Шанхайская организация сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:30, реферат

Краткое описание

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.

Вложенные файлы: 1 файл

Шанхайская организация сотрудничества.docx

— 24.34 Кб (Скачать файл)

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности, а занимает промежуточную позицию. 

Высшим органом для  принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ), который собирается раз в год. Совет глав правительств (СГП) также  собирается один раз в год.

Организация имеет два  постоянно действующих органа —  Секретариат в Пекине, Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в Ташкенте. Генеральный  секретарь и Директор Исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года. Официальные рабочие языки — русский и китайский.

Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е годы XX века, когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КНР разрешил территориальные споры с соседними государствами СНГ (Россией,Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества.

В 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизия) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. Появились национальные координаторы, назначаемые каждой страной.

В 2001 году встреча была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или «Шанхайскую шестёрку».

Первыми документами, принятыми  ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму „Шанхайской пятёрки“».

Главными задачами организации  провозглашены:

  1. укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников.
  2. борьба с терроризмом, сепаратизмом (это политика отделения какой-то части государства от самого государства), экстремизмом (приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны),наркотрафиком.
  3. развитие экономического сотрудничества.
  4. энергетического партнерства.
  5. научного и культурного взаимодействия.

Несмотря на то, что ШОС  изначально создавалась с целью  совместной защиты границ соседних государств, практически сразу её деятельность получила и экономическую направленность. Через несколько месяцев после  начала работы ШОС на своей первой встрече в Алма-Ате премьер-министры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества обсудили вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС и другие проблемы, подписали Меморандум между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

В мае следующего года в Шанхае прошло первое заседание министров экономики и торговли государств-членов ШОС. По итогам совещания был подписан протокол к Меморандуму между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, а в краткосрочной перспективе — увеличение потока товаров в регионе.

По мнению ряда аналитиков, организационное строительство  ШОС слишком затянулось, а многочисленные меморандумы и декларации долгое время не получали должного воплощения на практике. Кроме того при выполнении действий по различным направлениям экономического сотрудничества, выяснилось, что их реализации мешает ряд трудностей, обусловленный различиями в структурах и функционировании хозяйственных  систем. В итоге не удалось запустить  практически ни одной из уже одобренных программ экономического сотрудничества. Завершением процесса формирования системы многостороннего экономического сотрудничества в рамках Организации, послужило создание Делового совета, который, являясь не правительственной структурой, объединяет правительственные и финансовые круги стран — участниц ШОС. Реальный же толчок развитию двух крупных проектов (развитию транспортной инфраструктуры и энергоресурсов) был дан на Совете глав правительств в Душанбе 15 сентября 2006 года.

Критика деятельности

Критика Шанхайской организации  сотрудничества во многом касается несостоятельности  её деятельности, в частности в  борьбе с терроризмом и защите региональной безопасности. Некоторые  зарубежные аналитики (например, Мэтью  Оресман из американского Центра стратегических и международных исследований) предполагает, что ШОС является не более, чем дискуссионным клубом. Такого же мнения придерживается начальник Института военной истории А. А. Кольтюков, утверждающий, что «анализ достигнутых этой Организацией результатов позволяет охарактеризовать её как политический клуб, в котором двустороннее сотрудничество всё ещё превалирует над решением общерегиональных и мировых проблем. Реального сотрудничества в этих сферах, противодействие угрозам терроризма, сепаратизма и борьба с наркоторговлей на региональном уровне не наблюдается»

По итогам 10-летнего существования  ШОС можно утверждать, что Организация  выдержала испытание временем. На данный момент всё говорит о том, что хорошие российско-китайские  отношения в Центральной Азии сохранятся. Они являются фактором стабильности, фактором сдерживания  угроз безопасности в регионе. Сегодня  ни Китай, ни Соединенные Штаты, ни Россия самостоятельно не могут единолично играть ключевую роль в Центральной  Азии.

И хотя между государствами  ШОС есть некоторые противоречия и трения, внешне ШОС выглядит достаточно монолитной структурой: есть нечто, что  объединяет эти государства, даже несмотря на то, что страны-члены ШОС во многом различаются по основным показателям.

На Китай и Россию приходится 98 % населения и 97 % суммарного ВВП, однако, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, взаимный товарооборот стран-членов ШОС характеризуется высокой динамикой роста. Положительный внешнеторговый баланс из стран ШОС имеют Китай (196 млрд долл.), Россия (134,3 млрд долл.), Казахстан (14,8 млрд долл.) и Узбекистан (2,4 млрд долл.). ШОС играет важную для России роль по подключению Китая к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии, а в перспективе и других крупных стран региона, таких как Индия, Иран, Пакистан и Монголия.

Для государств Центральной  Азии, где влияние России или Китая  воспринимается с некоторым опасением, их совместное присутствие в рамках ШОС, где равноправными членами  являются сами центральноазиатские государства, а все вопросы решаются консенсусом, является наиболее эффективным механизмом взаимодействия.


Информация о работе Шанхайская организация сотрудничества