Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса и возможности его применения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:30, реферат

Краткое описание

Целью реферата является анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах и выявление возможностей адаптации различных видов форм поддержки малого предпринимательства к российским условиям.
Задачами моей работы являются:
Раскрыть основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России и раскрыть суть федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
Проанализировать различные формы государственной поддержки малого предпринимательства в развитых странах (США, Япония, страны ЕС).
Выявить возможности для адаптации зарубежного опыта государственной поддержки малого предпринимательства к российской действительности.

Содержание

Введение 2
Сущность и роль малого бизнеса в экономике 3
Государственная политика поддержки малого бизнеса в сфере налогообложения в России 5
Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере налогообложения и возможности его адаптации в Российской Федерации 7
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Малое предпринимательство РЕФЕРАТ.docx

— 41.02 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное Образовательное  Бюджетное Учреждение Высшего Профессионального  Образования

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

 

 

Кафедра «Налоги и налогообложение»

 

 

Тема реферата:

«Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса и возможности его применения в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 2

Сущность и роль малого бизнеса в экономике 3

Государственная политика поддержки малого бизнеса в сфере налогообложения в России 5

Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере налогообложения и возможности его адаптации в Российской Федерации 7

Заключение 12

Список использованной литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В мировой практике считается  нормой государственное поощрение  малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним  фирмам финансовые, технические и  прочие ресурсы и поддерживать частную  инициативу любой ценой. Государство  призвано, в первую очередь, создать  такой правовой и экономический  климат, который позволит малому бизнесу  не только удержаться на плаву, но и  расти, набирать силу.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки — мелкое и среднее предпринимательство  находит все более широкую  поддержку. Даже восточноевропейские  державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной  поддержке малого бизнеса.

Целью реферата является анализ системы государственной поддержки  малого предпринимательства в России и зарубежных странах и выявление  возможностей адаптации различных видов форм поддержки малого предпринимательства к российским условиям.

Задачами моей работы являются:

  • Раскрыть основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России и раскрыть суть федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
  • Проанализировать различные формы государственной поддержки малого предпринимательства в развитых странах (США, Япония, страны ЕС).
  • Выявить возможности для адаптации зарубежного опыта государственной поддержки малого предпринимательства к российской действительности.

 

 

 

 

Сущность и роль малого бизнеса в экономике

 

Малый бизнес, или малое  предпринимательство, представляет самый  многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малое предпринимательство  в странах с рыночной экономикой выполняет важные экономические  и социальные функции:

• малое предпринимательство создает конкурентную среду, формирует конкурентные цивилизованные рыночные отношения в экономике, способствующие лучшему удовлетворению потребностей людей в товарах и услугах.

• Гибко реагируя на запросы  потребителей, владельцы малых предприятий  стремятся расширить ассортимент, повышать качество товаров, работ, услуг.

• Размещая производственные или торговые малые предприятия  в небольших городах, селах и  поселках, предприниматели приближают производство товаров и услуг  к конкретным потребителям.

• Деятельность малого предпринимательства  имеет особое значение для депрессивных территорий, в которые крупный  капитал не идет.

• Предприниматели-владельцы  малых предприятий вкладывают в  развитие производства личные частные  сбережения денежных средств, создают  новые рабочие места, способствуют росту занятости населения.

• Малые предприятия и  индивидуальные предприниматели как  плательщики налогов вносят заметный вклад в формирование доходов  бюджетов всех уровней и тем самым  участвуют в решении задач  социально-экономического развития административно-территориальных образований страны — городов, районов, областей.

• Благодаря частной инициативе сохраняются многие ремесла и  народные промыслы, что дает возможность  сохранять, развивать таланты людей.

• Малый бизнес выступает  партнером крупных предприятий, на основе подрядной системы берется  за изготовление и поставки комплектующих  изделий, деталей, вспомогательных  и обслуживающих производств.

• Малые предприятия успешно  конкурируют с крупными в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и тем самым вносят вклад в обеспечение научно-технического прогресса.

 

 

Государственная политика поддержки  малого бизнеса в сфере налогообложения  в России

Налоговая система является одним из важнейших рычагов государственного регулирования экономики, основным фактором воздействия на предпринимательскую  активность и инвестиционный климат в стране и регионе. Бюджет государства  в основном формируется из поступлений  от налогов, и чем шире база налогообложения, тем надежней возможность пополнения и увеличения госбюджета. Таким образом, оптимизация системы налогообложения  предусматривает, с одной стороны, стимулирование деловой активности предпринимателей, а с другой - наличие  достаточно простой, эффективной и  строгой системы взимания налогов.

Общепризнанные недостатки современной российской налоговой  системы находят соответствующее  отражение и в сфере налогообложения  субъектов малого предпринимательства. Однако эта сфера обладает рядом  особенностей, обусловленных спецификой малого бизнеса. Проведенные исследования показывают, что особенности эти  усугубляют и без того непростое  положение малых предприятий.

Очевидно, что наиболее действенным  способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который  позволил бы улучшить экономическое  состояние существующих малых предприятий  и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран  показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых  режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов. Сегодня существует несколько видов  налоговых режимов, приносящих определенные льготы для предпринимателей, избравших  данный режим. Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход  и система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции.

Особым вопросом является установление упрощенной системы налогообложения  для малых предприятий, что часто  относят к отдельному виду льгот. При этом следует учитывать, что  упрощенный режим, снижая издержки контроля властей в одних видах деятельности, в других, напротив, создает возможности  для трудно идентифицируемых способов уклонения от уплаты налогов. Поэтому  важность вопроса заключается еще  и в создании продуманной и рационально организованной системы, по возможности исключающей злоупотребления.1

Существующее российское законодательство в области упрощения  системы налогообложения малого бизнеса представляется неудовлетворительным. Основная его идея состоит в замене совокупности установленных законодательством  налогов (кроме таможенных платежей, отчислений во внебюджетные фонды, государственных  пошлин и лицензионных сборов) на единый вмененный налог. Однако задача приспособления налоговой системы для малого бизнеса состоит не в том, чтобы  заменить большинство из действующих  налогов одним налогом, а в  том, чтобы разработать упрощенные режимы уплаты налогов (включая и  вмененный налог) и критерии, согласно которым предприятие попадает под  действие этих режимов. При этом предприятия  должны иметь возможность выбора между традиционной, упрощенной и  вмененной системами.

Сегодня делается акцент на переходе малого бизнеса на упрощенную систему, где предприниматели вправе выбирать между налогообложением оборота и прибыль. Очевидно, что с точки зрения обеспечения доходов федерального бюджета и построения эффективной налоговой системы, налог с доходов (налог с оборота) более эффективен, чем налог на прибыль. Что касается ставки налога с оборота, то она не должна превышать 5%. Именно при таком уровне налоговой ставки можно будет говорить о снижении налогового бремени малых предприятий, но опять же речь не идет об уменьшении размера уплачиваемых налогов в несколько раз.2

 

 

 

 

 

 

 

Зарубежный опыт поддержки  малого и среднего предпринимательства в сфере налогообложения и возможности его адаптации в Российской Федерации

 

Малые и средние предприятия  в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то малый бизнес, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивает социально-экономическую стабильность развития.

Сектор МСП отличается повышенной динамичностью, гибкостью  инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств  и к генерации новых рабочих  мест. Например, в США за последние  десять лет примерно 55% всех инноваций  и около 75% новых рабочих мест были созданы в секторе МСП. При  этом эффективность капиталовложений где-то в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса.3

Быстрый и устойчивый рост МСП в этих странах объясняется  заинтересованностью правительства  в развитии этого сектора экономики, путём вовлечения широчайших масс населения  в творческую предпринимательскую  деятельность. В рассматриваемых  странах можно заметить множество  сходных черт в системе государственной  поддержки сектора МСП, что обусловлено  мощным влиянием процессов экономической  глобализации и активностью международных организаций, специализирующихся в финансовой, технической и информационной помощи.

В развитых и некоторых развивающихся странах последнее время наблюдается тенденция к отказу от использования специальных режимов, однако в ряде стран с целью минимизации последствий уклонения от налогообложения используют альтернативные минимальные налоги. Это означает, что налог является минимальным (переносимым на будущее в счет налоговых обязательств по основному налогу), но при определенных условиях может быть выбран предприятием в качестве альтернативного. Минимальный альтернативный налог – налог, который применяется к корпорациям или предпринимательскому сектору в целом. Базой для минимального альтернативного налога могут быть валовые активы, бухгалтерская прибыль, оборот или некоторая их комбинация.

В различных странах при  использовании особых режимов налогообложения  преследуются различные цели. Также  различны обстоятельства, сопутствующие  такому налогообложению - в разных странах  различны традиции уплаты налогов, различна налоговая и юридическая грамотность  налогоплательщиков, различаются возможности  контроля и принуждения со стороны  налоговых администраций, различна степень коррумпированности властей. Все это определяет многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса.

В развитых странах с достаточно давними налоговыми традициями основной целью смягчения налогового режима для малых предприятий является устранение налоговой дискриминации, которая проявляется главным  образом в двух направлениях. Во-первых, издержки законопослушания для малого предприятия с большой вероятностью выше, чем для крупного, поскольку  документация и информация, необходимая  для налогового декларирования, в  любом случае собирается и хранится крупными предприятиями для собственных  целей. Во-вторых, можно предположить, что при равных ставках налогообложения  эффективная ставка налогообложения  дохода для малого предприятия будет  больше (в отсутствие специальных  льгот), поскольку возможности использования  разрешенных для налогового вычета расходов (например, амортизации) у  малых предприятий меньше. В таких  случаях применяются пониженные налоговые ставки или дополнительные возможности начисления амортизации  от ускоренной амортизации до свободного списания. Пониженные ставки для предприятий, имеющих прибыль ниже пороговой или относящихся к малому и среднему предпринимательству, применяются в Бельгии, Канаде, Финляндии, Японии, Люксембурге и Великобритании. Швейцария использует прогрессивное налогообложение дохода корпораций. В Канаде контролируемые канадцами частные корпорации получают налоговую скидку, которая уменьшает федеральный налог на доходы на 16%, если годовой налогооблагаемый доход фирмы от деятельности не превышает $200000.4

Информация о работе Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса и возможности его применения в РФ