Характеристика парламентаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 20:55, реферат

Краткое описание

Центральной и одной из важнейших политических категорий, неразрывно связанных с политикой, выступает власть. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества.
Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание – один из основных аспектов политической жизни общества.

Содержание

1. Введение
2. Понятие парламентаризма
3. Возникновение и причины возникновения парламентаризма
4. Характеристика парламентаризма
5. Структура парламентаризма
6. Полномочия парламентаризма
7. Заключение
8. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политология реферат.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская Государственная Академия Ветеринарной Медицины»

 

 

 

 

 

 

Кафедра политологии

Реферат на тему «Характеристика парламентаризма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

 Студентка 1 курса 9 группы

Мичурина А.И.

Работу проверил преподаватель

Боровиков А.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

 

 

 

 

Содержание

 

    1. Введение
    2. Понятие парламентаризма
    3. Возникновение и причины возникновения парламентаризма
    4. Характеристика парламентаризма
    5. Структура парламентаризма
    6. Полномочия парламентаризма
    7. Заключение
    8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Центральной и одной из важнейших политических категорий, неразрывно связанных с политикой, выступает власть. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества.

Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание – один из основных аспектов политической жизни общества.

В VII-ХVIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободу и права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Такая цепь рассуждений приводила к выводу о необходимости создания в каждом государстве суверенного органа народного представительства с подлинной выборностью и широкими правами. Народное представительство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придаёт всей системе правления демократический характер.

Теория разделения властей, выдвинутая и разработанная Дж.Локком, Ш.Л.Монтескье и другими выдающимися мыслителями, выделила роль представительных органов в политической системе общества. Следствием этого в XIX веке явилось усиление роли парламента в управлении государством. Особенно популярной была английская модель, в которой парламент занимал доминирующее положение и которая рассматривалась в Европе как самое удачное решение проблемы государственного управления. Главенствующая роль парламента в системе других госорганов обусловила возникновение в XIXв. политических режимов, которые стали называться парламентскими, а теории, объясняющие и защищающие такие режимы, стали называться теориями парламентаризма.

Парламентарная система правления получила широкое распространение в XIX – начале ХХ вв. и была установлена в большинстве стран Западной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие парламентаризма

 

Парламентари́зм — система государственного руководства обществом со стороны буржуазии, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.

Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная особенность парламентаризма — наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной основе. Парламентаризм как систему правления отличают специфические формы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др. В современных условиях парламентаризм возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение и причины возникновения парламентаризма

 

Слово «парламент» впервые появилось в Англии, хотя корень слова французский («parler» - «говорить», парламент - место, где разговаривают). Французы, создав свой парламент, «вернули» себе это слово. Другие: источники образуют это слово от латинского «parlare» -говорить, разговаривать. И это тоже справедливо, т.к. французы «взяли» это слово у римлян.

Что же стоит за этим понятием? Чаще всего определяют парламент - как избираемый населением (может быть частично назначаемый) высший представительный орган государственной власти в стране.

Раскрывая понятие парламента, обычно применяют термины: высший законодательный и представительный орган. «Представительный» означает, что в этом органе заседают представители страны - депутаты. А «законодательный» означает их действия - принятие законов. В последнее время в научной литературе представительская и законодательная функции подаются как несовпадающие функции. Слова «представительный и законодательный орган» стали означать разные проявления деятельности одного и того же органа, хотя совсем недавно казалось, что это «две стороны одной медали» и никто другой не может их осуществлять и одно без другого не бывает.

Что же стоит за таким новым пониманием парламентской деятельности? Законодательная функция - деятельность по принятию закона. Под представительской функцией понимается деятельность парламента как некоего форума, на котором открыто и публично обсуждаются важнейшие вопросы жизни страны. Это открытая трибуна для споров, для обсуждения мнений и граждане, слушая выступления на этой трибуне, как бы мысленно присоединяются к высказанным мнениям или возражают им.

Роль такого открытого собрания и является очень важной и самостоятельной представительской функцией парламента, о такой роли можно говорить, особенно в последние десятилетия, в силу того, что средства массовой информации практически одновременно доносят все перипетии обсуждений в парламенте до сведения граждан. Эти парламентские собрания транслируются в прямом эфире или вскоре после заседаний, поэтому политически активные люди в курсе всех обсуждений и споров. Представительская, функция влияет на умы и взгляды людей и, наоборот, эти люди затем влияют на своих депутатов.

 

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность.

Принято считать, что первый парламент появился в Англии, и это был компромисс между зарождающейся буржуазией и дворянством, поскольку был создан орган, который сглаживал противоречия между этими двумя группами населения. К наиболее старым по возрасту парламентам относят также Испанские Кортесы.

Слово «парламент» универсально, оно применяется и понимается почти в любой стране мира. Но в разных странах название этого органа может быть самым разным. Кроме слова «парламент» употребляется, например, термин «конгресс». Первыми его применили американцы, это слово вошло в моду в Латинской Америке, в некоторых странах Азии. Например, конгрессом называется парламент в Венесуэле, на Филиппинах; Национальным конгрессом называется парламент в Чили. Применяются такие названия, как Палата депутатов (Люксембург), Национальное собрание (Португалия, Иордания, Южная Корея, Панама, Пакистан и др.); термин Федеральное собрание часто применяется в федеративных государствах.

Отметим, что в нашей научной отечественной традиции некоторые названия парламентов употребляются в переводе, а некоторые - в их местном звучании. Например, когда речь идет о парламенте Швеции, всегда употребляется слово Риксдаг, когда вспоминают Исландию, употребляют старинное слово Альтинг, когда пишут о Дании, употребляют датское название - Фолькетинг, норвежский термин - Стортинг. В Ирландии, где ирландский язык практически вышел из употребления и все говорят по-английски, ряд государственных терминов имеют ирландские названия. Например, слово "парламент" в Ирландии не употребляется, национальный парламент там именуется «Эйреактас» и состоит из двух палат - «Доил эйран» (нижняя палата) и «Шинод эйран» (верхняя палата).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика парламентаризма

 

Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве – в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

Парламент входит в структуру механизма государства как высший представительный и законодательный орган государственной власти. Под механизмом государства понимается «целостная иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих государственную власть, задачи, функции; орган государства - структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями, это внутренняя форма государства, имеющая свою микроструктуру, это клеточка, ядро всей системы государства».

Умелое использование принципа разделения властей обеспечивает «гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной власти тем или иным органом». Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного механизма.

К сущности парламентаризма можно подходить исторически, прослеживая процесс формирования его функций и системы институтов, и функционально, суммируя его функции в политической системе общества и в соответствии с этим анализируя структуру власти парламентаризма и его правовые нюансы.

Парламентаризм – система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа – парламента по отношению к другим государственным органам.

Понятие «парламентаризм» применяется к системе государственного устройства, при которой парламент занимает центральное место в политическом управлении и только он имеет право принимать законы. На парламентских выборах, на выборах в центральные и местные органы власти избиратели голосуют за кандидатов, выдвигаемых политическими партиями. В современном обществе партии стали неотъемлемой частью демократической политической системы. Согласно законам и политической традиции в демократическом обществе, партии должны бороться за власть и за политическое влияние легальными парламентскими методами.

В целом система парламентаризма основана на трех началах.

Во-первых, господствующее положение представительного органа выражается в том, что он определяет направления внутренней и внешней политики государства.

Во-вторых, правительство формируется из лидирующей политической партии (коалиции), располагающей большинством мест в парламенте.

В-третьих, правительство несет политическую ответственность перед парламентом. В случае неудовлетворения деятельностью правительства, парламент может, выразив недоверия правительству или отдельному министру, отправить его в отставку.

Общее значение термина «парламент» определяется Зеленкова М.Ю. как «многочисленный по составу выборный орган, автономный по отношению к другим органам власти, члены которого равны по статусу».

Парламент и парламентаризм – понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента, это – высшее качество парламента. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов.

Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за деятельностью правительства, который по-разному осуществляется в парламентарных странах и президентских республиках.

Правовое положение депутата парламента определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями. Современная конституционно-правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя всей нации, а не соответствующего избирательного округа, откуда следует запрещение императивного мандата и права отзыва. Однако это не делает депутата парламента полностью независимым по следующим причинам:

депутат, как правило, партиен и подчиняется партийной дисциплине;

депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избирательную компанию;

Информация о работе Характеристика парламентаризма