Феномен влияния харизматического лидера на общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:28, реферат

Краткое описание

Феномен влияния В.И.Ленина на общественное мнение возник как раз в то время, когда масса, по признанию многих исследователей, превратилась в ведущий, определяющий субъект исторического процесса. Влияние В.И.Ленина на массу имело в большей степени характер внушения, а именно его умение внушать уверенность в абсолютной правильности выводов и решений. Прекрасно владея логической системой доказательств, В.И.Ленин умел вести за нитью собственных рассуждений аудиторию, при этом превращая собственную логику в логику масс, даже если массы мало что понимали в содержании

Вложенные файлы: 1 файл

Vopros_8_Kharizm_lidery.docx

— 18.34 Кб (Скачать файл)

Феномен влияния харизматического лидера на общественное мнение (В.И. Ленин, И.В. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзэдун

 

Феномен влияния харизматических лидеров на массу всегда зависел от состояния данной массы: ее эмоциональной возбудимости, интеллектуального и культурного уровня, системы стереотипов и ценностей. «Вождь», «Фюрер», «Отец народов» появляются там и тогда, где и когда они востребованы.

Феномен влияния В.И. Ленина

Феномен влияния В.И.Ленина на общественное мнение возник как раз в то время, когда масса, по признанию многих исследователей, превратилась в ведущий, определяющий субъект исторического процесса. Влияние В.И.Ленина на массу имело в большей степени характер внушения, а именно его умение внушать уверенность в абсолютной правильности выводов и решений. Прекрасно владея логической системой доказательств, В.И.Ленин умел вести за нитью собственных рассуждений аудиторию, при этом превращая собственную логику в логику масс, даже если массы мало что понимали в содержании. Это превращалось в некий гипноз людей с помощью стройных логических доказательств.

Что могло привлечь внимание широкого общественного мнения к В.И.Ленину? Ответ прост – это его блестящая критическая мысль. Ленин великолепный критик, его критика убедительна и эмоциональна. Критика Ленина конструктивна, он конструирует решение проблемы, активизируя к действию массы, распределяя роли в сложной шахматной партии. Кроме того, он умел делать скучную проблему интересной, мастерски формулировал «темы» для общественного мнения.

В процессе своих рассуждений и доказательств В.И. Ленин четко формулировал тезис, а далее этот тезис становился «руководством к действию». Лидер заставлял общественное мнение мыслить вместе с ним, а массу действовать. Идентификация себя с действующей силой, кроме того, преобразующей, революционной, придает общественному мнению активность, создавая иллюзию значимости, которая превращалась в действительность.

 

Феномен влияния А.Гитлера

PR-стратегия Гитлера изложена в одном из его известных высказываний:

«Восприимчивость массы очень ограничена, круг ее понимания узок, зато забывчивость очень велика. Уже по одному этому всякая пропаганда, если она хочет быть успешной, должна ограничиваться лишь немногими пунктами и излагать эти пункты кратко, ясно, понятно, в форме легких лозунгов, повторяя все это до тех пор, пока уже не может быть никакого сомнения в том, что и самый отсталый из слушателей наверняка усвоил то, что мы хотели. Как только мы откажемся от этого принципа и попытаемся сделать нашу пропаганду многосторонней, влияние ее сейчас же начнет рассеиваться, ибо широкая масса не в состоянии будет ни переварить, ни запомнить весь материал».

Суть PR-стратегии Гитлера можно сформулировать следующим образом: 1) четкая логика с ограниченным количеством доводов и изложением по пунктам, которых не должно быть много; 2) постоянное повторение пунктов до тех пор, пока они полностью не интериоризируются каждым отдельно индивидом. PR-стратегия Гитлера может быть признана психотропной, поскольку она оказывала подавляющее влияние на психику, собирая индивидов в массу, где личность нивелировалась.

С целью влияния на широкое общественное мнение Гитлер пишет книгу «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости», позже она вышла под названием «Моя борьба». Эта книга разошлась миллионными тиражами и сделала его богатым человеком. В своей книги Гитлер использует три известных приема.

1. Провоцируя  книгу на массу, он предлагает  ей образ врага. Таковым становится  еврей, а «освобождение» от евреев  сулит немецкому народу великое  будущее.

2. Результаты  «освобождения» и райская жизнь  обещаются немедленно. Масса не  любит ждать. И не любит скромных  обещаний.

3. Гитлер  сегментирует аудиторию и раздает  не только обещания. Так, всем  лавочникам он обещает лавки, всем нищим квартиросъемщикам  – дома, неудачников-интеллигентов  обещает сделать профессорами, бедняков  крестьян – богатыми хуторянами, женщин – красавицами.

 

Феномен влияния И.В.Сталина

Раскрывая феномен влияния И.В. Сталина на людей и на общественное мнение, следует отметить, что вождю российского народа досталась уже подготовленная масса с устойчивым фашизоидным сознанием, с уже сформировавшимися стереотипами и устойчивой системой ценностей. Поэтому И.В. Сталину необходимо было найти себе нишу в данной системе. Вера в вождя превратилась к тому моменту в устойчивую потребность. И.В. Сталину предстояло занять данное место, переправив данную веру, а точнее, потребность в ней на себя. Для того, чтобы акцентировать внимание на себе и создать образ нового вождя революции, он превратил В.И.Ленина в символ, основной символ в системе символов. К символам относились различные ритуалы: демонстрации, которые становились грандиозными, гигантомания (любовь к большим объемам, к монументальному) сказывалась во всем, даже в искусстве.

И.В. Сталин не обладал ни блестящим умом и критическим мышлением В.И. Ленина, ни его ораторскими способностями. Однако люди не заметили подмены. И.В. Сталин начинал выступления с обращения «Братья и сестры», он умел выдерживать паузу, он умел оперировать информацией. Например, в одном из своих выступлений И.В. Сталин говорил: «Мир раскололся на два лагеря – лагерь империализма и лагерь социализма. Там, в их лагере, – Америка, Англия и др. с их капиталами, средствами вооружения, испытанными агентами, опытными администраторами. В нашем лагере – советская Россия с молодыми советскими республиками, с нарастающей пролетарской революцией в странах Европы, но без капитала, без испытанных агентов, без опытных администраторов, зато с опытными агитаторами, умеющими зажечь сердца трудящихся освободительным огнем».

И.В. Сталин предлагает массе не просто идентифицироваться, отнеся себя к «нашему лагерю». Сильная идентификация задается с помощью простейших слов и понятий.

 

Феномен влияния МАО Цзэдуна

Великий вождь китайского народа прекрасно понимал, что взаимодействие между лидером и массой сохраняется только в том случае, когда перед массой не прекращаясь, возникают все новые задачи. Проблема заключается в том, чтобы провозглашаемые цели и задачи были интериоризированы массой, другими словами, восприняты ею как жизненно необходимые для нее. Мао Цзэдун говорил: «Разве могут 800 миллионов людей жить, не борясь?». Это было не столько удивление, сколько озарение, что данную установку можно использовать, манипулируя массами.

Точно так же как Гитлер, китайский вождь использовал националистическую идею, подкрепив ее механизмом социального сравнения. К Началу 20-го века стало очевидным, что Восток отстает от Запада. В этих условиях идея в короткий срок превзойти в экономическом и военном отношении СССР и США, а значит, и все страны мира оказалась популярной.

Этнокультурные стереотипы, такие как высокий уровень коллективизма, патриархальность, конфуцианские идеи и др. – оказались великолепной основой для влияния на общественное сознание и общественное мнение. В этих условиях мог пройти любой, самый безумный лозунг. Так, в 1958 году в Китае началась очередная всенародная кампания, ее объектом стали комары, мухи, воробьи и крысы. Каждая китайская семья должна была продемонстрировать свое участие в кампании и собрать большой мешок, доверху наполненный этими вредителями. Таким образом, традиционный характер культуры, стереотипность мышления, позволила Мао Цзэдуну выстраивать свое отношение с общественным мнением, основываясь не на логике и убеждении, а на стереотипах.

Таким образом, каждый из четырех харизматических авторитарных лидеров, о которых речь шла выше, применял свои особые, свойственные только ему приемы влияния на массы, однако в целом эти приемы похожи. История любого харизматического лидера – это фактически история влияния на формирование общественного мнения, насыщенная целой гаммой сложных отношений: это и обида, любовь, ненависть, заигрывание и др.

Необходимо отметить, что в отличие от тоталитарных и авторитарных режимов, где существует послушная масса, в условиях демократии общественное мнение настроено критично, а диалог между ним и лидером строится на других принципах и имеет более интенсивный и сложный характер. Так, меняется «убеждающая среда», основная ее способность заключается в плюрализме мнений. Человек свободен в своем решении: присоединиться ли ему к какому-либо мнению или нет. Но тем самым он усложняет себе задачу, так как свобода мнений всегда предполагает выбор.

 


Информация о работе Феномен влияния харизматического лидера на общественное мнение