Этапы развития политических идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:56, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы стало рассмотрение различных этапов развития политических идей.
При написании работы решались следующие задачи:
- рассмотреть, охарактеризовать и проанализировать политико-правовые идеи античности, Нового времени и эпохи Возрождения, российскую политическую мысль ХХI- начала ХХ вв. и политическая концепцию марксизма, а также политическую теорию ХХ в.

Содержание

Введение
1. Политико-правовые идеи античности
2. Политическая мысль Нового времени и эпохи возрождения
3. Российская политическая мысль ХХI- начала ХХ вв.
4. Политическая концепция марксизма
5. Политическая теория ХХ в.
Заключение
Словарь терминов
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

этапы развития политическаих идей.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Не обошло это течение  и Россию, где при Петре 1 завершилось преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Сам Петр неоднократно в официальных документах объявлял общее благо главной целью самодержавной власти. Идеолог петровских реформ Ф. Прокопович (1681-1736) обосновывал эту идею с помощью концепций «естественного права» и «общественного договора». В этом же направлении развивалась мысль В. Н. Татищева (1686-1750) - автора первой «Истории Российской».

XVIII век ознаменован бурным развитием политической жизни во Франции. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Монтескье и др.) предлагали установить равенство всех перед законом, верховенство закона, народный суверенитет, основываясь на методологии рационализма. Ш. Л. Монтескье (1689-1755) называют основоположником «географической школы» в политической науке. В работе «О духе законов» он попытался исследовать, какие факторы определяют форму государства в различных странах. К таким факторам он относил прежде всего климат, рельеф местности, размер территории географическое расположение. Ш. Л. Монтескье высказал мысль о большом значении социально-экономических факторов и культурных традиций, придал окончательный вид концепции разделения властей, показав необходимость самостоятельности судебной власти. Идеалом для него была конституционная монархия.

Возникают в этот период и радикально-революционные концепции. К ним следует отнести прежде всего идеи Жан-Жака Руссо (1712-1778). Последовательный республиканец и демократ Руссо исходил из приоритета принципа народного суверенитета. Догосударственное состояние людей он называет «золотым веком», так как в этот период не было главных зол - частной собственности и неравенства. Возникновение этих явлений он считал ошибкой людей и именно с их появлением связывал происхождение государства. Руссо первым четко разграничил гражданское общество и государство. Необходимо такое государство, утверждает он, в котором люди не теряли бы своих естественных прав и сохраняли свободу. Суверенитет народа неотчуждаем, принадлежит только ему, к поэтому Руссо отрицательно относится к народному представительству, доказывая необходимость прямого народоправства.

В конце XVIII в. сложились условия для практической реализации идей французских политических мыслителей. Американская война за независимость стала первой такой попыткой. Политическая идеология этого революционного процесса изложена в Декларации независимости США: естественные права всех людей на жизнь, свободу, собственность, на безопасность и счастье, суверенитет народа, его право на восстание против нарушающего естественные права правительства, принцип разделения властей и пр. Впервые в истории эти положения политической теории легли в основу государственной политики. Выделяется плеяда выдающихся американских политических мыслителей, которые по-разному подходили к данным политическим принципам: для Т. Пейна, Т. Джефферсона был характерен более радикальный подход, для А. Гамильтона и Ф. Джея - более умеренный. В дальнейшем между радикалами и умеренными разгорелась идейно-политическая борьба по вопросу о конституционно-правовом устройстве США. Демократизм американских мыслителей причудливо сочетался с признанием необходимости сохранения рабства. Другой попыткой реализации-этих политических идей была Великая французская революция (1789-1794). Однако Франция конца XVIII в. оказалась еще не готова полностью воплотить великие политические идеи столетия.

 

3. Российская  политическая мысль ХХI- начала ХХ вв

 

Развитие отечественной  политической мысли имело собственные  специфические особенности в  сравнении с западной политической традицией, которые были обусловлены  определенным своеобразием исторического  пути России. Занимая по своему географическому  расположению срединное, промежуточное положение между Европой и Азией, между Западом и Востоком, российский этнос формировался под воздействием этих противоборствующих цивилизаций, испытывая постоянное напряжение в поисках культурной и политической самоидентификации.

До начала XIX в. российское государство (со времен Петра I) оставалось модернизирующимся, держа курс, пусть  и с переменным успехом, на европеизацию. Поэтому консервативные идеи и собственно традиционалистская критика этого  курса имела оппозиционный, полулегальный характер. Но в первой трети XIX в. происходят определенные изменения в российском сознании и практике, которые были обусловлены целым рядом факторов: победа в войне с Наполеоном, а также лидирующие позиции в антинаполеоновской коалиции привели к переоценке роли России в Европе; а некоторые трагические события и последствия французской революции вызвали определенный пессимизм и настороженность в русском обществе к европейским идеалам и ценностям. Все это послужило поводом к постановке в отечественной философской и политической мысли проблемы национального самосознания и самоопределения.

В целом русский консерватизм в XIX в. аппелирует, прежде всего, к практическому  жизненному опыту народа, который  объявляется исторической традицией, а консервативным идеалом выступает единство самодержавия и народа: соответствие духу и характеру русского народа делает самодержавие и правление сакральными и законными с исторической точки зрения.

Вместе с тем, нельзя рассматривать русских консерваторов  как некую единую идейную общность. Под воздействием процессов модернизации, периодически происходивших в России, русский консерватизм, как и другие направления отечественной политической мысли, подвергался трансформационным изменениям, в результате которых его идеологи могли эволюционировать от умеренно-консервативных взглядов к охранительным (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев), и даже пытались найти способ разрешения проблем модернизации в "союзе социализма с русским самодержавием" (К.Н. Леонтьев). Внутри самого консерватизма были "правые" и "левые" течения: на правом фланге консерватизм плавно перетекал в охранительство и реакцию, которая в начале ХХ в. вылилась в движение черносотенства, а на левом приобретал явные либеральные черты. В типологии русского консерватизма условно можно выделить: историософскую идеологему самодержавия Н.М. Карамзина; политическую философию славянофильства (К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков); концепции (в том числе геополитические) неославянофила Н.Я. Данилевского и Ф.И. Тютчева; теорию русского византизма" К.Н. Леонтьева; направление "официального монархизма" (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров); концепции неомонархизма (И.А. Ильин, И.Л. Солоневич).

Либерализм, будучи плодом западноевропейской культуры и не имея глубоких исторических корней в России, тем не менее стал одной из интеллектуальных традиций русской политической мысли. Однако из-за отсутствия широкой социальной базы массового отклика в России идеи либерализма не находили, оставаясь по своему статусу довольно элитарным проектом общественного развития определенных групп российского общества. Только в начале ХХ в., в период революции 1905 г. русский либерализм смог окончательно оформиться как политическое движение.

"Либерализм утверждает  свободу лица, утверждает ее - в случае необходимости - и против власти, и против других лиц. Каковы могут и должны быть пределы этой свободе, - вопрос, конечно, очень сложный", - писал русский либеральный мыслитель П.Б. Струве. Действительно, представители всех течений русского либерализма в качестве социального идеала принимали идеал буржуазного общества, где интересы отдельной личности и ее неотъемлемых прав обладают несомненным приоритетом. Отстаивая идею единства путей развития России и западноевропейских стран, они ратовали за осуществление социальных реформ, преобразующих самодержавие в конституционную монархию, за осуществление на практике идеала правового государства и гражданского общества. Не принимая революцию как способ преобразования существующего общественно-политического строя, русские либералы пропагандировали теорию и практику реформизма. При этом идеи парламентаризма, конституционализма и верховенства права развивались с учетом сложившихся традиций русской государственности и общественности.

В своем историческом развитии русский либерализм, истоки которого некоторые исследователи относят к XVIII в., прошел три этапа:

1) "правительственный"  либерализм, инициируемый "сверху" и уповающий на самоограничение  просвещенной монархии (конституционные  проекты М.М. Сперанского);

2) консервативный либерализм  пореформенного периода, возникший  как проект умеренной интеллигенции,  которая стремилась закрепить  и расширить общественные преобразования  на основе диалога с властью,  программы просвещения народа  и участия в местном самоуправлении (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, П.Б. Струве);

3) "новый" (социальный) либерализм начала ХХ в., предпринявший  попытку синтезировать либеральные  принципы и некоторые идеи  социализма в русле традиций  европейской социал-демократии (П.И.  Новгородцев, П.И. Кареев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен и др.). Защищая идею правового государства от критики как справа, так и слева, теоретики "нового" либерализма создают концепции, в которых осмысливаются основные принципы и перспективы развития конституционализма и правовой государственности, прежде всего в российском контексте.

Революционный радикализм являлся одним из основных направлений  общественно-политической мысли России XIX - начала ХХ в., включая в себя политические концепции декабризма, революционного демократизма, народничества и марксизма. Будучи специфической идейной и практической реакцией интеллигенции на процессы модернизации России, на противоречивые условия ее социально-экономического и политического развития, русский радикализм был критически настроен на преодоление несправедливых и антигуманных сторон как феодально-крепостнических, так и новых буржуазных отношений. Недооценка эволюционных факторов социального развития, революционаризм, а также нигилизм, атеизм, волюнтаризм и антиисторизм - вот основные характерные черты, присущие радикальному мышлению. Стремясь любой ценой ускорить социальные преобразования и реализовать на практике свой метафизически сконструированный общественный идеал, представители русского радикализма уповали на особую роль отечественной интеллигенции в этом процессе, призванную, с их точки зрения, организовать и возглавить движение общества в сторону прогресса. В этой связи политическая теория разрабатывалась как совокупность знаний о способах воздействия на массы и их организации. В целом же направление русского радикализма, постепенно утрачивая демократические и гуманистические черты, эволюционировало закономерно к волюнтаристским и тоталитарным концепциям (анархизм, большевизм).

Наиболее значительной и яркой формой политического радикализма в России начала ХХ в. явилась политическая идеология большевизма, становление и формирование которой было непосредственно связано прежде всего с теоретической и практической деятельностью В.И. Ленина (Ульянова), а также его соратников по партии - Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина, И.В. Сталина и др. Стержнем этой идеологии явилась идея осуществления пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата под руководством большевистской партии, для членов которой революция стала "профессиональным делом" и которая сумела в октябре 1917 г., воспользоваться сложившейся в России исторической ситуацией для захвата власти.

Таким образом, отмеченные особенности эволюции отечественной  политической мысли и общая характеристика ее основных направлений в XIX - начале ХХ вв. позволяют нам говорить о чрезвычайном многообразии, оригинальности и вместе с тем противоречивости различных идей, теорий и концепций, составивших пространство политической традиции в России.

 

4. Политическая  концепция марксизма

 

Основоположниками материалистического учения о политике и власти были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).Они жили и создавали свои произведения в условиях революционных преобразований в странах Западной Европы. Опираясь на материалистическое понимание истории, они много внимания уделяли изучению сущности политики, политической власти, характеру политической деятельности, определили пути, формы и методы прихода к власти трудящихся масс, рабочего класса.

Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения :

1. политические отношения,  вытекающие из борьбы за власть  и осуществления власти, появляются  на основе общественно-экономических  отношений, ими обусловлены и  представляют собой политическую  надстройку, с соответствующими формами общественного сознания;

2. хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные  институты тем не менее играют  активную роль в социально-экономическом  базисе. Политика выступает не  только как отражение экономических  отношений, но и как важный инструмент их формирования;

3. государство есть  продукт классовых противоречий  и служит интересам экономически  господствующего класса. Это положение  К.Маркс обосновал в работе  «Капитал», подчеркивая особую  роль насилия в возникновении  первого классового разделения и появления государства

4. экономически господствующий  класс- он и политически и  идеологически господствующий класс;

5. на основании такого понимания сущности государства и классового господства марксизм создает теорию политического сознания. Исходным пунктом ее является утверждение о том, что общественное бытие людей определяет их сознание ;

6. анализ общественного  положения классов, слоев и  социальных групп является исходным  пунктом для понимания политического  поведения масс, их интересов, отдельных лидеров;

7. политика в марксизме  рассматривается лишь в конечном  счете подчиненной экономике,  и в то же время она имеет  относительную самостоятельность  и влияет на экономические  отношения, убыстряя или замедляя  ход экономических процессов.

Марксистские традиции в исследовании политической жизни в конце XIX в.в ХХ столетии находят свое выражение и развитие в двух основных направлениях : революционном и реформистском.

 

5. Политическая  теория ХХ в.

 

Рассматривая период включает политические учения, которые появились на рубеже ХIX и XX веков. Современную западную политологию невозможно представить без того вклада, который внесли в ее становление немецкий социолог Мак Вебер и итальянский социолог Вильфредо Парето (1848-1923).

Их значение определяется тем, что они выявили многие тенденции, оказавшие влияние на последующее мировое развитие.

Теория рациональной бюрократии

Автором теории рациональной бюрократии был М.Вебер. Общество на рубеже XIX –XX веков становилось все более сложно организованной системой, нуждавшейся в управлении. Самой эффективной системой государственной организации М.Вебер считал бюрократию, поскольку она основывается на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Для идеального типа бюрократии характерны :

Информация о работе Этапы развития политических идей