Малый бизнес в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Содержание

Введение..................................................................................................................3.
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса…………………………………..….8.
1.1. История малого бизнеса в России...............................................................8.
1.2. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства………………………………………………………………….…...11.
1.3. Характеристики и особенности малого бизнеса…………………….......16.
1.4. Роль и значение малого бизнеса…………………………………………19.
1.5. Налоговая политика малого бизнеса…………………………………….21.
Глава 2. Современный малый бизнес в России……………………………….24.
2.1. Состояние и проблемы малого бизнеса………...……………………….24.
2.2. Государственное регулирование малого бизнеса………………………28.
2.3. Перспективы в малом бизнесе………………..……..……..……..……..34.
Заключение………………………………………………………...…………….37.
Список литературы………………………………………………………...……40.

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес в России.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

     Финансовый  кризис поставил на грань выживания  многие малые компании заметное число  предприятий уже прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных  корпораций, потеряв рабочие места, занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро - и малого бизнеса. В первую очередь, возникают предприятия сферы услуг, особенно того сегмента, где до настоящего момента был дефицит предложения: автомойки, прачечные, салоны красоты и т. п. Если говорить о перспективных сферах, то вероятно появление и активное развитие новых компаний в ИТ-индустрии. Прежде всего это относится к интернет-проектам и разработке всевозможного софта. Кроме того, кризис 2008 года породил вторую волну (первая была после августа 1998 года) малых и средних региональных производителей продуктов питания. Очевидной особенностью нынешнего периода является острая нехватка денег. Резкое закрытие большинства каналов финансирования и рост стоимости ресурсов привел к нескольким важным последствиям: некоему отрезвлению рынка труда, тенденции к оптимизации бизнес-процессов и отказу от всего лишнего, появлению новых форм расчетов. В частности, открытого бартера.

     Также хотелось бы выделить перспективы малого бизнеса в городе Бийске. Малое предпринимательство в городе характеризуется высоким потенциалом роста, который определяется возможностями его развития по следующим направлениям:

     - развитие высокотехнологичных предприятий  малого бизнеса;

     - развитие бизнеса в сфере туризма  и индустрии гостеприимства;

     - развития бизнеса по оказанию  транспортных и логистических  услуг и соответствующей бизнес-инфраструктуры (информационные, маркетинговые, консалтинговые, сервисные услуги и т.д.);

     - торговля, общественное питание, бытовые и иные платные услуги, оказание которых не требует больших инвестиционных вложений;

     - развитие малых предприятий, оказывающих  социальные услуги по государственным  и муниципальным заказам, формирование  рынка платных социальных услуг.

     Делая выводы по аналитической главе, можно  выделить следующее: Правительство  Российской Федерации пытается принимать  различные меры в плане государственного регулирования малого бизнеса, но они  очень малы по сравнению с западными  странами. В этом деле необходимо совершенствовать законодательную базу тем более в условиях мирового кризиса. Конечно, постепенно законодательство о малом предпринимательстве развивается в сторону предоставления малому, бизнесу дополнительных правовых гарантий. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     На  основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе иследования мы определили, что малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью и влияет на все сферы нашей жизни: экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Обеспечивает стабильность рыночных отношений, втягивает большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

     Сущность  малых предприятий характеризуется  следующим: они хорошо адаптируются к внешним условиям, своим развитием  укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов и он является надежным источником бюджетных поступлений. Отсюда следует, что развите малого бизнеса необходимо для государства.

     Развитие  малого предпринимательства в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных  предприятий и организаций и  возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц. Этот процесс проходил очень кропотливо, подержки со стороны государства как таковой и не было, предприниматели шли на свой страх и риск, ради своего благополучия и насыщения рынка необходимыми товароми и услугами.

     Проанализировав современное состояние малого бизнеса  выеснелось, что происходит абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал. Это обусловлено финансовым кризисным явлением, оно существенно повлияло на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения. Чтобы избежать подобных проблем необходимо осуществлять государственное регулирование. Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно. В частности, необходимо принять меры: по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого предпринимательства в России, сделать более доступную законодательную базу, упростить процесс регистрации, увеличить объем финансовой поддержки, упростить налоговую систему, облегчить доступ малым предприятиям к кредитам.

     Перспективы в малом бизнесе всегда за теми, кто заранее готовится ко всем ситуациям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии и комплексно изучает рынок своей деятельности, и больше нацелен на конечного потребителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы. 

     1.  Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2009.

     2.  Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2005.

     3.  Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008.

     4.  Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005.

     5.    Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007.

     6.    Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.

     7.    Российский статистический Ежегодник 2008, М:. Росгостат 2009

     8.    Шепеленко Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005.

     9.    Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2008.

     10.    Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.

     11.    Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006.


Информация о работе Малый бизнес в Российской федерации