Эволюция системы политической власти в России в XIX - начале XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 00:55, реферат

Краткое описание

Первые годы царствования Александра I характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре был создан Негласный комитет. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни – крепостничество, проблемы государственных преобразований, вопрос о распространении просвещения.
В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп.
В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Эволюция системы политической власти в России в XIX - начале XX вв.docx

— 44.61 Кб (Скачать файл)

 

 

Билет №1

1.Эволюция политической власти  в России в XIX-начале XX века.

В 1801 г. при Александре I был учрежден Непременный постоянный совет из 12 сановников для рассмотрения законопроектов и обсуждения важнейших дел по управлению государством, но фактически этот совет не работал. В июне этого же года начал свою дея-ть Негласный комитет.В него входили представители аристократической молодежи. Из задуманной программы Комитета была реализована министерская реформа.Устаревшие коллегии,которые с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами.Было учреждено 8 мин-в.В 1807 г. Сперанскому было поручено подготовить общий проект гос-ых преобразований. Из всех проектов предложенных Сперанским в 1810 г. был учрежден лишь Гос-ый совет, как совещательный орган при императоре, а также увеличено число министерств с 8 до 11. Государственный совет делился на 4 департамента. Общее собрание состояло из министров и членов всех департаментов, председательствовал сам император.Высшим административным органом страны в первой пол. 19 в. стал Комитет министров, учрежденный в 1802 г. Одно из центр.мест в системе гос-ых учреждений занимал Сенат. По указу 1805 г. Сенат делился на 9 департаментов. 2-8 департаменты были высшими апелляционными инстанциями для гражданских и уголовных дел. Ведущее место в Сенате занимал 1 департамент. Он ведал обнародованием законов, через него проходили дела о наградах и определении чиновников к должности, он руководил рекрутскими наборами и проводил ревизии крепостных душ.Министерская реформа 1810-11 гг. поставила губернаторов в двойственное положение.С одной стороны они назначались царем, а с другой - являлись чиновниками Мин-ва иностр.дел и подчинялись министру. Губернское правление - исполнительный орган при губернаторе - оставалось подчиненным Сенату.Вновь встала проблема конституционного ограничения самодержавия. Были составлены проекты манифестов, конституции - но ни манифесты, ни конституция, текст которых был готов к 1820 г., так и никогда не были обнародованы. Николай I, вступивший на престол в 1825 г., продолжая политику Александра I, стоял на страже наследственной монархической власти.Собст-ая канцелярия превратилась в важное правительственное учреждение и была разделена на шесть отделений: 1)составляло личную канцелярию государства; 2)производило кодификацию российского законодательства;3)ведало политической полицией;4) управляло благотворительными и образовательными учреждениями;5)управляло гос-ым имуществом и казенными крестьянами; 6)занималось созданием управления Закавказьем.Вторая попытка разработки проекта конституции была предпринята в 1863 г.Ноэтотпроекттакженебылреализован. 20 февраля 1906 г. был издан акт " О переустройстве Гос-го совета", в соответствии с которым Госсовет был поставлен над Думой в качестве второй верхней палаты. Император был главой гос-ой и исп-ой власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имел право издавать в порядке управления указы и повеления.От его имени действовали суды.Ему принадлежало право помилования и амнистии.После освобождения крестьян возникла необходимость в создании всесословных органов для управления местными делами. 1 января 1864 г. было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее всесословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).Земства были лишены каких-либо политических функций, и по закону сфера дея-ти земств ограничивалась исключительно вопросами местного значения.Земства не обладали исполнительной властью, поэтому для проведения своих постановлений они обращались за помощью и содействием к местной полиции.16 июня 1870 г. было издано новое "Городовое положение", по которому вводилось городское выборное самоуправление - городские думы, избираемые на 4 года. Право избираться имели только жители, обладающие определенным имущественным цензом.В компетенции городского самоуправления были вопросы благоустройства городов, устройство рынков и базаров, попечение о торговле и промышленности и др.Вводился всесословный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Учреждались две судебные инстанции - окружной суд и судебная палата. Для разбора мелких проступков и гражданских дел в уездах и городах вводился мировой суд. Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей.Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого по закону они не могли быть уволены или отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к уголовной ответственности.В 1861-1874 гг. была проведена серия военных реформ. Реорганизуется система военного управления. Страна разделена на 15 военных округов. В 1867 г. был принят военно-судебный устав, построенный на принципах судебной реформы 1864 г

 

 

 

№1 — ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 
РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. 
Ал1(1801-1825), Ник1(1825-1855), Ал2(1855-1881), Ал3(1881-1894),Ник2(1894-1917)
В 1801 г. при Александре 1 был учрежден Непременный постоянный совет из 12 сановников для рассмотрения законопроектов и обсуждения важнейших дел по управлению государством, но фактически этот совет не работал. В июне этого же го- 
да начал свою деятельность Негласный комитет(1801-указ о праве всех дворян кроме крепостных приобретать собственность,1803-указ о вольных хлебопашцах,1802-реформы Сената, министерская реформа, 1803-1804-реформы создания единой системы образования). Он был создан с целью разработки плана государственных преобразований. В него входили представители аристократической молодежи. Из задуманной программы Комитета была реализована министерская реформа. Устаревшие коллегии, которые с петровских 
времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера привела к замене коллегиальности единоначалием, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизованной 
власти. Было учреждено 8 министерств - Военно-сухопутных сил, Морских сил, Иностранных дел, Юстиции, Внутренних дел, Коммерции, Финансов и Народного просвещения. Сенату предоставлялось право контролировать деятельность министерств. С 1807 г. на сцену политической жизни страны выдвигается 
Сперанский - ему было поручено подготовить общий проект государственных преобразований. Из всех проектов предложенных Сперанским в 1810 г. был учрежден лишь Государственный совет, как совещательный орган при императоре, а также 
увеличено число министерств с 8 до 11 и уточнены их функции. Государственный совет делился на 4 департамента: законов, военных дел, дел гражданских и духовных, государственной экономики. Общее собрание состояло из министров и членов всех департаментов, председательствовал сам император. В 1810-12 гг. были преобразованы министерства, учрежденные в 1802 г., министерства делились на департаменты во главе с директором, департаменты на отделения. Высшим административным органом страны в первой половине 19 в. стал Комитет министров, учрежденный в 1802 г. В состав Комитета министров вошли и председатели департаментов Государственного совета, а председатель Госсовета 
стал председателем Комитета министров. Одно из центральных мест в системе государственных учреждений занимал Сенат. Созданный Петром 1 как высший административно-судебный орган, Сенат со временем изменил свою структуру и функции. По указу 1805 г. Сенат делился на 9 департаментов. 2-8 департаменты были высшими апелляционными инстанциями для гражданских и уголовных дел. Ведущее место в Сенате занимал 1 департамент. Он ведал обнародованием законов, через него проходили дела о наградах и определении чиновников к должности, он руководил рекрутскими наборами и проводил ревизии крепостных душ. Вся полнота реальной власти на местах принадлежала губернаторам. Министерская реформа 1810-11 гг. поставила губернаторов в двойственное положение. С одной стороны они назначались царем, а с другой - являлись чиновниками Министерства иностранных дел и подчинялись министру. Губернское правление - исполнительный орган при губернаторе - оставалось подчиненным Сенату. Все передовые слои общества ждали перемен, вновь встала проблема конституционного ограничения самодержавия. 
Длительное время разрабатывались проекты Государственной Уставной грамоты для России. Были составлены проекты манифестов, конституции - но ни манифесты, ни конституция, текст которых был готов к 1820 г., так и никогда не были обнародованы. Николай 1, вступивший на престол в 1825 г., продолжая политику Александра 1, стоял на страже наследственной монархической власти. Он решил провести необходимые изменения силами бюрократии под своим непосредственным руководством. Поэтому Собственная канцелярия превратилась в важное правительственное учреждение и была разделена на шесть отделений: 
1 отделение составляло личную канцелярию государства; 
2 отделение производило кодификацию российского законодательства; 3 отделение ведало политической полицией; 
4 отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями; 
5 отделение управляло государственным имуществом и казенными крестьянами; 
6 отделение занималось созданием управления Закавказьем. 
Вторая попытка разработки проекта конституции была предпринята в 1863 г. Но этот проект также не был реализован. 20 февраля 1906 г. был издан акт " О переустройстве Государственного совета", в соответствии с которым Госсовет был 
поставлен над Думой в качестве второй верхней палаты. Император был главой государственной и исполнительной власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имел право издавать в порядке управления указы и повеления. В его исключительной компетенции находились вопросы внешней политики. От его имени действовали суды, он же назначал судей. Ему принадлежало право помилования и амнистии. До эпохи Александра 2 все органы самоуправления носили сословный характер. После освобождения крестьян возникла необходимость в создании всесословных органов для управления местными делами. 1 января 1864 г. было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее 
всесословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах по куриям: 
1) уездных землевладельцев (преимущественно из помещиков), 
2) городских избирателей, обладавших определенным законом имущественным цензом (городской торговой и промышленной буржуазии) 
3) выборных от сельских обществ (преимущественно от крестьян). 
На уездном земском собрании проводились выборы в уездную земскую управу, ее председателя и депутатов в губернское земское собрание. Последнее избирало губернскую земскую управу и ее председателя. Земства были лишены каких-либо политических функций, и по закону сфера деятельности земств ограничивалась исключительно вопросами местного значения. В ведение земству отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, ветеринарная служба, постройка церквей и др. Однако, работа земств была поставлена под контроль центральной власти - губернатора и министра внутренних дел. Земства не обладали исполнительной властью, поэтому для проведения своих постановлений они обращались за помощью и содействием к местной полиции. 16 июня 1870 г. было издано новое "Городовое положение", по которому вводилось городское выборное самоуправление - городские думы, избираемые на 4 года. Право избираться имели только жители, которые обладали определенным имущественным цензом: владельцы домов, банков и пр. В компетенции городского самоуправления были вопросы благоустройства городов, устройство рынков и базаров, попечение о торговле и промышленности и др. В результате проведения судебной реформы вводился все сословный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Учреждались две судебные инстанции - окружной суд и судебная палата. Для разбора мелких проступков и гражданских дел в уездах и городах вводился мировой суд. Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи 
- Сенатом. После этого по закону они не могли быть уволены или отстранены должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к уголовной ответственности. Решение об устранении их от должности мог принять только 
суд - так закон вводил важный принцип несменяемости судей, обеспечивая их независимость. В 1861-1874 гг. была проведена серия военных реформ. Реорганизуется система военного управления. Страна разделена на 15 военных округов. В 1867 г. был принят военно-судебный устав, построенный на принципах судебной реформы 1864 г. В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений: создавались военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, учреждались новые военные академии для среднего и высшего командного состава. 27 апреля 1906 года начала свою деятельность Государственная Дума. В истории в царской России состоялось 4 созыва:1)72 дня с 27.04.-26.07.1906;главная фракция кадеты, выражавшая интересы крестьян 2)20фев.-3июня 1907;(эсеры и социал-демократы) 3)ноябрь 1907-июль 1912г.(правооктябристское и кадетско-октябристское);4)ноябрь 1912г.-фев.1917г.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эволюция системы политической власти в России в XIX - начале XX вв