Этнонацнональные отношения в политической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:37, лекция

Краткое описание

1. Сущность этноса, нации. Соотношение национального
и националистического.
2. Национальные отношения, национальная политика.

Вложенные файлы: 1 файл

НацОтношения.DOC

— 109.75 Кб (Скачать файл)

      Наиболее острая форма проявления национального вопроса - межнациональные конфликты, периодически вспыхивающие или перманентно существующие в различных регионах мира. Каковы основные причины этих конфликтов? Вот некоторые из них.

      Историческое прошлое - это объективная причина, связанная со взаимоотношениями народов на протяжении истории их развития. Немало стран-соседей, которые долгие годы находились между собой в состоянии войны, противоборства, недоверия; или одна страна (как правило, большая по численности нация) угнетала другую и т. п. Прошлое вспоминается особенно в период осложнения социально-экономической обстановки, когда начинаются поиски "виноватых" и восстанавливаются прошлые национальные предрассудки. Однако, следует отметить, что историческое прошлое может быть и позитивным моментом в наше время, если те или иные народы на протяжении всей истории находились в дружественных отношениях.

      Территориальные причины межнациональных конфликтов нередко вызывают кровопролития. Как правило, они вызываются несовпадением этнических границ с политическими (т. е. с границами государств, отдельных регионов). Эти причины характерны, прежде всего, освободившимся странам Африки - достаточно посмотреть на политическую карту и увидеть, как "по линейке" проведены границы между государствами без учёта этнических различий проживающего там населения. Но нередко они проявляются и в более цивилизованных странах и регионах (бывший СССР, Югославия, Ближний Восток и др.).

      Социально-экономические причины, связанные с фактическим неравенством в уровнях жизни различных наций, представительств в органах власти, престижных профессиях и т. п. В этих условиях "обиженные" нации стремятся "выровнять" различия путём освобождения от "чужих", "центра", будь то российского (для Чечни), или грузинского (для абхазцев). Эти причины порождают сепаратистские движения.

      Государственно-правовые причины, когда речь идёт о фактическом неравенстве политического статуса народов из-за иерархии национально-государственных образований. Наглядным примером этому являлся СССР, но подобные причины сохранялись до недавнего времени и в Чехословакии, Югославии, Китае и других странах.

      Этнодемографические причины, порождающиеся миграционными процессами, особенно усилившимися в мире после Второй мировой войны, а у нас - после распада СССР.

      Во многих европейских странах местное население проявляет недовольство иммигрантами из афро-азиатских стран, а последние годы -из бывших социалистических стран. В странах, входивших в состав СССР, - возвращением на родину насильственно выселенных в военные годы; миграцией русскоязычного населения из вновь созданных национальных государств в Россию и др.

      Национально-культурные, языковые причины, проявляющиеся в некоторых странах в связи с "дифференциацией" (распад СССР и возникновение "национальных" государств с многонациональным населением) и интеграцией (объединение Европы при сохранении культурно-национальной автономии). Попытка решить эти проблемы волевыми методами может резко обострить межнациональные отношения.

      Межнациональные конфликты могут длиться в течение разного времени, иметь разную судьбу и свою специфику. Различаются и методы, пути их преодоления. Но при всём этом существует общий знаменатель их урегулирования - демократизм, уважение и соблюдение прав человека.

      Национальная политика - целенаправленная деятельность в сфере национальных отношений, сознательное воздействие государственных и общественных организаций на развитие межнациональных и межэтнических отношений в целях их нормализации, стабилизации и гармонии.

      История человечества знает немало примеров, когда деятельность государства в сфере национальных отношений приводила к жестокому кровопролитию, сеяла вражду и недоверие между нациями. Разрабатывались различные варианты нормализации межнациональных отношений, однако ни один из них до сих пор не срабатывал. Это, в частности, касается и такого многонационального государства, как Россия. В полной мере это можно отнести к попытке гармонизации межнациональных отношений с помощью формулы "расцвет и сближение наций". При всей её привлекательности и определённых успехах, финал получился плачевный. Причём, "мина" была заложена в основании Союза, когда более 100 народов были поделены на 4 сорта (15 союзных, 20 автономных республик, 8 автономных округов и 10 автономных областей). Мало того, что нации были ранжированы, но и лишь 53 этноса получили государственность, а остальные остались без неё вообще. Это и явилось одной из главных причин разного рода конфликтов.

      Немало сложных национальных проблем сохраняется и в других странах, как в недавно добившихся независимости, так и в "старых", цивилизованных странах.

      Исследователи, занимающиеся проблемами межнациональных отношений, разрабатывают различные концепции, которые могли бы, по их мнению, быть положены в основу национальной политики. В западных странах наиболее популярны две концепции. Одна из них - концепция "внутреннего колониализма". Так, американский социолог М. Гактер считает, что тенденция отставания периферийных национальных групп, "опутанных эксплуататорскими узами центра", ни что иное, как отношение центра к внутренним колониям. Более развитые нации стремятся закрепить это неравенство, а менее развитые - вступают в борьбу за свои права. Отсюда - национальная политика должна быть направлена на выравнивание уровней развития всех наций, населяющих многонациональное государство.

      Другая концепция - "этническая", сторонники которой считают, что в основе национальных движений - не классовые и экономические, а этнокультурные факторы, и при выработке национальной политики надо прежде всего усиливать роль национального самосознания.

      Очевидно, эти и некоторые другие концепции, каким-то образом объясняют процессы в национальных отношениях, однако на многие вопросы они не дают ответов. Например, есть страны, где малые этносы находятся на относительно высоком уровне социально-экономического развития и причины их недовольства положением связаны с другими сферами жизни (например, каталонцы и баски в Испании). Нельзя объяснить межнациональные противоречия и исключительно психико-культурными особенностями нации. Правильнее говорить о комплексе разных факторов, которые следует учитывать при разработке и осуществлении национальной политики.

      Опыт развития наций и национальных отношений позволили международному сообществу выработать и закрепить в документах принципы национальной политики.

      Важнейшими из них являются:

      - признание права наций на самоопределение;

      - равноправие всех наций, поддержание относительно равных условий жизни наций в многонациональном государстве;

      - приоритет общечеловеческих ценностей над национальными и классовыми;

      - признание за каждым индивидом, независимо от его национальности, возможности пользоваться всеми правами и свободами, провозглашёнными Всеобщей декларацией прав человека;

      - обеспечение государством самостоятельности различных видов национальной автономии и других государственно-административных форм.

      Каждый из этих принципов важен сам по себе и заслуживает особого внимания. Однако реализация всех их вместе взятых возможна лишь при условии глубоких демократических преобразований в обществе, последовательного утверждения гуманизма в отношениях между людьми разных национальностей.

      1 ноября 1991 г. Верховный Совет Украины принял Декларацию прав национальностей Украины - важный документ, провозглашающий основы национальной политики Украинского государства. В ней определены важнейшие принципы национальной политики, зафиксированные в документах международного сообщества. Всем народам, национальным группам, гражданам, проживающим на территории Украины, государство гарантирует равные политические, экономические, социальные и культурные права. Дискриминация по национальному признаку запрещается и карается законом. Государство гарантирует всем национальностям право на сохранение их традиционного расселения и обеспечение функционирования их национально-административных единиц. Государство создаёт благоприятные условия для развития всех национальных языков и культур, причём, всем гражданам обеспечивается право свободного пользования русским языком, а в местах, где проживают компактно несколько национальных групп, наравне с государственным украинским языком может функционировать язык, принятый для всего населения данной местности.

      Основы национальной политики страны закреплены в Конституции Украины. В ст. 11 зафиксировано: "Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, её исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины". В ст. 24 провозглашается равенство всех граждан перед законом: "Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи... этнического и социального происхождения... по языковому или иным признакам".

      Эти документы вполне соответствуют общемировым стандартам в сфере развития наций и национальных отношений. Очень важно последовательно и неуклонно соблюдать провозглашённые в нём принципы. 

*   *

*

      Из изложенного можно сделать общий вывод: нации, как субъекты политической жизни, играют чрезвычайно важную роль в стабилизации (или дестабилизации) всей политической системы общества. Национальная политика государственных органов, политических партий и организаций должны базироваться на общепризнанных мировым сообществом принципах, ибо только на этой основе можно достичь оптимизации межнациональных отношений на всех уровнях.


Информация о работе Этнонацнональные отношения в политической жизни общества