Введение в предпринимательское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Учитывая изложенное, следует сказать, что это и определяет актуальность темы исследования. Целью данной работы является место предпринимательского права в российской системе права. Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи, как:
1. Рассказать историю и раскрыть этапы развития предпринимательского права в России;
2. Раскрыть понятие российского предпринимательского права;
3. Определить предмет и метод предпринимательского права в системе права;
4. Раскрыть принципы предпринимательского права;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. История и этапы развития предпринимательского права в России………………………5
глава 2. предмет и методы регулирования в предпринимательском праве……………………………………..12
2.1. Предмет предпринимательского права………………………………....12
2.2. Методы правового регулирования………………………………………..14
2.3. Принципы предпринимательского права……………………………….17
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА….…20
3.1. Понятие и виды источников предпринимательского права……..…..20
3.2. Проблемы систематизации предпринимательского законодательства………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Предприним. право.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава 2. предмет и методы регулирования  в предпринимательском праве

2.1. Предмет предпринимательского права

Как и другие отрасли  права, предпринимательское право  имеет свой предмет регулирования. В юридической науке под предметом  регулирования понимаются обычно общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Применительно к предпринимательскому праву такими отношениями являются предпринимательские (хозяйственные) отношения.

Предпринимательские отношения  - это отношения, связанные с предпринимательской деятельностью.9 Следовательно, для установления содержания предпринимательских отношений необходимо рассмотреть понятие предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.10

Также хочется отметить, что предпринимательской является деятельность по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг, которая характеризуется следующими признаками:

- получение прибыли как цель деятельности;

- самостоятельность предпринимателя;

- предпринимательский риск;

- ответственность предпринимателя;

- осуществление деятельности лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей.

Предпринимательская деятельность является разновидностью деятельности хозяйственной. Хочется отметить, что  хозяйственная деятельность — понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность. Хозяйственная деятельность — это деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг.11 В современных условиях она большей частью является предпринимательской деятельностью, но могут быть и такие виды хозяйственной деятельности, которые не обладают всеми признаками, присущими деятельности предпринимательской. Так, хозяйственная деятельность социально-культурных учреждений, общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций не направлена на получение прибыли. Такая деятельность носит вспомогательный характер и имеет целью способствовать достижению основных задач соответствующих организаций.

Таким образом, предметом  предпринимательского (хозяйственного) права являются отношения, связанные с предпринимательской (хозяйственной) деятельностью. 
           Данные отношения могут быть названы предпринимательскими (хозяйственными) отношениями. Предпринимательские отношения едины по своей сущности, они складываются в соответствии с принципами предпринимательского права.

В то же время в пределах единого понятия предпринимательских  отношений выделяются три вида этих отношений:

  1. отношения, складывающиеся при осуществлении хозяйственной деятельности;
  2. отношения, складывающиеся при организации (регулировании) хозяйственной деятельности;
  3. внутрихозяйственные отношения.

 

2.2. Методы правового регулирования

Для раскрытия понятия  предпринимательского (хозяйственного) права как отрасли права необходимо охарактеризовать и применяемые  в нем методы регулирования. Под методами регулирования понимаются способы правового воздействия на общественные отношения. Они специфичны для каждой отрасли права, предопределяются характером регулируемых отношений и проявляются как в характере используемых в отрасли правовых норм, так и в предусматриваемых в них способах воздействия одной стороны правоотношения на другую.

В юридической науке  спорным является вопрос о том, может  ли быть в отрасли права только один или несколько методов правового  регулирования. Использование одного метода регулирования характерно для давно сложившихся и более «простых» с точки зрения состава отраслей права. Но это невозможно в такой сложной отрасли, какой является предпринимательское (хозяйственное) право, в котором сочетаются частноправовые и публично-правовые элементы. Здесь неизбежно применение нескольких связанных между собой методов регулирования.

В предпринимательском (хозяйственном) праве используются следующие методы правового регулирования:12

  1. метод автономных решений (метод согласования);
  2. метод обязательных предписаний;
  3. метод рекомендаций.

При использовании метода автономных решений субъект управомочен  самостоятельно решать те или иные вопросы. В случаях когда они  решаются по согласованию с другой стороной правоотношения, метод автономных решений выступает как метод согласования. Метод согласования применяется, например, при заключении предпринимательских договоров, условия которых определяются сторонами. Поскольку при переходе к рыночной экономике роль договора существенно повышается, метод согласования в настоящее время становится основным методом регулирования в предпринимательском праве.

Метод обязательных предписаний  строится на том, что одна сторона  правового отношения дает другой указание, обязательное для последней, независимо от ее заинтересованности в выполнении такого указания. Данный метод применяется в отношениях, складывающихся при государственном и ином регулировании предпринимательской деятельности. Он используется, например, в отношениях, складывающихся между предприятием и антимонопольным органом, основными и дочерними предприятиями, в других случаях, когда один субъект управомочен давать другому субъекту обязательные указания.

В случае применения метода рекомендаций одна сторона правового  отношения дает другой совет о рациональной организации предпринимательской деятельности. Например, федеральное правительство устанавливает определенный порядок деятельности федеральных предприятий и рекомендует органам исполнительной власти субъектов Федерации установить аналогичный порядок для принадлежащих им предприятий.

При использовании метода рекомендаций в нормотворческой  деятельности применяются особые виды правовых норм — рекомендательные нормы. Такие нормы содержатся в  нормативных актах, именуемых примерными (примерные договоры, примерные положения). Их следует отличать от типовых актов (типовых договоров, типовых положений), которые содержат императивные нормы, т.е. нормы обязательного характера.

Рассматриваемые методы правового регулирования тесно  связаны между собой и используются в сочетании. Было бы неверно связывать тот или иной метод с определенным видом предпринимательских отношений, например, метод автономных решений — с отношениями в процессе хозяйственной деятельности, а метод обязательных предписаний — с отношениями при ее организации. В действительности дело обстоит гораздо сложнее. Так, поставка по общему правилу регулируется методом согласования, но при поставке продукции для государственных нужд казенными предприятиями используется метод обязательных предписаний. С другой стороны, метод обязательных предписаний применяется главным образом в отношениях предприятий с государственными и иными органами, но в холдингах он используется в отношениях между двумя предприятиями — основным и дочерним.

Поскольку используемые в предпринимательском (хозяйственном) праве методы регулирования тесно связаны между собой, применяются в сочетании и во взаимодействии, некоторые ученые предлагают рассматривать их как элементы единого метода. При этом подходе подчеркивается единство различных методов регулирования. Однако даже если признать их единым методом, в его рамках все равно сохранятся указанные три способа правового воздействия на хозяйственные отношения.

Есть и другая постановка вопроса о едином методе хозяйственного права. Таким ключевым методом хозяйственного права, способным интегрировать все другие методы, предлагается считать «равное подчинение всех субъектов хозяйствования общественному хозяйственному порядку».

Положение о равном подчинении всех субъектов хозяйственного права общему хозяйственному порядку заслуживает поддержки. Однако оно может рассматриваться как принцип (близкий к принципу законности), но не метод регулирования хозяйственных отношений.

Сложность вопроса о  предмете и методах предпринимательского права определяется характером самой этой отрасли права. В ней сочетаются частноправовые и публично-правовые элементы, в связи с чем в предпринимательском (хозяйственном) праве оказываются неприменимыми некоторые каноны, сложившиеся в более простых по своему составу традиционных отраслях права.

2.3. Принципы предпринимательского  права

Само понятие «принцип» происходит от латинского «первоначало», «основа». Современная правовая наука под принципами подразумевает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

В принципах как бы кристаллизируются характерные  черты как права вообще, так  и его конкретной отрасли или  подотрасли. Принципы — это то, что  пронизывает право, выявляет его содержание. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.

Сущность принципов права как  юридических явлений раскрывается не только через их содержание, но и через структуру. Структура принципов права состоит из трех компонентов:13

— в сфере правосознания, в том числе профессионального  правосознания юристов, должны иметься  определенные представления относительно сущности и характера того или иного элемента правовой системы;

— эти представления  должны найти закрепление в соответствующих  положениях действующего законодательства;

— законодательно закрепленные принципы права должны реализовываться  посредством правоприменения в  конкретной сфере общественных отношений.

Принципы предпринимательского права  — это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Следовательно, принципы предпринимательского права имеют важное значение в  процессе правоприменения, с их помощью осуществляется толкование всех норм предпринимательского законодательства, познается действительный смысл этих норм, что позволяет правильно их применять.

Система принципов предпринимательского права представляет собой взаимосвязанное  единство. Она носит объективный характер, поскольку вид и содержание каждого конкретного принципа определяются сущностью общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права. В то же время система принципов не может быть статична; она существует в контексте экономических процессов и государственной политики в сфере предпринимательства. Кроме того, на формирование системы принципов предпринимательского права влияет развитие юридической доктрины. В связи с этим в правовой литературе отсутствует единая точка зрения на количество принципов предпринимательского права и их наименование.

Принципами предпринимательского (хозяйственного) права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования  предпринимательской деятельности.

Основными принципами предпринимательского права являются:14

— свобода предпринимательской  деятельности;

— юридическое равенство различных  форм собственности, используемых в  предпринимательской деятельности;

— свобода конкуренции и ограничение  монополистической деятельности;

— получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;

— законность в предпринимательской  деятельности;

— сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском  праве;

— единство экономического и правового пространства;

— государственное регулирование  предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. В этом состоит  одно из основных отличий предпринимательства  от иных видов хозяйственной деятельности. В условиях плановой экономики также учитывалась прибыль предприятий, но получение прибыли не было целью хозяйственной деятельности, а являлось лишь показателем ее эффективности. Предприятие получает прибыль, если его товары или услуги пользуются спросом, т.е. удовлетворяют определенные общественные потребности.

В то же время удовлетворение общественных потребностей в некоторых случаях  может иметь место и независимо от получения прибыли. Например, казенное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, предназначенную для обороны страны, которая может быть убыточной, но необходима для общества. Социально-культурные, научные и другие некоммерческие организации для осуществления своих основных задач могут вести хозяйственную деятельность, но получение прибыли не является основной целью их деятельности, а если прибыль образуется, она не распределяется между участниками такой организации. В некоторых случаях муниципальные предприятия обслуживают население без получения прибыли, иногда такие предприятия являются убыточными и работают с дотацией от государства. Следовательно, из общего принципа получения прибыли как цели предпринимательской деятельности имеются исключения, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства.

Под законностью в предпринимательской  деятельности понимается строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм.15 Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства.

Информация о работе Введение в предпринимательское право