Gosudarstwo kak element politicheskoy sistemy

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:11, доклад

Краткое описание

Государство возникает на определенном этапе общественного развития и представляет собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Вопрос о происхождении государства является обсуждаемым и поныне, так как этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения. Различные теории высказывают различные причины возникновения государства: теологическая – Божественная сила; договорная – сила разума, сознания; психологическая – факторы психики человека; органическая – биологические факторы; материалистическая – социально-экономические факторы; теория насилия – военно-политические факторы и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

полтьология.docx

— 18.55 Кб (Скачать файл)

 

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

Государство возникает на определенном этапе общественного  развития и представляет собой центральный  институт власти в политической системе  конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является обсуждаемым и поныне, так как этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения. Различные теории высказывают различные причины возникновения государства: теологическая – Божественная сила; договорная – сила разума, сознания; психологическая – факторы психики человека; органическая – биологические факторы; материалистическая – социально-экономические факторы; теория насилия – военно-политические факторы и т. д.

Формирование государства  – длительный процесс, у различных  народов мира он шел разными путями.

На Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.) устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Афинах и Риме рабовладельческое  государство возникло в результате появления частной собственности  и раскола общества на классы.

В Риме образование государства  было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев) . Формирование древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Существует мнение, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупная частная собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

 

Центральным институтом политической системы общества является государство.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

Термин «государство»  употребляется в двух значениях: как страна, общество, народ, расположенные  на определенной территории и представляемые органом высшей власти, и как организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных интересов в пределах определенной территории.

Признаки государства:

1) наличие публичной власти, распространяющейся на всю территорию страны и на всех проживающих там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения: чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и др.);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной и т. п., а также для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию и т. д.);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

Основные атрибуты государства

 

Территория – материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

Население – совокупность людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти.

Публичная власть – органы, выполняющие функцию управления.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Внутренние функции государства: социальная, хозяйственно-организаторская, организационно-правовая, функция социализации личности.

Внешние функции государства: защита национальных интересов своего государства; уважение национальных интересов других стран; налаживание сотрудничества с другими странами; обеспечение безопасности народов страны, поддержание мира и др.

Функции государства и  его органов в развитых странах  мира сводятся к тому, что государство  не командует, не решает непосредственно  хозяйственных задач, а воздействует на различные сферы жизни общества через законы, координирует, контролирует, помогает, определяет ориентиры общего движения, приоритеты. Главнейшая задача государства – выявление потребностей людей, их приоритетов, после чего в  соответствующую отрасль производства вкладываются деньги, а результат  деятельности приносит пользу как производителям, так и потребителям.

 

Территория, население, власть – это характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще  всем государствам. Однако государства  существенно отличаются друг от друга  по особенностям своей внутренней организации.

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма государства определяет, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в  нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно  связано через различные территориальные  и политические образования с  государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких  методов.

Формы государства

 

1. По форме правления (порядку образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношениям друг с другом и населением) государства подразделяются:

– на монархические;

– республиканские.

Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. В абсолютных монархиях (ОАЭ, Катар) монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции. В дуалистических монархиях имеются как бы две независимые высшие власти: монарх и парламент. Республики существуют парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия, Аргентина) и смешанные (Франция).

2. По форме государственного устройства (территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами) государства делятся:

– на унитарные;

– федеративные;

– конфедеративные.

Унитарное государство характеризуется отношениями «правительство – территориальная администрация». Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном государстве имеется единая конституция, единое гражданство, единое право (Греция, Ирландия, Люксембург).

Федеративное государство – это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Эти образования называются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление (штаты, края, области и т. д.). При федеративном устройстве территория государства не является единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право на собственную конституцию, собственную правовую и судебную систему. Федеративными государствами являются США, Германия, Мексика, Россия и др. Конфедерации – это государственно-правовые объединения юридически независимых государств. Цель подобного объединения – решение совместных задач в области экономики, обороны, культуры и т. д. Создаются совместные органы управления. Является неустойчивой формой территориального устройства, так как взаимосвязи входящих в конфедерацию субъектов слабы и неустойчивы (Сирия и Египет в 1958–1961 гг. образовали Объединенную Арабскую Республику).

 

Конституция России закрепляет федеративную форму  государственного устройства нашей  страны. Глава 3 Конституции так и  называется “Федеративное устройство”. Конституция закрепляет совокупность признаков, подтверждающих федеративную природу российского государства.

 

Во-первых, частями, субъектами российского государства  являются не административно-территориальные  единицы, а национальные государства  — республики (всего их 21); государственно-территориальные  образования (края — 6, области — 49, города федерального значения — 2); национально-государственные  образования (1 автономная область и 10 автономных округов). Перечень всех субъектов  дан в ст. 65 Конституции РФ.

 

Во-вторых, законодательную  систему России составляют Конституция  РФ и законы федерации, а также  конституции, уставы и законы субъектов  РФ, которые осуществляют правовое регулирование в пределах компетенции  федерации и ее субъектов. Разграничение  полномочий осуществляется не только Конституцией РФ, но и специальными договорами между органами власти России и ее субъектов.

Россия — государство  с федеративным устройством. В составе  Российской Федерации 83 равноправных субъекта федерации, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Система органов государственной  власти субъектов федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми федерацией. В каждом регионе имеется  законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). Во многих существует также должность  высшего должностного лица (президент, губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта федерации по представлению Президента России и могут занимать свой пост неограниченное число раз.

Россия также подразделяется на 8 федеральных округов, в каждом из которых работает полномочный  представитель президента России.

Субъекты федерации имеют  своё административно-территориальное  деление. Как правило, основными  административно-территориальными единицами  в составе субъекта федерации  являются районы и города областного (республиканского, краевого, окружного) значения.

Россия — федеративная республика президентского типа (cогласно  высказываниям Президентов России Владимира Путина[72] и Дмитрия  Медведева[73][74][75][76], заместителя председателя Государственной думы Олега Морозова[77], председателя Совета Федерации Сергея Миронова[78][79][80][К 8]). По другому мнению президентско-парламентская (по мнению председателя Конституционного суда РФ, одного из авторов действующей Конституции  В. Д. Зорькина[81][82], а также международных  экспертов, изучающих смешанную  форму правления, Роберта Элджи[83] и Мэттью Шугарта[84]) республика с  широкими полномочиями президента. Основным законом государства является конституция, принятая в 1993 году. В настоящее время  конституция России действует с  рядом поправок, основные из которых  были приняты в 2008 году.

Основные институты российской государственности были сформированы в первые годы независимого развития страны. Вместе с тем, значительные изменения в правовую основу их функционирования были внесены в ходе масштабных преобразований начала 2000-х годов.


Информация о работе Gosudarstwo kak element politicheskoy sistemy