История развития внешней торговли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы, является рассмотрение становления, и развития внешней торговли России с древнейших времен до настоящего времени, а также определение возможных направлений её развития на современном этапе.
Исходя из цели, формируются задачи исследования:
1. Рассмотреть условия зарождения и развития внешней торговли России;
2. Охарактеризовать состояние внешней торговли России на современном этапе;
3. Раскрыть перспективы развития страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................4
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВНЕШНИХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ........6
1.1 Внешняя торговля России X-XVII вв......................................................................6
1.2 Внешняя торговля России XVIII века...................................................................14
1.3 Российская торговля в первой половине XIX века..............................................17
2 РОССИЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.....................................22
2.1 Интеграция России в систему мирового хозяйства..............................................22
2.2 Россия и ВТО...................................................................................................................25
2.3 Динамика внешней торговли России.....................................................................27
2.4 Перспективы внешней торговли России...............................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..........................................................................39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. История предпринимательства..doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшим торговым партнером России в исследуемый период была, вне всякого сомнения, Англия. На ее долю в отдельные годы приходилось до 50 % всего оборота российской внешней торговли, поэтому и неудивительно, что присоединение к континентальной блокаде Наполеона поставило российскую экономику фактически на грань коллапса. Континентальная блокада явилась причиной кризиса важнейших отраслей промышленности, особенно сельского хозяйства страны («хлебные» кризисы на Юге в 1808—1811 гг., «соляные» кризисы в Прибалтике и Подолье), обусловившего социальную нестабильность в западных и южных губерниях. С самого начала произошли негативные изменения и в финансовой сфере: резко упал курс рубля, началась галопирующая инфляция, стал быстро нарастать дефицит государственного бюджета (125 % в год!). Таким образом, последствия блокады для экономики России были весьма ощутимы, а их рецидивы случались и после ее окончания (например, «хлебный» кризис в западных губерниях в 1814 г. В свое время Павел I демонстративным разрывом всяких торговых отношений с Англией практически собственными руками создал предпосылки для собственного убийства (Александр I по восшествии на престол сразу же отменил все торговые ограничения, введенные его отцом).

Непосредственно перед Крымской войной положение в российском хлебном  экспорте меняется. В 1846 г. отменяются хлебные законы в Англии, что на некоторое время делает Великобританию основным потребителем русского зерна (экспорт пшеницы туда вырос в 1,5—2 раза). С другой стороны, ожидая длительного «похолодания» в международной сфере, «владычица морей» начала осваивать новые рынки сырья, что в итоге привело к падению удельного веса русской продукции в английском импорте. Так, заменой российскому зерну стало зерно турецкое, молдавское, валашское, египетское и американское. Русская пшеница, лен, сало, конопля продолжали вывозиться, только теперь сначала в Пруссию, а затем в Англию. Об этом свидетельствуют цифры вывоза этих продуктов из Пруссии в Великобританию, которые увеличиваются в среднем в 2 350 раз.

Крымская война стала началом  постепенного вытеснения Англии из российского  экспорта Германией, которое в основном завершилось к концу столетия.

Англия, потреблявшая до 1/2 российского экспорта и поставлявшая до 1/3 импорта, занимает первое место в общем торговом обороте России (34,1%). Она была безусловным лидером. Ее экономические связи с нашей страной были настолько прочны, что в том числе и из-за них так и не осуществилась задуманная Наполеоном континентальная блокада, из-за них фактически сорвался потенциальный конфликт из-за Турции в 1832—1833 гг. Однако Великобритания постепенно начинает утрачивать свое привилегированное положение. Особенно заметно это проявилось в последние три года перед Крымской войной. Именно тогда назрели кардинальные экономические противоречия, связанные с пресловутым нарушением «баланса держав» на континенте. Итак, в данном случае экономические приоритеты в известной степени определяли внешнеполитический курс царского правительства [18].

Управление внешней торговлей  в изучаемый период осуществлялось разными ведомствами. До сентября 1802 г. вопросы внешнеэкономической сферы находились в ведении Коммерц-коллегии. Эта деятельность была тем более ответственной, что приходилось поддерживать внешнюю торговлю на желаемом для России уровне в условиях непредсказуемой политики Павла I. 8 сентября 1802 г. внешней торговлей стало управлять Министерство коммерции, бессменным министром которого был Н. П. Румянцев. Именно в его работе «О разуме тарифа» (1804) изложена внешнеторговая программа России, сохранившая актуальность и в середине XIX в, в т. ч. цели и задачи внешней торговли.

Теоретической основой  этой программы были следующие положения:

  • отказ от «свободной торговли» и конкуренции на рынке;
  • предотвращение повышения цен на товары спроса «небогатого класса народа»;
  • поддержка отечественного производителя;
  • сырьевая направленность для обеспечения мануфактур и фабрик.

В развитие этих положений предлагались следующие принципы:

  • сохранение системы запрещений с пересмотром лишь некоторых статей;
  • установления максимальной пошлины (20 % стоимости товара) на

1) предметы роскоши,

2) фабрикаты, внутреннее производство которых удовлетворяет спрос на 1/31/2;

  • пропуск сырья, не производимого в стране или производимого в малых количествах, с пошлиной в 5 %, производимого в стране в больших количествах — с пошлиной в 10 %;
  • беспошлинный привоз машин, инструментов, медикаментов и книг.

Кроме того, был выдвинут также  ряд положений по обеспечению стабильного экспорта:

  • максимальная степень развития экспорта для достижения активного торгового баланса и повышения товарности экономики страны;
  • сокращение вывоза сырья и облегчение вывоза готовой продукции;
  • зависимость экспортных пошлин от степени необходимости товара на иностранном рынке и легкости суррогатной замены.

Для реализации программы Н. П. Румянцев наметил реальные конкретные меры:

    • установление экспортных пошлин не выше 10 %.
    • наложение максимальной пошлины (10 %) на сырье (лен, пенька и т. д.), на незаменимые российские товары (например, икра) и товары наибольшего спроса (парусина, юфть).
    • установление подвижной шкалы на хлеб при постоянном отпуске [19].

Говоря о внешней торговле России, необходимо отметить, что, несмотря на известную активность торговых отношений с другими государствами, реальное состояние этой торговли не совсем соответствовало тем целям и задачам, которые были поставлены перед экономикой. Основными нерешенными на данном этапе ее развития проблемами были следующие:

1. Более 1/3 оборота обеспечивалось одной страной — Великобританией. При серьезных внешнеполитических проблемах с этой страной торговлю в частности и экономику в целом ожидал кризис, подобный тому, что случился в годы континентальной блокады.

2. Поддержание положительного баланса за счет положительного сальдо в торговле с Англией и нулевого сальдо в отношениях с континентальной Европой. 3. Экспорт в большей части был сырьевым, что никак не помогало отечественному производителю, тем более что импорт в еще большей части составляли изделия. Кроме того, часть экспорта, например в страны Азии, обеспечивалась транзитом из Европы.

4. Непродуманная политика правительства в отношении импортного сырья наносит прямой ущерб и отечественному производителю (которому приходится либо искать суррогаты, либо покупать его втридорога), и конечному потребителю (по тем же причинам: цены на товары массового спроса начинают существенно повышаться). Примером может служить дискриминационная политика правительства в годы континентальной блокады и после нее в отношении английских хлопчатобумажных тканей.

Таким образом, даже к  середине XIX в. цели и задачи внешней торговли России, поставленные еще Н. П. Румянцевым, в необходимой мере реализованы не были. Тем не менее внешняя торговля развивалась, причем весьма динамично, что наряду с другими факторами позволило России впоследствии перейти на качественно новый этап экономического развития без масштабных экономических и социальных кризисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 РОССИЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Интеграция России в систему мирового хозяйства

 

После распада СССР в 1991 г. российская экономика попала в тяжелую ситуацию. Это не могло не сказаться на доле участия России в международной торговле. В целом тенденция такова, что за последние шестнадцать лет значение России как субъекта мирохозяйственных связей заметно упало. Несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, в настоящее время доля России в мировом товарном экспорте невелика. В динамично развивающейся международной торговле услугами наша страна участвует чисто символически. На фоне сокращения производства и потребления отечественной продукции экспортная сфера превратилась в крупнейший сектор экономики, за счет которого держаться на плаву другие отрасли. Через экспорт реализуется более четверти национального ВВП. В СССР этот показатель не превышал 10%. За рубеж вывозится от 20 до 80% отечественного производства сырьевых товаров и полуфабрикатов. Россия занимает на мировом рынке вооружений второе место, но вклад экспортных поставок военной техники в общие валютные поступления страны не особенно велик.

Усиление зависимости  от внешних факторов при интеграции в мировое хозяйство – тенденция, как правило, закономерная для любой страны. В случае с Россией гипертрофия этой зависимости была вызвана, прежде всего, двумя обстоятельствами:

  • кризисным состоянием российской экономики;
  • ошибками во внешнеэкономической политике, разрушением (с подачи новой экономической и политической элит) формальных регуляторов экономики.

Зависимость российской экономики от внешних рынков усилилась, прежде всего, в таких областях, как экспорт нефти и газа, импорт продовольствия, внешние заимствования и привлечение предпринимательского капитала. Увеличение поставок энергоносителей создало зависимость ряда европейских стран от поставок российского газа.

Расширение импорта  продовольствия усилило заинтересованность Запада в стабильности таких поставок (например, США).

Россия заняла прочные  позиции в вывозе продукции экологически вредных, капиталоемких отраслей. Она занимает первое место по экспорту никеля и природного газа (половина мирового рынка), третье или четвертое – по нефти, нефтепродуктам, электроэнергии, железной руде, алюминию, прокату черных металлов. Россия выступает на мировых рынках крупным поставщиком меди, необработанных алмазов, минеральных удобрений и целлюлозы. Однако основные валютные поступления дает экспорт нефти, нефтепродуктов и газа.

Интеграция в мировую  торговлю через поставки энергосырья  в принципе невыгодна России (даже при высоких ценах на нефть), ибо условия добычи неблагоприятны, а транспортная составляющая в издержках высока. Да и большинство населения страны живет не там, где находятся запасы нефти и газа, а потому не может существовать за счет ренты. К тому же энергосырьевой экспорт – основной канал нелегальной утечки капиталов. Эта угроза становилась реальной уже в конце 80-х гг. ХХ в.

После либерализации внешней торговли, произошедшей в 90-х годах ХХ в., основное место в структуре импорта заняли потребительские товары (в основном продовольствие, сырье для его производства, бытовая техника), а также средства связи и вычислительная техника.

Общепризнано, что основной канал вхождения в мировую экономическую систему – создание условий для притока в страну иностранного предпринимательского капитала, несущего с собой помимо финансовых ресурсов современные технологии и менеджмент. Мировой рынок инвестиционных капиталов (прямые, портфельные инвестиции, кредиты на закупку оборудования, финансирование проектов) оценивается в 1,3-1,5 трлн. долларов в год. За эти ресурсы жестко конкурируют между собой государства-реципиенты. Современная Россия остро нуждается в инвестиционных ресурсах, потребность в них исчисляется многими сотнями миллиардов долларов. Однако приток прямых вложений составляет небольшую величину по сравнению с нелегальной утечкой капиталов. Ограниченность прямых иностранных инвестиций – показатель неудовлетворительного включения нашей страны в мировое хозяйство.

По объему прямых зарубежных вложений в экономику Россия находится  в третьем десятке государств мира – среди стран «с развивающимися рынками», уступая не только Китаю, где инвестиции исчисляются сотнями миллиардов долларов, но и Польше, Венгрии, Чехии. По ряду показателей, зарубежный предпринимательский капитал играет сейчас в отечественной экономике даже меньшую роль, чем в 20-е или 30-е годы XX в., когда он присутствовал в электротехнике, производстве текстильного оборудования и т.д.

Порог нового тысячелетия  российская экономика переступила  в стадии устойчивого экономического подъема. Крепнущее социально –  экономическое благополучие на первоначальном этапе являлось следствием произошедшего  в августе 1998 г. финансово-экономического кризиса, который повлек за собой многократную девальвацию национальной валюты, и тем самым, в условиях существенного удорожания завозимых из-за рубежа товаров, значительно повысил конкурентоспособность продукции отечественных производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках [20].

В ближайшей перспективе  России предстоит наладить процесс  воспроизводства в условиях рынка, который в предыдущие годы так и не сложился. Решение этой задачи требует обеспечения стабильности и прозрачности законодательства по борьбе с коррупцией и экономической преступностью.

Наряду с повышением конкурентоспособности упрочению  позиций страны в мировом хозяйстве способствовало бы также совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей с учетом задач структурной перестройки и повышения эффективности народного хозяйства.

По мнению автора одной  из задач должно быть совершенствование  экспортно-импортной политики. Возможно расширение импорта технологий и  профессионалов из Европы и Японии в отрасли потребительского сектора экономики и смежные с ними сырьевые отрасли. Высокотехнологичные отрасли вроде машиностроения, обслуживающие сырьевые, энергетические, транспортные сектора хозяйства, по-видимому, должны быть защищены таможенными барьерами, так как именно на них делается ставка в инновационном ресурсосберегающем развитии. Для торговли с Европой у России есть хороший аргумент – газ и нефть. Помимо этого должна быть принципиально усилена защита российского рынка от Китая. Речь идёт об остановке серого импорта из Китая, который даёт огромные преимущества китайским производителям; должны быть предприняты усилия для расширения доступа на внешний кредитный рынок наших финансовых структур.

Эффективное включение  России в систему глобальных мирохозяйственных связей, важнейшим звеном которой является международная торговля, требует преодоления структурных деформаций и технической модернизации народного хозяйства.

Информация о работе История развития внешней торговли в России