Арбитражное управление: правовая природа и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование института арбитражного управления в Российской Федерации, его особенностей применительно к отдельным видам некоторых должников.
Исходя из цели, определены задачи:
охарактеризовать правовую базу несостоятельности (банкротства), как общих положений, так и специальных норм;
раскрыть правовую природу и охарактеризовать задачи арбитражного управления, на основе несколько теоретических источников;
показать специфику арбитражного управления в отношении отдельных видов должников.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Понятие и правовая природа арбитражного управления…….… 6
Арбитражное управление как правовой институт………… 6
Цели и задачи арбитражного управления…………………. 13
Особенности арбитражного управления должников
особых категорий………………………………………………….. 19
Кредитные организации…………………………………….. 19
Страховые организации…………………………………….. 24
Стратегические организации и предприятия……………… 27
Физические лица……………………………………………... 30
Заключение…………………………………………………………….. 37
Список использованных источников ……………………………….. 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Причина возникновения множества практических коллизий состоит в том, что крайне сложно определить соотношение применения специальных норм ст. 186 Закона о банкротстве, регламентирующих удовлетворение требований кредиторов страховой компании, и общих норм ст. ст. 134 - 138 Закона о банкротстве, регламентирующих очередность удовлетворения требований кредиторов обычного должника[34].

Прежде всего, следует отметить, что в ст. 186 Закона о банкротстве речь идет только о кредиторах 3 очереди. Это означает, что 1 и 2 очереди не изменяются по сравнению с общим порядком.

А вот требования 3 очереди дифференцируются на четыре очереди. Определим их, встроив в общую очередность:

- третья очередь – требования застрахованных выгодоприобретателей по договорам обязательного и личного страхования (в отношении государственных служащих, судей, депутатов и других лиц, указанных в законах РФ);

- четвертая очередь – требования выгодоприобретателей, страхователей по договорам добровольного личного страхования, а также требования по договорам обязательного страхования (речь идет о договорах страхования, не являющихся личными, в частности обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна за вред, причиненный при эксплуатации судна (ст. ст. 131, 133, 134 Воздушного кодекса РФ) [3];

- пятая очередь – требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам добровольного личного страхования, а также требования по договорам страхования, прекратившимся в связи с ненаступлением страхового случая (п. 2 ст. 185 Закона о банкротстве);

- шестая очередь – все остальные кредиторы.

 

 

 

2.3. Стратегические  организации и предприятия

Закон о банкротстве не устанавливает каких-либо особенностей наблюдения в отношении стратегических предприятий и организаций. Однако ученые обосновывают необходимость введения отличий данной процедуры наблюдения от обычной с учетом специфики должников[21].

Исходя из сути отношений, складывающихся в случае возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) стратегического должника, необходимо на всех стадиях банкротства, начиная с наблюдения, особым образом анализировать и учитывать интересы государства.

Еще один аспект статуса стратегических предприятий и организаций состоит в том, что не исключены ситуации, когда угроза банкротства такого должника возникает вследствие неисполнения государством своих обязанностей, в частности обязанностей по оплате государственного заказа.

Финансовое оздоровление таких субъектов имеет стратегические цели, поскольку соответствующие цели имеет деятельность должников данной категории.

Соответственно, концепция конкурсных отношений применительно к стратегическим предприятиям и организациям определяется, в первую очередь, необходимостью установления дополнительных реабилитационных механизмов вообще и конкретных восстановительных мероприятий в частности.

Действующий Закон о банкротстве устанавливает следующие особенности введения процедуры финансового оздоровления, заключающиеся в следующем:

Во-первых, ходатайство о введении финансового оздоровления с представлением обеспечения могут подавать не только учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третьи лица, но и федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в области экономики, в которой стратегическое предприятие или организация осуществляют свою деятельность.

Во-вторых, ввести финансовое оздоровление при наличии воли собрания кредиторов на введение внешнего управления либо конкурсного производства в отношении стратегического должника несколько проще, чем в отношении обычного должника. Определяется это тем, что в силу п. 2 ст. 194 Закона о банкротстве для введения в указанных ситуациях финансового оздоровления достаточно предоставления обычного обеспечения, а не банковской гарантии, как в отношении всех остальных должников.

В-третьих, нормы ст. 194 Закона о банкротстве, регламентирующие содержание графика погашения задолженности стратегического должника при введении финансового оздоровления без наличия соответствующей воли кредиторов, не содержат указания на условие пропорциональности погашения требований, в то время как нормы ст. 75 Закона о банкротстве устанавливают, что «график погашения задолженности должен предусматривать погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований» [34].

Внешнее управление стратегическими предприятиями и организациями имеет целью восстановить платежеспособность предприятия, в деятельности которого тем или иным образом заинтересовано государство. Внешнее управление вводится также в случае, если первое собрание кредиторов не приняло никакого решения.

В таких ситуациях в силу абз. 4 п. 1 ст. 194 Закона о банкротстве внешнее управление будет введено, если, во-первых, отсутствуют основания для введения финансового оздоровления; во-вторых, федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в области экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегический должник, представит в арбитражный суд заключение, из которого следует возможность восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления.

Соответственно, орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой действует должник, должен быть проинформирован о плане внешнего управления, а также должен иметь возможность повлиять на содержание плана.

Ликвидационные мероприятия в отношении стратегических должников в качестве основной направленности имеют также задачу, связанную с сохранением имущественного комплекса, предназначенного для осуществления основной деятельности.

На этапе конкурсного производства имущество должника дифференцируется в зависимости от его свойства - выделяется имущество, изъятое из оборота; предприятие должника, предназначенное для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности Российской Федерации; иное имущество[34].

Основное имущество стратегического должника – имущество, входящее в имущественный комплекс должника, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Реализация конкурсным управляющим такого имущественного комплекса должна осуществляться с применением норм п. п. 7 - 9 ст. 195 Закона о банкротстве, регламентирующих продажу бизнеса в рамках внешнего управления.

Иное имущество должника, включая имущественные права реализуется в соответствии с нормами ст. 111 Закона о банкротстве, регламентирующей продажу части имущества должника.

Соответственно, в остальном к конкурсному производству в отношении стратегических должников применяются общие положения.

 

 

2.4. Физические  лица

 

Следующая особая категория должников – физические лица, к которым относятся граждане-непредприниматели; индивидуальные предприниматели; индивидуальные предприниматели – главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Сущностная основа банкротства граждан состоит в том, что к ним нет необходимости применять восстановительные процедуры, поэтому смысл в проведении наблюдения отсутствует. Исключением из названного правила являются ситуации, когда в собственности гражданина находится предприятие.

При наличии в составе имущества должника-гражданина (как предпринимателя, так и непредпринимателя) имущественного комплекса возникают все те проблемы, которые возникают при банкротстве юридического лица. Соответственно, проведение как наблюдения, так и иных восстановительных мероприятий, возможно, будет необходимо[34].

Также наблюдение вводится на общих основаниях в отношении глав крестьянских (фермерских) хозяйств, как индивидуальных предпринимателей.

Относительно физических лиц – граждан, в п. 2 ст. 27 Закона о банкротстве сказано, что при рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры:

- конкурсное производство;

- мировое соглашение;

- иные, предусмотренные Законом о банкротстве.

В силу норм п. 2 ст. 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дел о банкротстве должника-гражданина не применяется финансовое оздоровление.

Ст. 129 Закона о банкротстве устанавливает особенности введения финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства. Эти особенности определяются, прежде всего, тем, что определенные доходы хозяйства могут быть получены по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Поэтому, срок финансового оздоровления крестьянского хозяйства определяется помимо общих параметров с учетом сроков окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ, а также периода времени, необходимого для реализации произведенной либо произведенной и переработанной продукции.

Продление срока финансового оздоровления возможно, если при осуществлении этой процедуры финансовое состояние крестьянского хозяйства ухудшилось по причинам, носящим чрезвычайный характер (стихийные бедствия, эпизоотии и т.п.). Для продления срока финансового оздоровления обязательно наличие воли кредиторов, поскольку продление срока возможно только при условии изменения графика погашения задолженности в соответствии с нормами ст. 85 Закона о банкротстве.

Увеличить срок финансового оздоровления крестьянского хозяйства можно не более чем на год; дальнейшее продление срока данной процедуры не допускается.

Внешнее управление не применяется к гражданам. Такой подход обосновывается учеными[19].

Все же неприменение внешнего управления представляется не вполне соответствующим сути отношений в ситуациях, когда гражданин имеет в собственности имущественный комплекс (это возможно как для граждан-предпринимателей, так и для граждан, таковыми не являющимися).

Внешнее управление применимо  к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, банкротство которого регламентируется как банкротство главы хозяйства – индивидуального предпринимателя. Данная процедура во многом схожа с ситуацией введения внешнего управления сельскохозяйственных организаций. Специфика определяется особым характером сельскохозяйственного производства, зависящего от климатических условий, а также от продажи выращенного (произведенного) товара по окончании периода сельскохозяйственных работ.

Л.А. Лысенко справедливо отмечает, что учитываться должны любые обстоятельства природного характера, а не только явления непреодолимой силы[20].

Этими особенностями и определяется срок введения внешнего управления в соответствии с п. 3 ст. 178 Закона о банкротстве. При этом установлено, что срок данной процедуры не может превышать максимальный двухлетний срок более чем на 3 месяца.

Определенные особенности внешнего управления имуществом сельскохозяйственных должников установлены нормами ст. 179 Закона о банкротстве для продажи имущества и имущественных прав должника; в частности, преимущественное право приобретения предоставлено субъектам, занимающимся сельскохозяйственной деятельностью и владеющим земельными участками, прилегающими к земельным участкам должника.

В литературе подчеркивается, что конкурсное производство в отношении граждан имеет целью освобождение их от долгов[30].

Признание гражданина несостоятельным (банкротом) влечет наступление определенных последствий.

Во-первых, последствием является наступление срока исполнения всех обязательств должника. Это означает, что кредиторов с требованиями, не являющимися действительными, в конкурсном производстве не будет (данное последствие эквивалентно применяемому при банкротстве юридических лиц).

Во-вторых, после признания должника банкротом прекращается начисление неустоек (штрафов, пений), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина[34].

Наиболее важным процессом в любом конкурсном производстве является формирование конкурсной массы.

При банкротстве гражданина на имущество должника налагается арест; решение суда о признании должника банкротом и исполнительный лист об обращении взыскания на имущество гражданина направляется судебному приставу-исполнителю.

Конкурсную массу составляет все имущество гражданина, за исключением того, которое прямо указано в Законе о банкротстве.

Во-первых, из конкурсной массы изымается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством (ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ). Во-вторых, из конкурсной массы может быть исключено и иное имущество по ходатайству либо самого должника, либо лиц, участвующих в деле о банкротстве, общей стоимостью не более 100 МРОТ, если это имущество является не ликвидным, либо доход от его реализации не окажет существенного влияния на удовлетворение требований кредиторов. В отношении такого имущества должно быть вынесено определение арбитражного суда, в котором содержится перечень изъятий, при этом абз. 2 п. 2 ст. 205 Закона о банкротстве специально устанавливает возможность обжалования такого определения.

Информация о работе Арбитражное управление: правовая природа и особенности