Этнические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

В настоящей работе мы рассмотрим следующие вопросы: причины этнических конфликтов; классификация этнических конфликтов, способы разрешения этнических конфликтов

Содержание

Введение …………………………………………………………………….....3

Причины этнических конфликтов ………………………………………..4
Способы разрешения этнических конфликтов …………………………..7
Проблемы и перспективы этнических конфликтов в России ………….11

Заключение ……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы ……………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

контр. социология.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Важной формой достижения согласия или завершения конфликта  между этническими общностями, их представителями выступает заключение межэтнического компромисса. Он предполагает достижение взаимопонимания или частичного завершения этнического конфликта путем взаимных уступок и согласования интересов (посредством их частичного удовлетворения). Модель завершения этнического конфликта таким способом используется в условиях, когда его участники имеют равные возможности при отсутствии достаточных ресурсов для полного удовлетворения интересов одной из конфликтующих сторон.

В этом случае заключается  соглашение, имеющее определенные временные параметры, по истечении которых одна из сторон или обе в равной мере будут обладать достаточными возможностями для пересмотра заключенного этнического компромисса с целью изменения результата в свою пользу. Проблема будет разрешена в процессе завершения конфликта, либо он потеряет свою актуальность.

В случае возникновения  вооруженного конфликта между его  субъектами достижение компромисса  прежде всего направлено на прекращение  военных действий между его участниками, что создает благоприятные условия для привлечения и использования мирных средств. Каждая из сторон, приняв решение о своем согласии на заключение этнического компромисса, определяет с учетом своих интересов допустимые нижние границы уступок, на которые она готова пойти при определении соглашения. Принятие уступок ниже допустимых границ означает ее поражение в этническом конфликте.

 

 

3. Проблемы и перспективы этнических конфликтов в России

 

Кризис в нашей стране показал, что одной из самых, уязвимых сфер человеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, этническим насилием, порождающим потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать "зонами этнической интолерантности".

Оценка степени этнической интолерантности возможна на основе уровня "негативизма" межэтнических установочных образований (стереотипов, предубеждений, предрассудков), уровня порога эмоционального реагирования на инонациональное окружение, различных форм агрессивности и враждебных реакций по отношению к иноэтническим группам. Этническая нетерпимость – реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает комплекс превосходства над "чужими". Наиболее социально значимы те феномены, психологической основой которых оказываются трансформации этнической идентичности по типу гиперидентичности, это – "этноцентризм", "ксенофобия", "национализм", "этническое насилие", "геноцид".

Распространенное жесткое  разделение на "своих" и "чужих" порождает негативные образы "чужих" и враждебные установки по отношению  к ним, а также иерархическую  авторитарную точку зрения на групповое  взаимодействие, в котором "своя" группа доминирует; а "чужие" группы являются подчиненными.

Понятие "национализм" широко дискутируется в зарубежной и отечественной научной литературе. Остановимся лишь на одном из важнейших  подходов к пониманию этого термина, который. Национализм может приобретать форму убеждения в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав. 
Категория "этническое насилие" введена в научный обиход относительно недавно, гораздо чаще при описании межэтнических столкновений ученые и журналисты используют понятия "этнический конфликт", "межнациональные столкновения", "столкновения на национальной почве", "погромы", "этнические чистки", "терроризм" и т.д. Анализ литературы, посвященной понятию "этническое насилие", показывает, что оно применимо в области межгрупповых действий насильственного характера и в большинстве случаев выражает агрессию группы против индивида. В ходе анализа описания конкретных случаев этнического насилия обращает на себя внимание то обстоятельство, что одной стороной в этом взаимодействии оказывается группа, другой – "категория" (мигранты, чужаки и др.), то есть масса или атомизированные индивиды как частицы этой массы. Группа, осуществляющая насилие против выделенного ее лидерами объекта насилия, с необходимостью предполагает наличие вполне определенной степени организации поведения ее членов.

В современном российском обществе неприязнь к чужим группам  – ксенофобия, приобретает массовый характер и становится одной из серьезнейших проблем. Наиболее распространенные в  настоящее время формы ксенофобии – этнофобия, религиозная фобия, фобия к мигрантам. В советский период ксенофобия существовала на двух уровнях – государственном и бытовом. В официальной ксенофобии возникли специфические направления: религиозная фобия в виде атеизма; социальная фобия, выразившаяся в сталинской идее об обострении классовой борьбы и этнофобии, в частности, антисемитизма, на официальном уровне провозглашенного как борьба против сионизма (например, начиная с послевоенных лет был ограничен доступ евреев на руководящие должности, в некоторых вузах существовала негласная квота на прием евреев). На бытовом уровне объектами этнофобии были, кроме евреев, жители Средней Азии и Кавказа. Этнофобия выражалась и выражается в устойчиво бытующих презрительных кличках. Нередко этнофобии концентрированно проявлялись в некоторых социальных и профессиональных сферах.

После развала тоталитарной системы снялись запреты на самовыражение, в том числе на национальное и  религиозное, появилась возможность  открыто критиковать нравы, обычаи, традиции, религию людей, принадлежавших к "чужим" группам.

Бытовая ксенофобия и  националистический экстремизм зависят  и от несовершенства отечественного законодательства, от реально проводимой политики в том или ином регионе.

Необходимо добиваться неукоснительного соблюдения действующего законодательства, пресечения любых проявлений экстремизма и ксенофобии - будь то подстрекательное выступление политика или погромная статья в прессе, хулиганство на футбольном стадионе или вандализм на национальных кладбищах, обстрел мечети или "плакатный экстремизм". Важна своевременная политическая и правовая реакция на подобные действия. Неотвратимость наказания, эффективность работы правоохранительных органов, включая судебную систему, необходимы не только для справедливого наказания виновных, но и в качестве превентивного, сдерживающего фактора для потенциальных правонарушителей. При "либеральном" же подходе судебно- следственных органов к проявлениям экстремизма уменьшаются шансы нейтрализовать данную социально-политическую угрозу.

Утверждение толерантных  установок немыслимо без их широкой  общественной поддержки. В нашем  обществе в данный период сказывается  отсутствие ясных и обоснованных идей, способных найти отклик у  большинства, объединить разные слои населения со всеми их реальными региональными, этническими, конфессиональными и другими различиями.

В России в настоящее  время наиболее распространены религиозная (например, исламофобия) и этническая фобии. Этнофобии представлены антисемитизмом, кавказофобией, русофобией, синофобией (фобией к китайцам), цыганофобией, азиатофобией. Традиционные фобии дополняются и дифференцируются возникающим в связи с актуальными социальными переменами негативизмом в отношении эстонцев, латышей, чеченцев.

Кавказофобия – термин, сравнительно недавно появившийся в связи с возникновением массовой кавказской диаспоры. Этот вид фобии наиболее распространен в настоящее время и имеет две главные мотивации – экономическую, связанную с профессиональной деятельностью кавказцев (торговля и предпринимательство) и поведенческую (этнокулыурные особенности).

Исходя из вышесказанного, актуальность воспитания толерантности  обусловлена теми процессами, которые  тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Поэтому сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности молодого человека.

Заключение

В основе любого конфликта  лежат как объективные, так и  субъективные противоречия, также ситуация, включающая либо противоречивые позиции  сторон по какой-либо проблеме, либо противоположные  цели, методы или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов оппонентов.

Существуют две точки  зрения на конфликт. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества. У других ученых иная точка зрения. Так, социолог структурно-функционального направления Льюис Козер пишет: "Конфликт препятствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению и творчеству". Другой немецкий социолог Ральф Дарендорф утверждает, что и конфликты незаменимы как фактор всеобщего процесса социального изменения.

Так как этническим конфликтам в наибольшей степени подвержены регионы, экономически менее развитые, профилактика потенциальных и разрешение уже существующих конфликтов возможны при осуществлении комплекса  мероприятий, направленных на улучшение  социально-экономического положения всех этнических групп.

Полностью нейтрализовать внешнеполитический фактор весьма проблематично, однако сгладить его негативное влияние  возможно при условии осуществления  взвешенной миграционной и международной  политики. С одной стороны,  и внутренняя и внешняя политика государства должна быть ориентирована на поддержание существующих конструктивных межэтнических и межнациональных связей, а с другой, перед государствами стоит вопрос о совместном решении и профилактике конфликтов этнического характера.

Но а пока, ищут пути решения проблемы этнических конфликтов и войн, человечество продолжает решать свои проблемы, отстаивать свои права  с помощью оружия, угроз.

Список используемой литературы

 
 
1. Глухова, А.В. Политическая  конфликтология: между старыми и новыми походами / А.В. Глухова // Конфликтология – теория и практика. – 2003. - №1 

2. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология /Г.И. Козырев. – М.: ИД «ФОРУМ – ИНФРА – М», 2008.  

3. Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: курс лекций /В.Г. Крысько. – М.: Экзамен, 2002.  

4. Пугачев, В.П. Политология /В.П. Пугачев. – М.: Слово: Эксмо, 2006.  

5. Семенов, В.М. Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах в России /В.М. Семенов, Е.В. Матюнина // Социально – гуманитарные знания. – 2001. - № 2.

 

6. http://www.studhistory.ru/

 

 

 




Информация о работе Этнические конфликты