Малый, средний и крупный бизнес в системе рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 04:13, реферат

Краткое описание

Основным условием функционирования рыночной экономики является оптимизация структуры производства и народного хозяйства в целом. Структурная трансформация экономики — сложный, многоплановый процесс, охватывающий, в частности, совершенствование отраслевых пропорций производства, оптимизацию воспроизводственных пропорций, совершенствование территориальной структуры производства, наконец, оптимизацию его размерной (масштабной) структуры. Совершенствование организационной структуры общественного производства предполагает рациональное сочетание крупных, средних и малых предприятий как составляющих его размерной структуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Малый, средний и большой бизнес.docx

— 27.39 Кб (Скачать файл)

 

 Малый, средний и крупный бизнес в системе рыночных отношений 
Основным условием функционирования рыночной экономики является оптимизация структуры производства и народного хозяйства в целом. Структурная трансформация экономики — сложный, многоплановый процесс, охватывающий, в частности, совершенствование отраслевых пропорций производства, оптимизацию воспроизводственных пропорций, совершенствование территориальной структуры производства, наконец, оптимизацию его размерной (масштабной) структуры. Совершенствование организационной структуры общественного производства предполагает рациональное сочетание крупных, средних и малых предприятий как составляющих его размерной структуры. 
 
Понятие "размерная структура производства" до недавнего времени крайне редко использовалось в отечественной экономической литературе, ибо охватываемые этим понятием вопросы не относили к важнейшим структурным проблемам народного хозяйства. Господствовало мнение, что определяющей тенденцией является укрупнение производства и рост масштабов предприятий. 
 
Классификация бизнеса по размерам (масштабам) деятельности субъектов рыночной экономики имеет исключительно важное значение, потому что позволяет выявить и проанализировать сильные и слабые стороны малого, среднего и крупного бизнеса, определить оптимальные варианты их соотношения и взаимодействия. Мировой опыт рыночного хозяйствования свидетельствует, что малый, средний и крупный бизнес не взаимоисключают, а дополняют один одного. Важнейшей составляющей рыночной экономики должно быть существование и взаимодействие крупных, средних и малых предприятий, их оптимальное соотношение. 
 
Для отнесения того или иного предприятия к разряду крупных, средних или малых необходимы определенные критерии. Сложность их определения состоит прежде всего в том, что они не могут быть равнозначными для всех сфер и отраслей народного хозяйства. Например, то, что можно считать крупным предприятием в сфере обслуживания или торговли, окажется средним или даже малым в обрабатывающей промышленности, а, скажем, среднее предприятие пищевой промышленности по своим размерным характеристикам будет казаться малым в угледобыче и т. д. К тому же количественные характеристики масштабности предприятий изменяются от страны к стране, с развитием экономики в целом, производительных сил общества, их ресурсной основы. 
 
Следовательно, первым требованием к выработке указанных критериев должен быть учет условий и особенностей производства в каждой конкретной отрасли или в группе близких по основным производственным характеристикам отраслей на конкретном этапе социально-экономического развития страны. С этой целью используют различные так или иначе взаимосвязанные показатели масштабов предприятий: среднесписочная численность занятых на предприятии, объем хозяйственного оборота, объем валовой продукции, стоимость производственных доходов и т. д. 
 
Соотношение предприятий малого, среднего и крупного бизнеса зависит от роли и значения каждого сектора экономики на определенном этапе становления и развития рыночной экономики. Однако на любом из этих этапов ведущим остается крупный бизнес, меняется только его структура. 
 
Подлинный производственный бизнес — это крупный и крупнейший. Во всех развитых странах мелкий и средний бизнес присущ преимущественно сфере мелкооптовой и розничной торговли и сфере обслуживания. Современный мелкий и средний бизнес в этих странах является порождением развитой рыночной экономики, а не исторически прошлого мелкого простого товарного производства, содействуя созданию конкурентной среды, занятости, ослаблению последствий безработицы и т. п. Поддержка в странах развитой рыночной экономики малого и среднего предпринимательства определяется и тем, что инициативные, предприимчивые люди, желающие открыть свое дело, далеко не всегда имеют для этого необходимый первоначальный капитал. Они входят в бизнес прежде всего со своим интеллектуальным капиталом, который в различных формах (субподряд, франчайзинг, особенно венчурные предприятия, о которых речь идет ниже), используется крупными корпорациями. 
 
В развитых странах именно относительно немногочисленные крупные предприятия служат надежной основой массового производства стратегических товаров. В них подробно отрабатываются как конструкторские, технологические и другие технико-экономические вопросы, так и ценообразование, маркетинг и т. п. организационно-экономические основы. Отсюда развитие в Украине мелкого и среднего бизнеса должно создавать широкую основу для функционирования рыночной экономики. Одновременно необходимо всячески содействовать с учетом структурной трансформации разворачиванию на полную мощность крупнейших заводов, не допуская их дробления ради самого дробления под видом преодоления гигантомании. Об этом ярко свидетельствует, например, положительный опыт Николаевского глиноземного завода, в том числе привлечение им иностранных инвестиций. 
 
В целом роль крупного бизнеса определяется двумя обстоятельствами. 
 
Во-первых, — его ведущей ролью в рыночной экономике. Это объясняется тем, что центром экономического роста, начиная с конца XIX в. и по сегодняшний день, во всех ведущих странах мира были и остаются капитало- и наукоемкие отрасли, такие как нефтяная, химическая промышленность, металлургия, автомобилестроение, электроэнергетика, электроника и т. д. В этих отраслях экономическое развитие определяет относительно небольшое количество крупных компаний. К тому же изменилась организация самих крупных компаний предпринимателей вместе с коренными изменениями в производительных силах общества. Крупным стало дело, производство не обязательно сконцентрировано на одной территории, под одной крышей и т. п. Масштабность, размерность предприятия и дела, которое оно представляет, все больше опирается на организационно-экономические структуры, при которых мелкие и средние предприятия становятся довольно часто составляющими крупнейших корпораций, поставляя им узлы, детали и др., продавая их продукцию и т. п. Это современное проявление концентрации и централизации производства, с одной стороны, на основе базирования на общую финансовую группу и, с другой, развития единичного технологичного внутрифирменного и межфирменного, в том числе и международного разделения труда. Особое место в этом процессе занимают транснациональные корпорации. 
 
Во-вторых, крупный бизнес владеет большим потенциалом поддержки малых и средних фирм, который реализуется через широкий спектр форм хозяйственной интеграции. И дело здесь не в "желании" крупных корпораций помогать субъектам малого и среднего бизнеса, а в объективных закономерностях крупного современного производства, которые требуют стабильной и эффективной системы интеграционных связей. Об этом свидетельствует опыт стран, экономика которых зиждется на двух основах — на крупных организационно-хозяйственных структурах, с одной стороны, и на малом и среднем бизнесе, — с другой. Первая придает стабильность экономике и ее управляемости, открывает путь к крупномасштабной реализации научно-технических нововведений, вторая создает конкурентную среду, обеспечивает производству мобильность и индивидуализацию. 
 
Объективная необходимость развития малого и среднего бизнеса обусловлена изменениями, происходящими в крупном производстве на современном этапе. Во внешней среде крупного производства происходит: во-первых, обострение конкуренции в глобальном масштабе вследствие развития транспорта, информатики и средств коммуникации; во-вторых, повышение степени неопределенности внешней среды вследствие существенного снижения темпов роста во всех индустриально развитых странах; в-третьих, усиление тенденций к фрагментации рынков по причине дифференциации и индивидуализации потребительского спроса. Внешние изменения, которые происходят, не смогли не вызвать соответствующей реакции корпораций, которые приспосабливаются к новым условиям, а глобализация конкуренции ведет к усилению их специализации тогда, когда неопределенность и фрагментация рынков заставляет компании усиливать гибкость хозяйствования и интенсифицировать поиск новых путей дифференциации производимой продукции и услуг. 
 
Таким образом, возникает противоречие между тенденцией к специализации, что предусматривает концентрацию однообразного производства, и усилением дифференциации, т. е. расширением спектра производства товаров. Формой разрешения этого противоречия становится гибкое (дифференцированное) массовое производство. 
 
При анализе экономической сущности малого и среднего бизнеса необходимо иметь ввиду, что именно формы организации производства являются объективной основой создания предприятий различных масштабов (размеров). Генетический корень происхождения субъектов рыночной экономики заключен в общественном разделении труда и в обособлении производителей. Рынок опосредованно соединяет их через обмен и ценообразование. Основными предпосылками деления субъектов рыночной экономики на малые, средние и крупные являются общественное разделение труда, углубление специализации и расширение кооперации производства. 
 
Совокупность небольших по масштабу производственных единиц характеризует понятие малый и средний бизнес. Общественной формой малой и средней производственной единицы в условиях рыночной экономики являются малое и среднее предприятия. Их главными экономическими черты следующие: 

  •  
    обособленность (т. е. хозяйствование на свой страх и риск);
  •  
    специализация на каком-либо виде деятельности;
  •  
    реализация производственных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке. По оценкам экспертов Мирового банка, существует более 50 определений малого и среднего бизнеса. В разных странах используются различные классификационные критерии отнесения предприятий к той или иной группе. Так, в Японии такими критериями являются размер капитала, численность работающих и отраслевая принадлежность. Количество занятых и объем основного капитала — таковы критерии отнесения предприятий к разряду малых и средних в Италии, численность занятых и объем инвестиций — в Индии, а во многих странах — еще и объем используемой электроэнергии.

 
В Германии, например, к малым и средним относятся предприятия с численностью не более 500 занятых и объемом годового оборота не более 50 млн евро. В странах Европейского Союза (ЕС) на малых предприятиях количество занятых до 50 чел., годовой оборот менее 4 млн евро, сумма баланса менее 2 млн евро, на средних предприятиях — количество занятых от 50 до 250 чел., годовой оборот менее 16 млн евро, сумма баланса менее 8 млн евро. В Украине субъектами малого предпринимательства являются зарегистрированные в установленном порядке физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, а также юридические лица — субъекты предпринимательства любой организационной формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 50 чел., а объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн грн. 
 
О значении малого и среднего бизнеса свидетельствуют показатели его роли в экономике. Так, удельный вес малых и средних предприятий в общем количестве занятых в США и Франции составляет 54 процента, в странах ЕС в целом — 72 процента. Удельный вес этого сектора экономики в валовом внутреннем продукте составляет в Германии — 50 — 54 процента, в Японии — 52 — 55, во Франции 55 — 62, в Италии — 57 — 60, в странах ЕС в целом — 63 — 67 процентов. В Украине этот показатель не превышает 10 процентов. 
 
Малый и средний бизнес являются органичными структурными элементами рыночной экономики. Особое значение играет малый бизнес. Именно этот сектор экономики исторически и логически выполнял роль необходимой предпосылки создания рыночной среды. Мелкотоварное производство, из которого развивается малый бизнес, было первичной исходной формой рыночного хозяйствования. Именно поэтому мелкотоварное производство сыграло структурообразующую роль в истории становления экономики конкурентно-рыночного типа. Это специфическое и своеобразное функциональное предназначение малого бизнеса имеет особое значение для стран, которые идут путем воссоздания рыночной системы хозяйствования. Способность малого бизнеса к структурообразованию рынка выдвигает задачу его возрождения в число первоочередных задач реформирования экономики Украины, как и других стран СНГ, на их переходном этапе. 
 
Сущность и значение малого бизнеса состоит в том, что он составляет основу современного мелкотоварного производства, осуществляет свободу рыночного выбора и быструю окупаемость затрат при благоприятных условиях, определяет степень демократизации общества, обеспечивает насыщение рынка товарами и услугами широкого потребления, способствует реализации инноваций, характеризуется высокой мобильностью и рациональными формами управления. 
 
Развитие малого бизнеса связано с решением целого ряда социальных вопросов, а именно: малый бизнес является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия и реализации личностного потенциала; этот сектор создает дополнительные рабочие места, обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности, выступает альтернативой психологии люмпенства и иждивенчества; а самое главное — он содействует формированию "среднего класса", который является основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического разделения общества. 
 
Особое значение малый бизнес имеет в переходный период к рыночной экономике. Именно он стимулирует экономическую конкуренцию, структурную перестройку экономики, влияет на ослабление монополизма, содействует формированию нового социального слоя собственников-предпринимателей, которые обеспечивают гарантии необратимости движения к рынку. 
 
В структуре современной смешанной экономики малый, средний и крупный бизнес не только сосуществуют, но и органично взаимодополняют друг друга. Об этом свидетельствуют интеграционные формы их кооперации. Интеграция больших, средних и малых предприятий не является какой-то идеальной моделью, которая приходит на смену старым механизмам распределения ресурсов или прежним организационным формам. Речь идет о создании нового качества рынка и организационных структур, или качественной трансформации этих форм, если они существовали раньше. 
 
В условиях рыночных отношений основными формами интеграции больших, средних и малых хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, лизинг и венчурное финансирование. При этом субподряд является формой производственно-функциональных интеграционных связей, франчайзинг — производственно-сбытовых, лизинг — производственно-финансовых, а венчурное финансирование — формой инновационно-функциональных интеграционных связей. Необходимо подчеркнуть, что все эти формы отвечают критериям поддержки малого и среднего бизнеса, поскольку следствием их использования должны быть: во-первых, рост стабильности, во-вторых, взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, финансовых, кадровых ресурсов. 
 
Дальнейшее развитие системы хозяйственной интеграции стало возможным прежде всего из-за роста производственной специализации, благодаря которой развивается производственно-хозяйственная кооперация, проявляются ее новые формы. 
 
Субподрядная система представляет собой долгосрочные отношения в сфере снабжения между крупной (главной) компанией, изготовляющей значительные объемы массовой продукции, и множеством малых предприятий, работающих на основе подетальной, технологической, модельной специализации производства продукции, которая изготовляется относительно небольшими объемами или при узкой номенклатуре. 
 
Содержание субподряда заключается в увеличении объема работ, которые передаются большими компаниями по контрактам малым и средним фирмам, а также в сокращении общего количества прямых поставщиков комплектующих. 
 
Субъектам малого и среднего бизнеса такая форма кооперации выгодна, поскольку шансов остаться на самостоятельных рынках у них почти нет. Особенно это касается технологически сложной продукции, организация производства и сбыта которой требует больших управленческих, финансовых и технических возможностей, которыми малые фирмы не владеют. Используя производственный потенциал малых и средних фирм, крупные компании предоставляют им определенные льготы: гарантируют закупку значительной доли изготовленной продукции, поставляют или дают в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения сырья и материалов и т. п. Крупным фирмам субподрядная система позволяет, во-первых, переложить негативные последствия конкуренции (в том числе возможное банкротство) на мелкий и средний бизнес, и, во-вторых, создать за счет предприятий этого бизнеса выгодную для себя конкурентную среду, выбирая субподрядчиков из параллельных поставщиков. Например, в Великобритании разоряются в течение первых трех лет 8 из 10 созданных малых предприятий. 
 
Субподрядная система особенно развита в областях массового сборочного производства, электротехнической, электронной промышленности, в некоторых сферах машиностроения. Так, электротехнический концерн "Дженерал электрик" только в середине 80-х годов использовал для своего производства и сбыта услуги более 30 тыс. малых предприятий. У автомобильного концерна "Дженерал моторе" было 40 тыс. поставщиков, 82 процента из них — фирмы с количеством занятых меньше 100 чел. 
 
В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой значительное распространение получила система договорных отношений относительно кооперации хозяйственной деятельности больших и малых фирм в области распределения продукции и услуг, получившая широкую известность в мире под названием франчайзинг.


Информация о работе Малый, средний и крупный бизнес в системе рыночных отношений