Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КНИГА.docx

— 240.64 Кб (Скачать файл)

 

83. Сущность и структура  политического процесса Политическим процессом называется смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени. Проще говоря, политический процесс — явление длительное и представляет собой последовательность сменяющихся политических событий.

Основные виды политических процессов можно классифицировать так: 1) формирование органов политической системы (институализация): в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними; 2) воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования; нетрудно видеть, что политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания; 3) принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Все эти процессы взаимосвязаны  и порождают сложное сочетание  действий, направленных на обеспечение  постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления. Когда динамика нарушается, исчезает и развитие, т. е. образуется застой.

Политические процессы затрагивают  социальные интересы, т. е. воздействуют на людей, носителей интересов, что  проявляется в разной реакции  людей на происходящие события политического  процесса. Крайними позициями в отношении  к политическим процессам являются консерватизм, выражающийся в том, что  его сторонники видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию  как нечто опасное и нежелательное, и революционаризм, представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации. И то и другое для государства опасно: консервативные взгляды приводят к снижению экономического роста, революционные могут разрушить экономику.

 

84. Революция и реформа  как виды политических преобразований Изменения в общественной и политической жизни необходимы, иначе обществу грозят большие неприятности — возникают волнения среди недовольного народа, разваливается экономика, государство оказывается неспособным хорошо управлять и поддерживать законность. Изменения могут идти по мягкому пути реформ или по жесткому пути полного слома устаревшей и вредной государственной машины, т. е. по пути революционному. Для сохранения стабильности лучший — путь реформ. Реформы характеризуются постепенностью намечаемых преобразований, акцент делается не на обеспечении полноты, радикальности и всесторонности их, но на доведении этих преобразований до конца. Такие изменения вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен. Большое значение при этом придается обеспечению всеобщей поддержки переменам, достижению согласия в обществе относительно их проведения, поскольку в реформах обычно заинтересовано все общество. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформ, могут быть такими, как и в революции, в которую они нередко и перерастают, но существенное отличие реформы от революции — в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе. Иными словами, реформы ломают не все, а только то, что требуется изменить, и даже не ломают, а понемногу приводят в порядок.

Революция — это коренное, полное преобразование структуры власти в  обществе, радикальное изменение  его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических изменений. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делают практически неизбежной большую роль насилия в любом революционном процессе. В стабильном или согласном обществе революции не наступают. Революции возникают на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и рассматриваются сторонниками революционного вида преобразований как единственный метод предотвращения катастрофы, в этот момент угрожающей обществу. Революции приносят изменения во всей их полноте. Но они обостряют вражду в самом обществе и имеют непредсказуемые последствия. А общество, возникающее в ходе революционных изменений, сильно отличается от первоначального проекта, иногда вообще бывает его полной противоположностью.

 

85. Политическое развитие Понятие «политическое развитие» было введено в западной политологии во 2-й половине XX в. для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения, а также для определения уровня политического развития общества. Ученые задали вопрос: если экономическое развитие можно измерить с помощью экономических показателей, то как измерить политическое развитие общества, в чем оно может выражаться? Можно ли измерить зрелость общества при помощи таких критериев, как рост благосостояния основных групп населения, уровень образования и т. п., или существуют внутренние показатели его политической зрелости? В ответ на вопрос появилось определение, что нужно понимать под политическим развитием общества. Политическое развитие — это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы взаимодействия правительства и народа.

В политологии термином «политическое  развитие» нередко принято обозначать переход от традиционной политической системы к современной.

 

В традиционных обществах (это по преимуществу развивающиеся страны) политическая жизнь жестко регламентирована традициями и обычаями, которые предписывают устойчивые образцы политического  поведения. Функции политических институтов слабо дифференцированы, из-за чего политическая система мало восприимчива к изменениям и медленно реагирует  на появление новых требований социальных групп. Современные политические системы, сложившиеся в промышленно развитых странах, отличаются высокой степенью адаптивности к меняющимся условиям функционирования, низким уровнем политического принуждения и конфликтности благодаря высокой дифференциации функций политических институтов, их способности эффективно реагировать на требования новых социальных групп.

Американский ученый Л. Пай ввел три критерия политического развития: 1) Структурная дифференциация — отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие деятельности людей и появления новых групп интересов. 2) Возрастание способности системы к инновации, мобилизации и выживанию. 3) Тенденция к равноправию в участии народа в политической деятельности.

 

86. Три критерия политического  развития Политическое развитие — это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы взаимодействия правительства и народа.

Л. Пай ввел три критерия политического  развития. Исходя из этих трех пунктов, можно судить об уровне политического  развития того или иного государства. 1. Структурная дифференциация — отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие деятельности людей и появления новых групп интересов. Политическая система должна быстро реагировать на появление новых требований. Осуществить это возможно с помощью структурной дифференциации и высокой специализации функций институтов политической системы. Каждая политическая структура (законодательная, исполнительная, судебная) выполняет четко очерченную функцию. При этом все специализированные структуры тесно взаимосвязаны и составляют внутренне интегрированную систему. В политически неразвитых обществах подобного разделения труда между политическими структурами не существует. Обычно все властные и управленческие функции в них сосредоточены у узкого круга лиц и институтов. 2. Возрастание способности системы к инновации, мобилизации и выживанию обусловливается потребностью социально дифференцированного общества в быстром приспособлении к меняющимся условиям своего функционирования. Для этого политическая система должна быть способна мобилизовать материальные и людские ресурсы для выполнения общезначимых целей. Ей необходимо развивать свою мобилизационную способность. Более сложные политические системы обладают значительным потенциалом к выживанию, поскольку располагают разнообразными каналами коммуникации и социализации (школа, вуз, церковь, армия и т. д.). Через эти каналы политическая система культивирует определенные образцы политического поведения и внушает доверие к власти, поддерживает веру в ее законность (легитимность) и справедливость. 3. Тенденция к равноправию проявляется в снятии всех ограничений (социальных, политических, национальных) на участие народа в политической деятельности, предоставление всем гражданам возможности свободного занятия государственных постов.

 

 

87. Политическая модернизация В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначается термином «политическая модернизация». Смысл модернизации в приближении различных фрагментов и целых политических и социальных систем к уровню их наиболее развитых состояний. Теория политической модернизации зародилась в США в 1950-1960-х гг. Она прошла три этапа становления и эволюции.

1. Зарождение концепции. В 1950-1960-е  гг. политическая модернизация понималась  как заимствование освободившимися  от колониальной зависимости  странами политического устройства  и политической культуры западных  стран. В качестве основных  направлений рассматривались: демократизация  политической системы по западному  образцу (централизованное государство,  парламент, многопартийность, всеобщие  выборы), активное сотрудничество  развивающихся стран с государствами  Западной Европы и Северной  Америки.

2. С середины 1960-х гг. были выявлены  основные недостатки первых исследований. Более пристальное изучение конкретных  политических процессов в развивающихся  странах показало, что недооценивались внутриполитические факторы борьбы за власть и абсолютизировалось внешнеполитическое влияние. Попытки преодоления недостатков и детальное изучение политического развития европейских стран привели к иному пониманию сущности процесса политической модернизации. 3. В 1970-1980-е гг. концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному (современному) (исследователи Алмонд, Верба, Пай, Хантингтон ). В современной концепции политической модернизации выделяется два исторических типа модернизации: 1. Оригинальная модернизация — тип характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития. 2. Вторичная модернизация — тип характерен для стран, отставших в развитии и пытавшихся догнать передовые за счет использования их опыта. К этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Сегодня изучаются процессы в странах Восточной Европы, Китае, СНГ. Внимание сосредоточивается на трудностях политического развития, кризисных явлениях.

 

88. Пути перехода от  авторитаризма к демократии В середине XIX в. был сформулирован закон политического развития. Философы полагали, что для страны со слабой и зарождающейся демократией нет ничего опаснее, чем слишком быстрые реформы и изменения. В этих условиях участие масс в политике обгоняет развитие политических институтов в обществе (партий и т. п.), и, как следствие, не удается остановить начавшиеся процессы. Интенсивная поляризация не способствует введению начавшегося процесса в демократические рамки, наступает «тирания черни» — охлократия.

В современной политологии принято  выделять три пути перехода к демократии: эволюционный; революционный; военный Этапы перехода: 1) кризис авторитарного режима (может быть вызван обстоятельствами как внутреннего, так и внешнего характера, снижением легитимности, возникновением разнополярных течений и т. п.); 2) установление демократии; 3) консолидация демократии.

Модели перехода к демократии: Линейная (классическая) подразумевает постепенное ограничение прав власти и расширение прав и свобод личности, утрату избирательных цензов и т. п. Циклическая характеризуется чередованием авторитарных и демократических форм правления по определенным циклам. Диалектическая характерна нестабильностью переходов политических режимов, но переход к демократии всегда осуществляется только под давлением созревших предпосылок. Кооперативная обладает сущностным потенциалом демократии, переход к ней осуществляется в ходе постепенной либерализации политического режима. Конкурентная характеризуется резкой либерализацией, распадом прежней системы и попытками внедрения новых политических институтов любой ценой, может сопровождаться насилием и гражданской войной.

политолог Пшеворский выделил пять возможных исходов перехода к демократии: а) структура конфликтов такова, что ни один демократический институт не может утвердиться, а политические системы начинают бороться за новую диктатуру; б) временный консенсус сил; в) соперничество противоположных политических сил мешает становлению отдельных демократических институтов; г) политические силы соглашаются на нежизнеспособность политической структуры и противятся введению демократических институтов; д) введенные демократические институты оказываются прочными.

 

89. Восстание, бунт, мятеж,  путч как виды политического  процесса Революции и реформы нацелены на целостное преобразование политической системы, охватывающей всю страну, нацию. В отличие от них, существуют политические процессы более локального характера — бунт, мятеж, восстание, путч.

Восстания, в зависимости от исторической эпохи и социального состава  участников, отличаются разнообразием  целей, степенью интенсивности, длительности, возможностью успеха, уровнем организованности, духовным и психологическим импульсами, которые вдохновляют участников. Восстания имеют своих лидеров, уровень организации, цели (часто  — декларативные и нечеткие), программы и лозунги. Бунт — явление массовое, в нем нет организованности и целенаправленности, но есть очень высокая степень интенсивности, активности его участников, накала страстей; бунт ограничен рамками протекания и проблемой, его вызвавшей. Бунт — это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства. Если восстания чаще характерны для военной среды, то бунты — для широких народных масс.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"