Меры поддержки малого предпринимательства по дисциплине «Предпринимательство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 07:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Рассмотреть меры поддержки малого предпринимательства

Задача: Проанализировать место и роль малого предпринимательства в современной экономике, изучить, как Государство оказывает поддержку малому бизнесу, а также что дают Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 2 – 4стр.

Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике
1.1 Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки………………….5 – 6 стр.

1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства……….7 – 10стр.


Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства……..11- 13стр.

2.1 Основные направления государственной поддержки……………….

2.2 Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства….14- 18стр.


Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства…………………….19 – 27 стр.

Заключение…………………………………………………………………..28- 29 стр.

Список литературы…………………………………………………………30 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Дима.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

На основании имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства приходится, к сожалению, констатировать, что на сегодняшний день малый и средний бизнес РК все еще не стал стратегическим фактором социально-экономического развития и возрождения страны, несмотря на его огромный потенциал и те многочисленные социальные, экономические и политические проблемы общества, которые могут быть решены на основе его свободного и полноценного развития.

Подлинная цель экономических реформ – создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие РК в мировом экономическом сообществе. Развитое малое предпринимательство – уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей. Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Малое предпринимательство занимает определенную нишу в системе экономических отношений современного общественного устройства. В соответствии со сложившимся характером разделения труда в общественном масштабе ему отводится двоякая роль – с одной стороны малое предпринимательство – это всеобщая основа (база) развития и подпитки свободных рыночных отношений, основанных на свободе распределения всех видов ограниченных, с другой стороны малое предпринимательство это наиболее действенная форма решения задачи повышения эффективности всего общественного производства, поскольку его применение в отдельных сферах дает весьма ощутимый хозяйственный результат.

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.

За последние десятилетия можно наблюдать определенное структурное преобразование экономической системы, заключающееся в переходе лидерства в ней от крупных фирм к малому бизнесу. Хотя “лицо” любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого бизнеса создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса.

Казахстан существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Количество малых предприятий, приходящееся на тысячу жителей в РК меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малого бизнеса в общественном производстве РК также существенно разнится: от 10-11 % ВВП в Казахстане до 50-60 % в развитых странах мира.

Малые предприятия в развитых странах являются основными создателями дополнительных рабочих мест. Например, в США только в 1970-1985 годах на малых и средних предприятиях создано 35 миллионов новых рабочих мест, в то время как на государственных предприятиях и компаниях крупного бизнеса число рабочих мест сократилось почти на 6 миллионов. Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых в 1995 году составляла: в США - 70%, Япония - 78%, Италия -73%, Франция - 54%. Хотя в Казахстне последнее время не растет количество малых предприятий, однако, именно они вносят значительный вклад в решение социально-экономических проблем. Даже в те периоды, когда в целом в экономике страны наблюдался рост безработицы, на малых предприятиях численность персонала увеличивалась и в настоящее время вместе с индивидуальными предпринимателями составляет около 14 миллионов человек. Малыми предприятиями В РК выпускается 9% промышленной продукции (в отдельных регионах - до 20%), создается около 10-12% ВНП – и это при том, что малыми предприятиями используется немногим более 3% основных фондов промышленности.

Одна из причин успешного развития малого бизнеса в странах с рыночной экономикой состоит в том, что там крупное производство не противопоставляется малому. Малые предприятия зачастую создаются при крупных фирмах или сотрудничают с ними. Таким образом формировалась принципиально новая структура экономики. Для крупного бизнеса необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом, продукция массового производства, соответствующая требуемым стандартам, аккумулирование значительных финансовых средств, дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют ряд преимуществ в управлении - отсутствие жесткой иерархии, простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость производства продукции в малом бизнесе ниже, чем в крупном при высоком качестве производимой продукции и услуг.

Малое предпринимательство в РК продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по дерегулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

Кроме юридических лиц, предпринимательской деятельностью занимаются также предприниматели без образования юридического лица, которые на практике мало, чем отличаются от собственно предприятий и могут иметь несколько десятков сотрудников, значительный объем деятельности и т.д. Никакой сколько-нибудь достоверной статистики по таким индивидуальным предпринимателям на сегодняшний день нет. Достаточно сказать, что Госкомстат располагает данными примерно об одном миллионе предпринимателей, в то время, как Министерство по налогам и сборам – о 3,5 миллионах.

Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2001 года, по данным Министерства по налогам и сборам РК, достигла 4 миллионов человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 14 миллионов человек. В общей численности экономически активного населения это составляет около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

В то же время по различным оценкам примерно половина малых предприятий – “мертвые” и не ведут никакой деятельности. Они либо не начали работать, либо прекратили свою деятельность и фактически не существуют, не будучи ликвидированными в юридическом смысле. Это связано с одной стороны с тем, что ликвидация предприятия является достаточно трудным делом. С другой стороны, отсутствие эффективного контроля за добросовестностью ведения бизнеса позволяет создавать фирмы-однодневки и бросать их в случае необходимости.

Понятие среднее предприятие не существует в казахстанском законодательстве. Никакие данные об этой группе предприятий не рассчитываются и не публикуются. Они могут быть получены только путем специальных расчетов на основе баз данных по отдельным предприятиям, хранящихся в субъектах РК. Число средних предприятий (например, имеющих не более 500 человек персонала и не являющихся малыми) составляет примерно 100 тысяч или 93% от общего числа крупных и средних предприятий. Поэтому в ряде случаев совокупные данные о крупных и средних предприятиях достаточно точно характеризуют группу средних предприятий.

Развитие малого и среднего предпринимательства в различных регионах РК происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах РК, около четверти – в Астане. Подавляющее большинство малых и средних предприятий в Казахстане занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост. Приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время развиваются в очень слабой степени. Доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции чрезвычайно мала.

Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт РК не превышает 12%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.

Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития казахстанского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить целый ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего бизнеса:

несовершенство нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны государства, затруднение доступа субъектов малого предпринимательства к государственному и местному заказу;

отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов для инвестирования малых предприятий;

несовершенство системы налогообложения;

проблемы материально-ресурсного обеспечения малого бизнеса;

трудность в осуществлении инновационных проектов и программ предпринимателей;

неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства;

несовершенство государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

 


Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства

 

2.1 Основные направления государственной поддержки

 

За последнее десятилетие в Казахстане сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в РК.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

- государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

-государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

-государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:

1.Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством РК по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

2. Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:

В настоящее время в РК имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны.

Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РК и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Информация о работе Меры поддержки малого предпринимательства по дисциплине «Предпринимательство»