Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:15, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА……………..5
1.1. История становления малого бизнеса и его роль в развитии экономики…….....5
1.2.Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………………8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ ………………………………………………………………………………………..10
2.1. Поддержка малого бизнеса в России………………………………………….…10
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса……………………………………17
2.3. Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России……………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...…32

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА……………..5

            1.1. История становления малого бизнеса и его роль в развитии экономики…….....5

            1.2.Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………………8

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ ………………………………………………………………………………………..10

             2.1. Поддержка малого бизнеса в России………………………………………….…10

             2.2. Государственная поддержка малого бизнеса……………………………………17

             2.3. Основные положения программы государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства в России……………………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...…32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Малый бизнес в России - вопрос не мелкий.

Нельзя давать “малышей” в обиду.

Из выступления Президента России В. В. Путина

на Всероссийской конференции представителей малого бизнеса.

 

 

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

 Значимость изучения  проблематики малого предпринимательства  усиливается тем, что именно малому  бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

 Без поддержки государства  и без собственного внутригруппового  взаимодействия малый бизнес  не всегда способен успешно  противостоять в конкурентной  борьбе крупному капиталу, отстаивать  свои экономические, политические и социальные интересы.

 Потенциал малых предприятий  остается нереализованным. Существуют  серьезные экономические и административные  барьеры для выхода новых предприятий  на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.

 Сложившееся положение  открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.

 Государство не желает  видеть в секторе малого предпринимательства  равноправного субъекта экономических  отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая - либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.

 А в то же время  в малый бизнес вовлекается  все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.

Известно, что при этом малый бизнес является более рискованным, чем крупный. В связи с этим изучение проблем малого и среднего бизнеса важно и актуально.

Цель данной работы: охарактеризовать вопросы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать экономическую характеристику малого бизнеса;

- привести критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства;

- рассмотреть основные способы поддержки малого и среднего бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА

 

1.1 История становления малого  бизнеса и его роль в развитии  экономики

 

Последние публикации по вопросам предпринимательства особо подчеркивают роль малых (и мельчайших) предприятий в обновлении и развитии экономики. Ведь с точки зрения динамики главный вклад малого предпринимательства связан с тем, что если не во всех, то во многих случаях новое предприятие – сначала малое.

Понимание важности малого бизнеса возникло в мире в 1980-м годам, в первую очередь в США и Великобритании. В это время стало ясно, что крупные предприятия часто характеризуются большими затратами, представляют угрозу для окружающей среды и не слишком склонны к инновационному поведению, они создают сравнительно мало новых рабочих мест. Одновременно были опубликованы исследования и «белые книги», обратившие внимание общественности и правительственных органов на важную роль, которую играют малые предприятия не только в создании рабочих мест и доходов, но и в реструктуризации экономики. При этом в целом – очень приближенно, можно сказать, что в начале 80-х годов наибольшее значение придавалось вкладу малых предприятий в решении социальных проблем, в конце 80-х – задаче создания равных возможностей для всех фирм на рынке, а в настоящее время - значению малых предприятий с точки зрения экономического роста и конкурентоспособности.

В истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Первый этап (1985-1987 гг.). Для него характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

На втором этапе (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого предпринимательства расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Существенно расширились сферы деловой активности предприимчивых людей, началась подготовка к проведению, так называемой, малой приватизации. Именно в это время малое предпринимательство было узаконено, что привело к увеличению количества малых предприятий и формированию конкуренции между ними.

Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли конкретные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, начало слияния и укрупнения коммерческих структур, возникновение олигархии.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров, услуг. Тем не менее заложены основы рыночных отношений.

Шестой этап (1995-август 1998 гг.) – период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.

Седьмой этап (август 1998 – 2001 гг.) – период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости от ситуаций на мировых сырьевых рынках. В тоже время малое предпринимательство наиболее быстро восстанавливается после финансового кризиса и становится главным гарантом социальной стабильности в обществе. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого предпринимательства в целях поддержания этой стабильности.

С 2002 года малый бизнес был одной из самых динамичных составляющих российской экономики. В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%. По итогам 2008 г. – уже 5-7%, а в 2009 г. показатели развития малого бизнеса уйдут в минус. В большей степени от кризиса пострадают промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес-услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания и производства товаров потребления (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) только начали ощущать кризисные явления, но уже готовятся к большему спаду – не менее чем на 20-25% по итогам 2009 г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услуги населению. Уже сейчас они активно наращивают долю дешевого продукта для замещения дорожающих импортных товаров.

Последние публикации по вопросам предпринимательства особо подчеркивают роль малых (и мельчайших) предприятий в обновлении и развитии экономики. Ведь с точки зрения динамики главный вклад малого предпринимательства связан с тем, что если не во всех, то во многих случаях новое предприятие – сначала малое.

Проблемы таких макроэкономических индикаторов, как общий экономический рост, занятость и инновации, прямо связаны с малыми предприятиями. В условиях переходной экономики России соотношение форм и факторов создания предприятий в 90-е годы было существенно иным (прежде всего за счет приватизации и резких структурных изменений). Имеющиеся данные о предприятиях различного размера также не подтверждают тезис о большей активности малых предприятий в сфере обновления ассортимента продукции и услуг. Тем не менее, вероятно, в дальнейшем экономическое развитие должно все больше идти через вовлечение малых предприятий.

Малые предприятия испытывают относительно большие трудности с получением нужной информации и поэтому нуждаются в соответствующей поддержке. Большие фирмы легче, чем малые, могут распределить внутри себя деловые риски. Малым предприятиям относительно сложнее получить доступ к кредитным и финансовым ресурсам, поскольку затраты банков и других финансовых организаций на принятие и оформление соответствующего решения не зависят от объема финансирования. Малый бизнес рассматривается также как важный фактор создания новых рабочих мест, регионального развития, инновация и конкуренции. По данным 2000 г., малые предприятия стараются привлекать клиентов более низкими ценами и особенно лучшим обслуживанием, в то время как более крупные – качеством товаров и своими новинками.

Размеры сильно коррелируют с историей предприятия и имеющимися у него ресурсами. Микро предприятия с числом сотрудников до 5 человек в среднем в 5 раз чаще возникли заново и не являются продолжением какого-то другого бизнеса, чем предприятия с занятостью 250-500 человек.

Для небольших предприятий гораздо реже является проблемой состояние оборудования (если они вообще его используют). С другой стороны, с увеличением размеров предприятий растет масштаб применения усовершенствованных технологий – хотя по имеющимся данным число случаев использования уникальных технологий от размера предприятия зависит мало.

Предприятия разного размера резко различаются по наличию, истории приобретения и типу прав на недвижимость.

Как правило, малые предприятия арендуют помещения, в том числе у средних и крупных. Предприятия размером 1-5 человек, как правило, арендуют помещения, 3% предприятий размером 6-9 человек имеют приватизированные производственные помещения, в то время как среди предприятий с 250-500 занятыми – таких 70%. В то же время арендовали производственные помещения 54% предприятий размером 6-9 человек и только 15% предприятий размером 250-500 человек.

Информация о работе Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России