Анали предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ предпринимательской деятельности, выявление основных аспектов, а также её роль в экономике и обществе.

Выполнение поставленной цели требует решение следующих задач:

1. исследование структуры и классификации предпринимательства;

2. рассмотрение правового статуса предпринимательской деятельности;

3. рассмотрение роли предпринимательства в экономике и обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 796.93 Кб (Скачать файл)

При определении роли предпринимательства в общественных процессах, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • предпринимательство является естественным проявлением потребности части общества в самовыражении;
  • предпринимательство является активным создателем экономических отношений, и в первую очередь рыночных;
  • количественное и качественное соотношение традиционных, административных и рыночных отношений в экономической системе определяется существующей социальной и политической системами;
  • совокупность трех общественных систем постоянно стремится к равновесному состоянию, искусственное чрезмерное воздействие (ускорение или торможение) на любую из них приводит к дисбалансу, и в конечном итоге к социальному, политическому или экономическому кризисам.

 

         Таким образом, предпринимательство  – уникальное социальное явление,  присущее наиболее активным представителям  общества. Предпринимательство отражает  реакцию общества на изменение  социальных условий и общественного  спроса, увеличивая или уменьшая  количество предпринимателей в  зависимости от необходимости  повышения или снижения доли  рыночных отношений в экономической  системе. Влияние государства,  как основной составляющей политической  системы, на предпринимательство  должно сводиться к созданию  благоприятной политической, правовой, налоговой и др. среды для его  развития, не нарушая при этом  условий конкуренции. 

        Чрезмерное искусственное вмешательство политической системы в предпринимательскую среду (путем прямого регулирования или субсидирования) может не соответствовать интересам общества.

 

2.2 Инновационный и предпринимательский потенциал общества

 

В настоящее время произошло  восстановление потерь в уровне жизни  населения страны в результате последнего кризиса, купирование сиюминутных  социальных страхов и опасений, связанных  в первую очередь с положением на рынке труда. С другой стороны, в обществе нарастает чувство  неопределенности относительно будущего. Сложившаяся ситуация вновь актуализировала поиск ресурсов инновационного развития, в частности, изучение объемов и перспектив наращивания человеческого капитала, соответствующего задачам модернизации. В рамках проведенного опроса исследование данной проблематики было сосредоточено на анализе социальных ресурсов предпринимательской деятельности в России.

Результаты показали, что  наряду с весьма благоприятной самооценкой  личной инициативности, российские жители дают куда менее радужную ценностную характеристику российской действительности. Высокие оценки собственной индивидуальности, самостоятельности, усердия и независимости  наталкиваются на слабую уверенность  в востребованности этих качеств и их пригодности для достижения жизненного успеха.

В российском обществе сейчас бесконфликтно сосуществуют современные  и архаичные социальные механизмы, правила взаимодействия. Первые в  большей степени имеют характер идеальных пожеланий, редко востребованных в реальной практике (поскольку господствует убеждение в их неработоспособности), тогда как вторые являются общепринятой, базовой нормой организации жизни. Современные ценности носят характер «дополнительных» условий (желательных, позволяющих улучшить позиции), которые, однако, не действуют вне системы архаичных, сословных по своей природе каналов личных знакомств и связей.

Ценностные ориентации и  качественные характеристики человеческого  капитала, необходимые для модернизационного развития страны, присутствуют в российском обществе, но они не ориентированы на практическое использование, не являются регулятором повседневных практик. Более того, они часто служат лишь декорацией, камуфляжем для распространения и дальнейшего закрепления архаичных, сословных механизмов и связанных с ним ценностей личной зависимости и неформальных правил.

Сегодняшний характер сосуществования  современных и архаичных механизмов социального регулирования способствует консервации сложившихся структур. Это и есть сильнейший тормоз инновационного, модернизационного развития, поскольку ограничивает многообразие форм социального взаимодействия, препятствует развитию универсалистских регулирующих принципов, одновременно поддерживая видимость высокой ценности модерных принципов в субъективном восприятии людей.

Предпринимательский потенциал  российского общества формально  немногим меньше, чем в других странах, в том числе тех, которые находятся  далеко впереди на пути модернизационного развития. Отличие состоит в том, что в российском обществе эти ценности «выучены», но не интернализированы, не восприняты, чаще всего не являются инструментом регулирования поведения.

Результаты сопоставлений  российских и международных данных об оценках отдельных аспектов личного  поведения и общественного восприятия предпринимательской деятельности показывают больше сходства, чем отличий. Расхождения в оценках могли  бы быть значительнее, учитывая принципиальные несовпадения исторических траекторий. Имеющиеся несовпадения мнений свидетельствуют  об ограниченном развитии рыночных принципов  частнопредпринимательской деятельности и конкуренции в сегодняшней  России, невысоком уровне комфортности бизнес среды.

Наибольшие отличия российского  общества от европейского и, особенно, США, связаны с восприятием социальной цены риска. Относительно низкая склонность российского населения к рискованному предпринимательскому поведению дополняется  более настороженным, негативным отношением к тем, кто потерпел неудачу. Такое  отношение повышает субъективную цену риска, что отражается на оценках  других сторон предпринимательской  деятельности в России.

Тем не менее, примерно четверть городского населения России может  быть определена как группа поддержки  инновационного, предпринимательского потенциала. Это молодые, образованные, обеспеченные люди, многие из которых  уже заняты частнопредпринимательской деятельностью. Однако их ценностные ориентации и жизненные практики регулируются теми же принципами, основанными на архаичных механизмах, что и у остальной части общества, т.е. они не являются носителями новых социальных регуляторов. Поэтому наращивание инновационного потенциала в будущем зависит не столько от активности этой группы, сколько от преобразования всей институциональной структуры, которое способствовало бы развитию модерных ценностей и многообразию форм социально-экономической активности. В этом случае инновационная динамика может быть стремительной, поскольку в латентной форме необходимые ценностные структуры уже присутствуют в обществе.

Отношение к предпринимательству  в России и в мире.

Международное исследование, проводимое Европейской комиссией  в 27 странах ЕС, США, странах EFTA, Хорватии, Турции, Японии, Южной Корее и  Китае позволяет проследить сходства и различия между Россией и  большинством ведущих стран мира по основным проблемам, связанным с  влиянием «человеческого фактора» на развитие предпринимательства:

  • отношением населения к предпринимательской деятельности;
  • склонности к конкурентному и рискованному поведению;
  • возможности и привлекательности «входа» в этот сектор экономики;
  • восприятием неудачного предпринимательского опыта.

 

В ходе опроса российского  городского населения были повторены  вопросы данного международного исследования. При сопоставлении  данных нужно не забывать, что российские результаты отражают мнение относительно «продвинутой» части общества, поскольку  наиболее консервативные и хуже всего  обеспеченные экономическими и социальными  ресурсами группы сосредоточены  в сельских поселениях и в малых  городах (численностью менее 20 тыс. жителей), которые не были включены в выборку  российского исследования.

Для сопоставительного анализа  были рассчитаны индексы по международной  методике на основе данных российского  опроса (см. врезка 1). Врезка 1 Международное исследование предпринимательства. Мето-дические пояснения

В каждой стране выборка  репрезентирует городское и сельское население в возрасте от 15 лет  и старше. В большинстве стран опрос проводился методом телефонного интервью. В Болгарии, Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии проводились как телефонные, так и личные интервью (примерно 70% к 30%).

Интервью проводились  в период с 10 декабря 2009 по 16 января 2010.

 Число респондентов

Стандартная ошибка

США

1000

3,0

ЕС27

Германия 

1000

3,0

Испания

1000

3,0

Франция

1000

3,0

Португалия 

1000

3,0

Чехия

1000

3,0

Венгрия

1000

3,0

Польша 

1000

3,0

Литва (LT)

500

4,5

Латвия (LV)

500

4,5

Эстония

500

4,5

Болгария 

500

4,5


 

Для анализа отношения  населения к проблемам предпринимательства  на основе полученных в ходе опросов  ответов респондентов рассчитывались индексы. Область изменения индексов – от 0 до 100.

Процедура построения индексов:

По шкале: «полностью согласен»; «скорее, согласен»; «скорее, не согласен»; «полностью не согласен» индекс строится как:

Индекс…= («полностью согласен»+0,67* «cкорее, согласен»+0,33* «cкорее, не согласен»)/(«полностью согласен»+ «cкорее, согласен»+ «cкорее, не согласен»+ «полностью не согласен»)*100

По шкале: «скорее, положительное», «нейтральное», «скорее, отрицательное» индекс строится как:

Индекс…=( «скорее положительное» +0,5* «нейтральное»)/(« скорее положительное»+ «нейтральное»+ «скорее отрицательное»)*100

По шкале: «полностью одобрили», «скорее, одобрили», «скорее, не одобрили», «полностью не одобрили» индекс строится как:

Индекс…=(«полностью одобрили»+0,67* «скорее, одобрили»+0,33* «скорее, не одобрили»)/(«полностью одобрили»+ «скорее, одобрили»+ «скорее, не одобрили»+ «полностью не одобрили»)*100

В России довольно значительная часть опрошенных соглашается, что  есть положительное влияние деятельности предпринимателей на социально-экономическую  жизнь: восемь из десяти опрошенных согласны, что «для общества польза и выигрыш  от того, что предприниматели создают  новые продукты и услуги», и 70% согласны, что предприниматели создают  «новые рабочие места». Однако в  России индексы положительного влияния  предпринимателей («создают новые рабочие  места», «создают новые товары и  услуги на пользу всем») оказываются  ниже, чем в большинстве стран  как Западной, так и Центральной  Восточной Европы (ЦВЕ), и значительно  ниже, чем в США (см. Рис. 1). Одновременно россияне гораздо чаще отмечают негативную роль предпринимателей. Индексы согласия с утверждениями, что «предприниматели думают только о своих кошельках» и «предприниматели эксплуатируют других» в России относительно высокие. По соседству на шкале расположились индексы ряда стран ЦВЕ, что указывает, очевидно, на влияние общего советского прошлого, классовой идеологии, которая в Восточной Европе имела более слабые корни, и, соответственно, оставило более «сглаженное» влияние. У жителей стран Западной Европы и США наиболее «терпимый» тон суждений. Среди европейцев не более половины согласны с утверждением, «что предприниматели эксплуатируют других, используют результаты труда других», в России таких ответов две трети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Общественная роль предпринимателей (Значения индексов, горизонтальная черта – индекс для России)

Для оценки значимости и  общественного признания частнопредпринимательской  деятельности социальный статус частного предпринимателя сравнивался с  рядом других массовых социально-профессиональных групп – лицами свободных профессий, госслужащими/чиновниками, политиками, топ менеджерами в промышленной и финансовой сфере. В этих сопоставлениях рассматривались только мелкие и  средние частные предприниматели, что позволяет учитывать не столько  отношение населения к частной  собственности, а концентрирует  внимание на предпринимательстве как  виде профессиональной деятельности, и дает оценку степени его общественного  одобрения.

Международные сопоставления  показывают, что иерархия общественных статусов в России во многом соответствует  сложившимся в других странах  стандартам (в рамках предложенного  списка). Во всех странах наиболее благоприятное  восприятие гарантировано предпринимательству  и свободным, творческим профессиям, а наименее – политической деятельности. В России, как и в странах  Евросоюза и в США, социальные рейтинги индивидуальных, малых предпринимателей и представителей свободных профессий  оказываются выше других социально-профессиональных групп (Рис. 2). Доля одобрительных высказываний об индивидуальных и малых предпринимателях в России оказалось даже больше, чем в большинстве стран Евросоюза. Меньше всего положительных оценок у этой группы предпринимателей набирается в странах Восточной Европы и  Балтии. Также в России чаще, чем  в странах Евросоюза, выражают положительное  отношение к топ-менеджерам крупного промышленного бизнеса и менеджерам банков и финансовых учреждений (рейтинг этих групп в России - 55 п.п. и 53 п.п. соответственно, по Евросоюзу – 48 п.п. и 43 п.п.). В Германии, Испании, Португалии, Венгрии рейтинг топ менеджеров наиболее низкий.

Информация о работе Анали предпринимательской деятельности