Значение предпринимательства в социально-экономической жизни России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:16, реферат

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным бизнесом.

Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.

Содержание

Введение.
Основная часть.
Cущность предпринимательства.
Виды и формы предпринимательства.
Этапы развития предпринимательства в России.
Особенности предпринимательства в России и за рубежом.
Значение предпринимательства в социально-экономической жизни России.

III. Заключение.
IV. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Крупный и малый бизнес в России реф.docx

— 28.67 Кб (Скачать файл)

 

ПЛАН

 

    

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. Cущность предпринимательства.
  1. Виды и формы предпринимательства.
  2. Этапы развития предпринимательства в России.
  3. Особенности предпринимательства в России и за рубежом.
  4. Значение предпринимательства в социально-экономической жизни России.

 

III. Заключение.

     IV. Литература.

 

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности  и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным бизнесом.  
 
Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.

Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений  способствует не только повышению материального  и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную  почву для практической реализации способностей и талантов каждого  индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального  духа и национальной гордости.

Статистика показывает, что в  развитых странах на долю их производства приходится более половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу  предпринимательства, недостаточного инвестирования, высокой налоговой  нагрузки и т.д.

Важность развития предпринимательства  в России нельзя переоценить.

Во-первых, предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской  сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

В-третьих, создавать атмосферу  конкуренции. В-четвертых, он создает  ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика  невозможна.

Важной функцией предпринимательства  является его социальная функция, связанная  с возможностью поглощать большую  часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической  безработицы, экономических кризисов.

Экономически выгодно и актуально, чтобы появление большого числа  в России малых фирм привело к  созданию новых рабочих мест, принесло реальные деньги в бюджет государства, что особенно важно, учитывая необходимость  возрождения экономики Российской Федерации в современных условиях рынка.

 

 

 

Но предпринимательству также  нужна поддержка, для чего необходимо:

  • качественное улучшение информационно-методической базы;
  • проведение инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных госпредприятий;
  • разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами предпринимательства;
  • обеспечение правовых и организационных основ участия субъектов предпринимательства в приватизации федерального имущества.

Во  всем вышесказанном и заключается  актуальность избранной нами темы исследования.

Крупный и малый бизнес в России

1 Малый бизнес в  России

Российское законодательство выделяет следующие критерии определения  малых предприятий:

1. Численность работающего  персонала ( до 1995 года верхняя граница было 200 человек, сейчас 100 )

2. Участие в капитале  предприятия иных фирм и организаций. (Согласно закону "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации", под  субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации,  в уставном капитале доля РФ, субъектов РФ и других фондов  не превышает 25%, доля юридических  лиц не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и а транспорте – 100, в оптовой торговле 50, в рознич-ной торговле и бытовом обслуживании -30, в остальных отраслях и при других видах деятельно-сти – 50 человек.).

Но малый бизнес в нашей стране сталкивается с  многочисленными трудностями, главными из которых являются:

1. Несовершенство  созданной правовой базы

2. Отсутствие на  практике государственной поддержки,  в частности, финансовой помощи  и реальной правовой защиты

3. Налоговое бремя

4. Криминализация

5. Низкий образовательный  уровень руководителей

6. Слабость финансово-кредитной  системы

7. Нестабильность  экономической и политической  жизни

8. Отсутствие информационной  и консультативной помощи.

Все это приводит к медленному развитию малого бизнеса  в стране, его неравномерности  по отраслям и регионам, что, в свою очередь, крайне негативно сказывается  на экономике России, благосостоянии населения.

Сегодня в России малый бизнес действует в условиях крайней неустойчивости среды, что  требует от современного менеджера  в данной сфере экономики активности в поиске возможностей, стремления к изменениям и совершенствованию  работы фирмы, отсутствия страха перед риском, связанным с организацией нового предприятия и разработкой новых идей, продукции, видов услуг.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В  первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного  управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость  предприятия: ограниченность его масштабов  вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и  более высокой степени его  удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать  сколько-нибудь серьезное влияние  на цены и общий отраслевой объем  реализации товара.

Четвертая – персонифицированный  характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже  отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс  и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая  черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность  последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая  особенность связана с характером финансирования. Если "гиганты" черпают  необходимые ресурсы главным  образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты  банков, собственные средства и "неформальный" рынок капиталов (деньги друзей, родственников  и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций  малого предприятия, прежде всего, важно  отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции  и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых  – налогоплательщика, в пятых  – агента рыночных отношений.

Не менее значимы  функции социальные. Во-первых, через  малые формы предпринимательской  деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут  найти себе применение на крупных  предприятиях. В – третьих, малые  предприятия являются главным продуцентом  мест производственного обучения, своеобразным "полигоном" для обкатки молодых  кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей  в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна  и будет актуализироваться и  далее экологическая функция  малого бизнеса, которая уже имеет  место в странах с развитой рыночной экономикой.

2 Крупный бизнес в  России

Основные формы  российского крупного бизнеса:

Можно выделить три  основные формы, в которых существовал  в 90-е годы и существует сегодня  крупный российский бизнес. Наиболее естественными названиями для них  являются – интегрированная бизнес-группа, компания, крупное независимое предприятие.

Понятие интегрированной  бизнес группы (ИБГ). ИБГ – это  совокупность предприятий (юридических  лиц), как правило, из разных отраслей и секторов, которые в силу сложившихся  между ними связей регулярно выступают  в отдельных важных аспектах деятельности как единый экономический агент. В этой совокупности можно выделить важный ее член, выполняющий функции  центрального элемента. При этом связи  могут быть мягкими или жесткими, формальными или неформальными, прозрачными или непрозрачными  для внешнего наблюдателя. Важно  лишь, чтобы они были минимально устойчивыми и обязывающими.

Термин "интегрированная  бизнес-группа" появился вынужденно, поскольку широко используемый с  конца 80-х годов в отечественной  экономической литературе и СМИ  термин "финансово-промышленная группа" (ФПГ) оказался юридически занятым. Его  строгое определение было дано в  федеральном законе "О финансово-промышленных группах", принятом в 1995 г., причем большинство  групп, реально существующих в российской экономике, в том числе самые крупные, этому определению не удовлетворяли.

Компанией будем  называть совокупность предприятий  реального или финансового сектора, сформированную вокруг некоторой технологической  цепочки либо вокруг продукта или  группы продуктов (т.е. вертикально  интегрированную либо горизонтально  диверсифицированную) и при этом выступающую как единый экономический  агент во всех вопросах, кроме, может быть, оперативных. Обязательным признаком компании является то, что она включает в себя несколько юридических лиц, причем сопоставимого масштаба и в принципе способных существовать в рыночной экономике самостоятельно.

Таким образом, компания отличается от ИБГ большей производственной и экономической целостностью. Вместе с тем компании можно считать  частным случаем ИБГ, удовлетворяющим  указанным выше свойствам.

Крупный российский бизнес выполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.

Основные отличия  крупных российских фирм:

Первое отличие  состоит в том, что большинство  крупнейших российских фирм уступает по величине западным гигантам.

Так по численности  работающих, две крупнейшие российские автомобильные компании (АвтоВАЗ  и ГАЗ) в 2-3 раза уступают крупнейшим европейским автомобильным компаниям, а по производственному потенциалу – еще больше. В химической промышленности крупнейшие российские компании и по объемам выпуска, и по численности  занятых многократно уступают крупнейшим европейским компаниям.[9]

Втрое отличие связано с тем, что  он сконцентрирован в сырьевых отраслях, ориентированных на экспорт. Особенно быстрыми темпами растет доля нефтегазового  сектора. Он не создает условий для  расширения внутреннего потребления. Его технологии значительно устарели, фонды изношены, производительность труда в 10 раз ниже мировых норм. В основе его конкурентоспособности  лежит разница во внешних и  внутренних ценах.

Третье  отличие состоит в том, что  основу конкурентоспособности составляют не расширение сферы рационализации бизнеса, создание и отбор эффективных  рутин, а большие неявные издержки. Современный отечественный крупный  бизнес – это типичный интуитивный  бизнес. В основе которого лежат неплатежи, бартер и скрытое государственное субсидирование.

Четвертое отличие. Российский крупный бизнес – это очень высокорисковый бизнес. Для него характерны необычайно высокие трансакционные издержки. Типичная крупная компания обрабатывающей промышленности России располагает лишь одним заводом и, как правило, не имеет в своем распоряжении сколько-нибудь мощного сбытового аппарата. который заменяют посредники. Типичная же крупная компания европейской или американской обрабатывающей промышленности располагает группой заводов и разнообразными вспомогательными организациями, включая подразделения, зачастую имеющие статус филиальных компаний, выполняющие функции оптово-сбытовых компаний. И таким положение было уже чуть ли не сто лет назад.

Информация о работе Значение предпринимательства в социально-экономической жизни России