммерческой деятельности. Причем школу индивидуального предпринимательства многим из них проходилось проходить несколько раз – теряя и вновь начиная свой бизнес. В этом смысле следует подчеркнуть, что институт индивидуального предпринимательства – главный ресурс для более сложных форм организации бизнеса, горнило отбора наиболее способных и одаренных бизнесменов.

Следующим типом деловой организации является единоличное владение. Единоличное владение – это предприятие, находящееся в собственности одного лица, имеющего все права на полученную в результате хозяйственной деятельности прибыль и полностью ответственного за любые убытки, которые несет предприятие. В России, в силу специфики национального законодательства, единоличное владение – это предприятие индивидуального предпринимателя, который работает не один, а нанимает на работу нужных ему сотрудников.

Единоличное владение, как показывает мировая практика, образуется чаще всего на базе индивидуального предпринимателя, дела которого пошли успешно. Почему возникает необходимость индивидуалу образовывать новую форму ведения бизнеса? Рассмотрим этот процесс на конкретном примере. Пусть индивидуальный предприниматель занимается торговлей. На собственные и заемные средства он закупает товар в другом регионе, привозит его и реализует на рынке в розницу. В этом варианте предприниматель вынужден сочетать в одном лице сразу несколько функций:

1.  Ему необходимо знать, какой именно товар, по какой цене и какого качества следует купить, чтобы его можно было с выгодой продать (назовем эту функцию маркетинговой);

2.  Предприниматель должен правильно распоряжаться своими денежными средствами, а также заемными ресурсами; создавать определенный резервный (страховой) фонд, разумно сочетать пропорции по оплате труда и оборотным средствам, правильно уплачивать налоги и делать платежи во внебюджетные фонды (назовем эту функцию «управление финансами»);

3.  Предпринимателю следует выбрать себе надежных партнеров по бизнесу, обладающих необходимыми личностными качествами и профессиональными знаниями (кадровая функция);

4.  Предприниматель должен выбрать производителя и средства доставки товара, страховки и охраны его в пути (функция материально-технического обеспечения);

5.  Предприниматель должен уметь правильно выбрать цену товара, время и место торговли (торговая функция).

Очевидно, что выполнение всех перечисленных функций – очень большая нагрузка на одного человека по двум основным причинам:

Во-первых, из-за значительного круга обязанностей;

Во-вторых, из-за недостатка знаний при выполнении некоторых функций [6. C.42].

Отмеченные причины, а также желание увеличить прибыль, вынуждают индивидуального предпринимателя переходить к качественно новой форме организации бизнеса – образованию малого предприятия; нанимать на работу людей с необходимыми знаниями, навыками и опытом, которые бы дополняли его самого и брали часть функций на себя. Теперь уже владелец такого предприятия по большей части выполняет функции организатора и менеджера, не участвуя непосредственно в закупках, транспортировке или продаже товара. В его предприятии формируется внутрифирменная специализация, когда каждый работник отвечает лишь за свой участок работ.

Преимуществами единоличного владения является то, что это достаточно простой вид организации предпринимательской деятельности, а также то, что владелец частного предприятия самостоятельно принимает решения, что обусловливает их оперативность и свободу действий. Поскольку получаемый владельцем доход зависит от успешной деятельности предприятия, здесь присутствует сильный стимул вести дела эффективно.

Несомненным достоинством единоличного владения является его удобство для семейного бизнеса. Статистика свидетельствует, что в развитых странах именно семейный бизнес составляет фундамент малого предпринимательства, – численность семейных фирм достигает 70-75% от общей массы функционирующих малых предприятий. Объясняется данный феномен несколькими обстоятельствами:

а) доверительными отношениями в среде родственников;

б) сохранением коммерческой тайны в узком кругу доверенных лиц; передачей секретов технологий только наследникам в лице членов семьи;

в) прибыль от предпринимательской деятельности целиком или в значительной мере поступает в собственность семьи;

г) вопросы распределения прибыли и инвестиций решаются в семейном кругу, с учетом нужд и перспектив всех членов семьи. Социальная поддержка друг друга является неотъемлемым элементом семейного бизнеса.

Помимо перечисленных преимуществ единоличному владению свойственны и определенные недостатки, которые отчасти являются продолжением достоинств. В частности:

Как правило, финансовые ресурсы владельца частного предприятия недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти до крупных размеров. Так как среди частных предприятий процент банкротств относительно велик, коммерческие банки неохотно предоставляют им значительные кредиты;

Осуществляя полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все основные функции по управлению, маркетингу, продажам, закупкам, рекламе, по кадровым вопросам, техническим аспектам, которые могут возникнуть в процессе производства. Таким образом, все вопросы, требующие решения, замыкаются на владельце предприятия.  Это порождает две основные проблемы: во-первых, очень напряженный ритм работы для владельца фирмы, и, во-вторых, невозможность развития широкой специализации, так как это подразумевает увеличение численности персонала;

Наиболее существенный недостаток единоличного владения заключается в том, что владелец такого предприятия является субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что владелец рискует не только активами фирмы, но и своим личным имуществом.

И все-таки, несмотря на отмеченные недостатки, основу малого бизнеса во многих развитых странах составляют именно индивидуальные частные предприятия. Их общее количество в значительной степени превышает численность других форм организации предпринимательской деятельности, в частности, партнерств (товариществ всех типов) и акционерных обществ.

Факт преобладания единоличных владений в структуре экономики развитых стран является прямым следствием достоинств малого бизнеса. Небольшие фирмы очень гибки, быстро адаптируются к новым экономическим условиям, динамично откликаются на новые вызовы и потребности хозяйственной системы. Им не свойственны косность и творческий застой, так как в среде малого предпринимательства велика конкуренция и всякое игнорирование новых потребностей и веяний чревато потерей прибылей и банкротством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Знание организационно-правовых форм бизнеса дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий. 
          Выбрав организационно-правовую форму предприятия, его права и обязанности  и закрепив их в уставе, предприниматель может определить имя или наименование, под которым он будет выступать в хозяйственном процессе. Фирменное наименование обеспечивает «собственное лицо» предпринимателя. Оно может быть представлено именем или фамилией (Philips, Довгань), отражать предмет деятельности предприятия («Газпром», «Норильский никель»), быть совершенно произвольным, в том числе и вымышленным.

 

Список использованной литературы

 

  1. Айкс, Б. Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода// Вопросы экономики. – 2011. – С. 204.
  2. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 718с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. «Норма». Инфра-М.: 2009. – С. 402.
  4. Грузинова В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, Юнити, 2008. - 535с.
  5. Зайцев Н.А. Экономика организации. - М.: “Экзамен”, 2000. - 768с.
  6. Кокорев, В. В. Институциональные преобразования в современной России// Вопросы  экономики. - 2012.  -  №12. – С. 41- 44.
  7. Менар К. Экономика организаций. - М.: Инфра-М. – 2006. – 412 с.

Информация о работе Организационно правовые формы предприятия малого бизнеса