Юридическая ответственность и справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:13, реферат

Краткое описание

Юридическая ответственность представляет собой разновидность социальной ответственности, которая проявляется в различных областях общественной жизни
и деятельности людей. Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение человека имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. Регулировать поведение людей возможно и необходимо только при условии относительной свободы человеческих действий, суть которой заключается в способности человека выбирать свою линию поведения, самостоятельно определять направленность своих поступков.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие юридической справедливости……………………………....4
Историческое развитие учения о справедливости. Проблема сущности, происхождения и определения справедливости…….4
3. Справедливость и правосудие…………………………………………8
3.1Справедливость как основное требование правосудия. Способы и условия ее реализации…………………………………………….8
4. Юридическая ответственность, её принципы………………………..12
5. Виды, цели и признаки юридической ответственности……………..14
6. Заключение……………………………………………………………18
7. Литература…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВО.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования 
 

«»

Институт  экономики и управления 
 
 

Кафедра международных экономических отношений  и

 права 
 
 

РЕФЕРАТ

по курсу  «Правоведение»

на тему: 

Юридическая ответственность и справедливость 
 
 
 

Выполнил:

Студент гр.  
 

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

, 2011 
 
 
 

                          Содержание. 
       

    1. Введение.
    2. Понятие юридической справедливости……………………………....4
  1. Историческое  развитие учения о справедливости. Проблема сущности, происхождения и определения справедливости…….4
    1. Справедливость и правосудие…………………………………………8

      3.1Справедливость как основное требование правосудия. Способы и условия ее реализации…………………………………………….8

    1. Юридическая ответственность, её принципы………………………..12
    2. Виды, цели и признаки юридической ответственности……………..14
    3. Заключение……………………………………………………………18
    4. Литература……………………………………………………………..20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение 

 

       Во все времена и у всех народов считалось, что право должно быть справедливым. При этом либо оно рассматривалось как воплощение справедливости, либо выдвигалась цель привести его в соответствие со справедливостью. Из этого можно заключить, что справедливость — одна из ценностей права, причем наиболее долговечных и существенных. Многие ценности права преходящи. Таковы равенство, национальный интерес, классовый интерес, прогресс, верность сложившимся обычаям, права личности. Все они появляются на определенном историческом этапе. Было время, когда они вовсе не признавались и не могли признаваться из-за отсутствия наций, классового сознания, индивидуализма и т.п. Справедливость принадлежит к числу вечных ценностей или основных принципов права. Помимо справедливости к ним можно отнести лишь общее благо и соблюдение законов (в широком смысле слова). Больше того, справедливость — не только вечная, но и высшая ценность в праве. Все остальные соизмеряются с ней и действительны лишь при условии, что они не противоречат справедливости.

    Общее понятие ответственности имеет философский, методологический характер,

передает особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, заключающее в реализации нравственно-правового долга.

    Юридическая  ответственность представляет собой  разновидность социальной ответственности,  которая проявляется в различных  областях общественной жизни

и деятельности людей. Социальная ответственность  возникает тогда, когда поведение  человека имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. Регулировать поведение людей возможно и необходимо только при условии  относительной свободы человеческих действий, суть которой заключается в способности человека выбирать свою линию поведения, самостоятельно определять направленность своих поступков.

   Мера социальной свободы человека

определяется  с помощью социальных норм. Они выражают объективно необходимые требования, предъявляемые обществом, государством, коллективом к своим

членам, вести  себя определенным образом, поступать  соответственно интересам данных социальных образований.      Сущность социальной ответственности состоит в обязанности индивида выполнять требования (политические, юридические, моральные и т.д.), предъявляемые к

нему обществом, государством, коллективом. 
 

           

  

2.Понятие юридической справедливости.

  2.1 Историческое развитие учения о справедливости. Проблема  сущности,происхождения и определения справедливости. 

      Первое в истории общественного  сознания понимание справедливости  было связано с непререкаемостью норм  первобытного  строя.  Здесь  справедливость понималась как простое  следование  общепринятому  порядку.  В  этом  смысле характерно,  что,  например,  древнегреческое  слово,  соответствующее нашему слову “справедливость”, означало  лишь  “обычай”,  “уклад  жизни”.  В социальной практике такое понимание справедливости имело негативный смысл  - требование наказания за нарушение общей нормы. Одним  из  воплощений  такого понимания справедливости, которое в науке  определяется  как  ретрибутивная, воздающая справедливость, можно считать принцип “око за око,  зуб  за  зуб”, реализовавшийся  в   институте  родовой  мести.  Более  сложное,  позитивное понимание справедливости, включающее наделение людей  благами,  возникает  в период выделения индивидов из рода.  Первоначально  оно  обозначает  главным образом равенство всех людей  в  пользовании  средствами  жизни  и  правами. Однако, с возникновением частной собственности и неравенства  справедливость начинают отличать  от  простого  равенства,  включая  в  нее  и  различия  в положении  людей  сообразно  их  достоинствам.  Так,  например,   знаменитый древнегреческий  философ  Демокрит   писал:   “Наиболее   содействует   делу справедливости и  добродетели  тот,  кто  отдает  наибольшие  почести  самым достойным”.

       То же понимание справедливости  выражает  и  имевший  широкое

хождение античный афоризм “Справедливость есть постоянная и неизменная  воля воздавать каждому по  заслугам”. 

       В  социальной  утопии  Платона  понятие справедливости характеризует такое общественное устройство,  где  каждое  из трех сословий добросовестно исполняет свои обязанности и  не  вмешивается  в дела других. Справедливость, которую Платон  считает  “добродетелью  великих душ”, заключается, по его мнению, в том, чтобы  “...производить  свое  и  не хвататься  за  многое”. 

       Другой  великий  греческий философ,  Аристотель считал, справедливость  может  означает,  с  одной  стороны,  равенство  для равных, а, с другой стороны, неравенство  для  неравных.  Именно  Аристотель впервые разделил  справедливость  уравнительную  и  распределительную.  “Что касается  специальной  справедливости...,  то  один  вид  ее  проявляется  в распределении почестей, или денег, или вообще всего  того,  что  может  быть

разделено между людьми, участвующими в известном  обществе (здесь может  быть равное и неравное наделение одного перед другим). Другой вид ее  проявляется в уравнивании того,  что  составляет  предмет  обмена”.  При  этом  особенно важным для справедливости  Аристотель  считает   воздаяние,  которое  должно исходить из принципа пропорциональности. Это  обосновано  тем,  что,  с  его точки зрения, общество держится тем, что каждому  воздается  пропорционально его  деятельности. 

       Таким  образом,  Аристотелю  удалось   сформулировать

основополагающее  для  современного  понимания  справедливости  противоречие между  идеей  равенства  и  идеей  заслуг  и   достоинства,   предполагающей признание  социального  неравенства  и  пропорциональность  воздаяния.   Это разграничение  равенства  и  пропорциональности  получило  свое  развитие  в социально-правовой мысли Средних веков и Нового  времени.  Равенство как основа справедливости признавалась  здесь  ограниченно,  то  есть  в  каком- нибудь определенном отношении. Средневековая христианская  мораль  допускала лишь  религиозное  равенство  в  смысле  их  общего  происхождения  от  Бога (“братства во Христе”) и причастности  первородному  греху.  Соответственно несправедливым  могло  считаться  лишь   неоправданно   жестокое   обращение государя с подданными. В новоевропейском буржуазном  обществе,  где  была  в определенной  мере  преодолена  нерушимость  сословных   границ,   понимание справедливости  уже   предполагает   известное   реальное   равенство   прав (политическое  и юридическое   равенство   перед   законом,   экономическое равенство  возможностей  и  эквивалентность  обмена  товарами  и  услугами),

которое  на   практике   оказывается   в   значительной   мере   формальным.

Соответственно    изменяется    и    понимание    основы    пропорциональной

справедливости.  Если  средневековая  мораль  видит   ее   в   достоинствах,

связанных со степенью “благородства” происхождения,  то  буржуазная  мораль, возникающая  во  многом  под  влиянием  этики  протестантизма,  видит  ее  в способности  и  усердии  проявленных  данным  человеком  и  его  предками  и воплощенных в накопленном богатстве.

      Формирование новоевропейского  понимания справедливости   было  связано с  формированием  нового  представление  о  человеке.  Человек  здесь   стал рассматриваться  как  самостоятельный  индивид,   обладающий   неотъемлемыми правами  и  способный  самостоятельно  контролировать  и  регулировать  свое поведение в обществе на основе некоторых общезначимых норм. (В  этом  смысле характерно признание вины как идивидуальной ответственности каждого за  свои собственные   осознанные    действия    обязательным    элементом    состава правонарушения  в  отличие  от  права  древности  и   средних   веков,   где признавалось  так   называемое   объективное   вменение,   когда   наказание применялось  за  осуждаемые   государством   церковью   социальной   группой последствия каких-либо действий совершенных без вины.)  Таким образом,  идея справедливости предполагает (хотя бы в качестве  идеала, к которому  следует стремится)  обеспечение,  с  одной  стороны,   равенства всех  индивидов в реализации  их  неотъемлемых  прав,  а,   с  другой  стороны,   возможностей социальной самореализации каждого без ущерба для других  членов  общества  и пропорциональности общественных оценки и воздаяния для этой  самореализации.Признание неотъемлемых прав человека позволяло значительно расширить  сферу действия справедливости и успешно развивать механизмы ее реализации.

        Другим   важным   вкладом   новоевропейской   мысли   в    понимание

справедливости  было  изменение  представлений  о  ее   происхождении.   Для

античности  было характерно представление о  том, что справедливость  является характеристикой естественного порядка вещей. Это представление находит  свое выражение уже  у  Анаксимандра,  учившего  о  том, что из  чего  все вещи возникают, в то же они и  возвращаются  согласно  справедливости,  поскольку они за свою нечестивость несут наказание и получают свое возмездие  друг  от друга в установленное время. Аналогичное мнение высказывали  также  Демокрит и  Эпикур.  Демокрит,  считавший,  что  ничто  в  мире  не  происходит   без естественной  причины,  подчеркивал  в  своем  учении  объективную   природу справедливости. Несправедливым  он  считал  то,  что  противно  природе.  По мнению Эпикура, справедливость как соответствие людей  космическому  порядку проявляется  в  договоре  о  том,  что  полезно  всем  его  участникам.  Для средневековой  мысли  характерно  представление  о   том,что   источником справедливости является божественная воля.

      В  философии  Нового  времени  была  отчетливо  выявлена  определенная

взаимосвязь идеи справедливости с идеей свободы. Как писал  И.  Зейме:  “Где

нет  справедливости,  нет  и   свободы,   а   где   нет   свободы,   нет   и справедливости”.

       Наиболее яркое свое выражение эта мысль нашла  в  учение Г.В.Ф.Гегеля. По его мнению, конституция, в которой “разумная  воля  доходит до сознания и понимания самой себя”, и есть “...существующая  справедливость как действительность свободы и развития ее разумных определений”.

       В  Новое  время  утверждается  общественно-конвециональное  понимание

справедливости, прежде всего выразившееся в теориях  общественного  договора.Теории общественного  договора  отделяют  государство  как  политико-правовой институт от  общества,  объявляют  его  созданием  воли  людей.  По  мнению, представителей теорий общественного  договора  (  в  частности,  Гельвеция), понятие  справедливости  не  могло   существовать   до   выхода   людей   из естественного   состояния   и   создания   ими   законов.    “Справедливость предполагает установленные законы”.

       Такое  понимание  означало что в отличие от античной и средневековой

интерпретации  справедливости,  где  она обосновывалась авторитетом естественного закона и божественной воли,  здесь справедливость  оказывается  зависящей  от  воли  человека.   Соответственно утверждение   справедливости   того   или   иного   общественного   порядка, учреждения, закона и т.д. в силу  его  “естественного”  или  “божественного” происхождения становилось невозможным.  Идея  относительности  представлений людей о справедливости была высказана  еще  Гераклитом  (“У  бога  прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают  справедливым,  другое  - несправедливым”),  однако  именно  в  философии Нового  времени эта   идея

получает  свое адекватное  воплощение.  Именно  в  философии  Нового  времени осознаны,  с  одной  стороны,  относительность   всякого   представления   о справедливости, ведущая к признанию многообразия возможных  представлений  о ней, а, с другой  стороны,  -  необходимость  справедливости  как  некоторой идеи,  с  точки  зрения  которой  оценивается  то  или   иное   общественное установление.

       Как писал Вольтер: “Абсолютная справедливость  недостижима

Информация о работе Юридическая ответственность и справедливость