Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:45, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.

Содержание

Введение
1. Понятие налоговой системы
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.2. Правовое значение объекта налогообложения
1.3. Принципы построения налоговой системы
2. Налоговая система Российской Федерации
2.1. Структура налогообложения РФ
2.2. Основные налоги, взимаемые в России
3. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации
3.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности
3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 38.57 Кб (Скачать файл)

Однако налоговая санкция  в виде штрафа не является единственной мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Так, ст.13 Закона РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» предусматривает четыре вида санкций  за нарушение налогового законодательства. Это – взыскание всей суммы  сокрытого или заниженного дохода (прибыли), штраф, пеня, взыскание недоимки.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных  законом случаях несет ответственность  в виде:

а) взыскания всей суммы  сокрытого или заниженного дохода ( прибыли ) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода ( прибыли ) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода ( прибыли );

б) штрафа за каждое из следующих  нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение  учета объекта налогообложения  с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или  занижение дохода за проверяемый  период; за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика  в случае задержки уплаты налога. Взыскание  пени не освобождает налогоплательщика  от других видов ответственности;

г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц  в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц  обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых  – на имущество этих лиц.

Наиболее характерной  санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам  ( принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем – принудительное изъятие ).

Термин « взыскание  налога » вписывается только в  правовую конструкцию института  ответственности – в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.

Принудительное изъятие  не уплаченных в срок сумм налогов, применяемых в бесспорном порядке  в отношении юридических лиц, можно назвать мерой налоговой  ответственности, понимая ответственность  в ее наиболее традиционном понимании, то есть как меру принуждения. Одновременно с взысканием недоимки налагается и  штраф на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.

Взимание налога с правовой точки зрения следует расценивать  как обязанность государства  по сбору налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в  виду, что обязанность по обеспечению  исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а не на кредиторе, которым является государство, взимающее  налог.

Институт « обеспечение  исполнения обязательств » является институтом гражданского права, который  хотя и предусматривает пеню в  форме неустойки как способ обеспечения  исполнения обязательств, но неустойка  в гражданских правоотношениях  традиционно применяется как  мера ответственности.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечено, что  по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое  обязательство состоит в обязанности  налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением  ущерба, понесенного государством в  результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Специфической мерой воздействия  налоговой ответственности является налоговый штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция сходна с одноименной  мерой административной ответственности, но имеет и ряд особенностей. Она  применяется в соответствии с  действующим законодательством  без учета вины налогоплательщика  не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение  штрафа, как и такая мера налоговой  ответственности, как взыскание  всей суммы сокрытого или заниженного  дохода, носит карательный характер.

Заключение

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно  повлияли на реализацию государством своих экономических функций  и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования  новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и  социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех  национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Особенность реформирования экономики в России такова, что  налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать  без соответствующего правового  обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных  прав и законных интересов каждого  налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Брызгалин А. В. Принципы налогового права: теория и практика // Законодательство и экономика. 1997. № 19-20.

2. Павлова Л. П. Проблемы  совершенствования налогообложения  в Российской Федерации // Финансы. 1998. № 1.

3. Гутнов Е. В. Правовое значение объекта налогообложения // Изв. вузов. Правоведение. 1998. № 2.

4. Пепеляев С. Г. К  вопросу о налоговом законодательстве  и налоговых отношениях // Налоговый  вестник. 1997. № 5.

5. Ивлиева М. Ф. К понятию налога и объекта налогообложения // Вестник Московского университета. Сер. II, Право. 1997. № 3.

6. Стеркин Ф. М., Николаев К. Н. Налоговый кодекс: все, что вы должны государству // Деньги. 1997. Май (№18).

7. Широков Е. С. Исполнение  налогового законодательства: проблемы  прокурорского надзора // Законность. 1998. № 3.

8. Тернова Л. В. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности // Финансы. 1998. № 9.

9. Шараев С. Ю. Законность  и правопорядок в сфере налоговых  отношений // Законодательство и  экономика. 1998. № 3.

10. Проскуров В. Г. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства // Предпринимательство. 1996. № 6.

11. Брызгалин А. В. Актуальные вопросы применения ответственности за нарушение налогового законодательства: теория и практика // Хозяйство и право. 1997. № 7.


Информация о работе Налоговая система РФ