Корпоративные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:46, контрольная работа

Краткое описание

Стоимость корпорации является самым важным ее показателем по причине деперсонализации владельца и отделения собственников от управ-ления. Как считает компания McKinsey & Company, составляющими процесса извлечения стоимости являются финансовые, стратегические и организационные аспекты2. Утверждается, что важнейшими для «стоимост-ного мышления» являются шесть компонентов: формирование целевых установок и индикаторов, управление бизнес-портфелем, разработка органи-зационной структуры, определение факторов создания стоимости, управле-ние эффективностью функционирования бизнеса и управление работой персонала.

Содержание

1. Цели создания корпорации 3

2. Особенности корпоративных финансов 5

3. Особенности управления корпоративными финансами 7

Вложенные файлы: 1 файл

Корп. финансы.rtf

— 106.30 Кб (Скачать файл)

      Содержание 

1. Цели создания корпорации                                                                              3

2. Особенности корпоративных финансов                                                         5

3. Особенности управления корпоративными финансами                               7

 

        1. Цели создания корпорации 

      Существуют устоявшиеся понятия: «корпоративный менеджмент», «корпоративная стратегия», «корпоративное развитие», «корпоративные финансы». Определение понятия «корпорация», а также значение, которое привносит в определяемое слово этот термин, употребленный как прилагательное, составляют предмет профессионального интереса, так как приведенные выше словосочетания имеют особые признаки по сравнению с просто «финансами», просто «стратегией» и «развитием».

      Но сторонники четкости требуют определения. Вот одно их них: «Корпорация - это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона». То есть нечто виртуальное, существующее только на бумаге или диске. Между тем оно дано серьезной организацией - Верховным судом США - и является судебным прецедентом. Корпорация считается искусственным образованием, исключительно юридическим лицом, созданным в соответствии с законом штата или федеральным законом США и представляющим собой объединение многих индивидуумов, которое может состоять и из одного физического лица или его правопреемников.

      Американский юрист Р. Кларк, специалист в области корпоративного права, считал, что создание таких «фиктивных», искусственных образований, признаваемых правом, но лишь с некоторыми атрибутами натуральных лиц, является значительным вкладом юристов в предпринимательство.

      В переводе на язык российской юриспруденции это английское слово обозначает_акционерное общество.

      Российский Закон «Об акционерных обществах» считается достаточно прогрессивным, его разработчики заимствовали все положительное из опыта американских коллег и учли их ошибки.

      На содержательном уровне эта общественно-правовая форма является воплощением инкорпорирования, то есть любые лица могут «вливать», вносить, инвестировать свой капитал в это образование, желая либо просто его приумножить, либо активно участвовать в жизни данного сообщества. Контрактная теория фирмы, предложенная нобелевским лауреатом Р. Коузом, основана на предположении, что последняя формируется участниками корпоративных отношений на добровольной основе, то есть система связей между ними такова, что выгоднее делать бизнес объединившись, чем порознь. Хотя так называемые транзакционные издержки на контрактные отношения в корпорации возрастают, в целом они ниже, чем без образования данного юридического лица. Эта форма предпринимательства базируется на контрактах, заключенных между ее участниками, положениях действующих статутов, обусловленных природой рынка, ограничениях и на соблюдении участниками существующих правил поведения. Корпорация служит правовым инструментом, организующим весь комплекс указанных отношений.

      Американский опыт (наиболее характерный для понимания природы корпорации) показывает, что эту форму использует в основном крупный бизнес.

      Другое существенное свойство корпорации - ограниченная ответственность - привлекает как обладателей крупного капитала, так и мелких инвесторов, поставляющих в своей массе значительные средства для финансирования бизнеса; те и другие рискуют лишь своим вкладом. В этом заключается отличие данной формы предпринимательства от товариществ (партнерств) и единоличной собственности, где может быть полная имущественная ответственность. Однако корпорации в США несут более высокую налоговую нагрузку, чем товарищества и единоличные формы, и их гораздо труднее зарегистрировать. Установлено, что корпорация - это форма крупного бизнеса, хотя юридически ее может создать даже один человек.

      Третье свойство корпорации, не являясь всеобщим, проявляется в крупных компаниях (акции которых обращаются на биржах, околобиржевых площадках или иных рынках капитала) с неизбежностью экономического закона. Это - разделение собственности и управления.

      Многопрофильность, наряду с крупным форматом и сложной структурой, также является отличительной особенностью корпорации по сравнению с предприятием (компанией).1 В. Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, разработал типологию корпораций, действующих в современных условиях.2

      Классическая корпоративная структура характеризуется четким разграничением собственности и управления, противопоставлением владельцев компании наемным работникам. В процессе развития совершенствовались формы ее организации. Это предприятие индустриального типа, со значительными основными фондами, большой численностью персонала, действующее в сфере производства материальной продукции (Shevron, British Petroleum).

      Этатистская структура: главный собственник и организатор государство. Цель такой корпорации - не достижение максимальной эффективности производства, а реализация поставленных задач. Она существовала при тоталитарных режимах или создавалась для решения задач в масштабе национальной экономики.

      Креативная структура: ее деятельность направлена на реализацию внутренних устремлений и идеалов создателей и может быть экономически нецелесообразна; создается одной или несколькими творческими личностями и действует в сфере производства интеллектуальноемкой продукции или услуг, связанных с информационными технологиями (Microsoft, Dell).

      В общем виде целью создания и существования корпораций является благосостояние их владельцев

      Это благосостояние можно сравнить с таким главным в экономической теории и трудно формализуемым показателем эффективности национальной экономики, как ЧЭБ (чистое экономическое благосостояние).

      Стоимость корпорации (сводящаяся к рыночной стоимости акции) -одно из формализации благосостояния владельцев, но этот показатель вбирает в себя только факты предыстории компании. В современной динамичной среде эффект последействия (влияние прошлых событий на будущие) снижается, а главным становятся прогнозы и интуиция компетентных специалистов. Поэтому возрастает популярность такой концепции стратегического управления, как Balanced Scorecard - BSC (Сбалансирован-ная система показателей - ССП), которая совмещает финансовые показатели (как отражение достигнутого) и нефинансовые, способствующие, по мнению менеджмента компании, достижению целей в будущем.1

      Стоимость корпорации является самым важным ее показателем по причине деперсонализации владельца и отделения собственников от управ-ления. Как считает компания McKinsey & Company, составляющими процесса извлечения стоимости являются финансовые, стратегические и организационные аспекты2. Утверждается, что важнейшими для «стоимост-ного мышления» являются шесть компонентов: формирование целевых установок и индикаторов, управление бизнес-портфелем, разработка органи-зационной структуры, определение факторов создания стоимости, управле-ние эффективностью функционирования бизнеса и управление работой персонала. Добившись порядка в этих областях, компании смогут успешно организовать процесс управления, нацеленного на создание стоимости. 
 

2. Особенности корпоративных финансов 

      Характеристики корпорации (как формы предпринимательства) определяют некоторые особенности построения системы управления ее финансами. Она функционирует как подсистема менеджмента в компании, а также в других связанных с финансами сферах.

      В корпорации необходима полная постановка финансового менеджмента. Невозможно создать единый перечень аспектов такого управления, так как каждая компания имеет свое видение необходимости того или другого из них. Примерный список, меняющийся в зависимости от компании, включает следующие этапы управления финансами корпорации:

      - определение целей финансирования;

      - планирование и прогнозирование;

      - регистрация данных;

      - контроль и анализ.

      Или, по классификации автора:

      - разработка финансовой политики и финансовой стратегии компании (целеполагание);

      - планирование: долгосрочное(инвестиционное) и краткосрочное финансовое (бюджетирование);

      - создание финансово-экономической модели предприятия (включая аспекты автоматизации учета);

      - финансовый анализ и другие аналитические процедуры;

      - управление капиталом (активами и долгом);

      - риск-менеджмент (некоторые выделяют его в особую область современного управления компанией);

      - налоговое планирование и оптимизация.

      Желательно соблюдение данного порядка.

      Финансовую политику и финансовую стратегию следует рассмотреть подробно ввиду их важности, а также неустановившейся терминологии. Важность данного аспекта обусловлена большими размерами корпораций.

      Содержание понятий «политика», «стратегия» и «тактика» и соподчиненность этих явлений подробно описали Слепов В. А. и Громова Е. И.1.

      Финансовая политика - это общая финансовая идеология предприятия, необходимая для достижения выбранной экономической цели.

      Финансовая стратегия - это совокупность методов, с помощью которых реализуется на практике финансовая политика предприятия.

      Финансовая тактика - это набор конкретных практических мер, способов и приемов выбранной финансовой стратегии.

      Финансовая стратегия, на взгляд автора, не является отдельной категорией в системе управления компанией, а лишь служит для реализации общей экономической, рыночной или управленческой стратегии. Но вместе с тем финансы - это достаточно самостоятельная функциональная область, имеющая свои подразделы, например стратегия финансирования. В целом она служит для реализации рыночной стратегии предприятия. Кредитная политика, ценовая политика, дивидендная политика и т. п. - это частные проявления финансовой политики компании. Определения «консервативная», «агрессивная» или «нейтральная» могут характеризовать политику в области финансирования и управления денежными средствами.

      Современная корпорация, действующая на одном из интенсивно развивающихся рынков РК - девелопменте/строительстве, оформилась в виде сложной иерархической структуры с разделением труда, ответственности и компетенций между управляющей компанией и несколькими производственными компаниями. Грамотная политика ведения бизнеса и использование современных технологий управления (в частности, системы менеджмента качества) привели к росту экономических показателей.

      Руководство не останавливается на достигнутом и планирует постановку системы контроллинга во всем холдинге. Хотя элементы такой системы уже присутствуют и есть служба, осуществляющая данную бизнес-функцию, управляющая группа обратилась к консалтинговой компании. В этом усматривается ряд положительных моментов. Во-первых, руководство старается упрочить свое будущее и производит изменения при хороших обстоятельствах, а не когда дела уже идут плохо, а начинать что-то делать поздно, да и ресурсы крайне ограничены. Во-вторых, обращение к стороннему исполнителю (несмотря на имеющиеся собственные навыки) - проявление профессионального стиля работы. Наличие непредвзятого взгляда со стороны, знания и опыт консультантов, системность изменений (например, внедрение ERP-системы не осуществимо без консультантов) оправдывают затраченные на консалтинг средства. В-третьих, можно сказать, что в данной корпорации применяется управление «на опережение». Контроллинг как инструмент управления современной компанией, широко известный на Западе, в России применяется редко. Поэтому в управлении он является дополнением к чисто финансовому инструменту - бюджетированию. Общая стратегия корпорации в финансовой сфере реализуется подсистемой контроллинга - бюджетированием. Основа финансовой политики - инвестиции. Академик Е. С. Стоянова в своем учебнике по финансовому менеджменту дает такое определение: «Основа финансовой политики - это инвестиционная политика предприя-тия».1

      Это положение, принимающееся всеми, никак не влияет на действия финансовых директоров, казначеев и аудиторов, которые, согласно требова-ниям к финансовой отчетности, уделяют много внимания сбору информации, регистрации данных и составлению только текущей отчетности.

      Хотя оценка результатов приобретения компаний, слияния или погло- 
 

      3. Особенности управления корпоративными финансами 

      Масштабы и иерархичная структура корпорации влияют также на управление ее финансовыми потоками. Иногда высший уровень управления напрямую распоряжается всеми платежами и поступлениями (в небольших корпорациях с директивным стилем управления и с большими долями собственности в подчиненных компаниях, принадлежащих собственникам высшего уровня); иногда он распоряжается только доходом, начиная с валовой прибыли и ниже, оставляя подчиненным компаниям право платить по обязательствам; в третьем случае управляющие дочерних компаний имеют права генерального директора акционерного общества (за исключением прав распоряжаться чистой прибылью и осуществлять так называемые крупные сделки с отчуждением активов компании свыше определенного уровня). В первом и втором случаях степень ответственности управляющих финансами корпорации чрезвычайно высока. Все процессы должны быть описаны и регламентированы, уходящего сотрудника заменить в короткий срок очень трудно, и через некоторое время становится ясно, что желание все контролировать и всем управлять, напротив, приводит к неуправляемости и неконтролируемым последствиям, когда малейший сбой в работе финансовой службы приводит к остановке деятельности компаний, и что без делегирования не обойтись.

Информация о работе Корпоративные финансы