Федерация как форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Если говорить о типологии государств, то современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Политический анализ типологии государств зависит от того, по какому критерию проводится их классификация. Одним из критериев классификации форм государственного устройства выступает национально-территориальная организация государств. В соответствии с ним государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедерации. Остановимся на вопросе устройства федеративного государства подробнее.

Содержание

Введение 3
1. Федерация как форма государственного устройства 4
2. Классификация современных федераций 6
3. Характеристика договорных и конституционных федераций 9
4. Специфика российского федерализма 11
Заключение 16
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

К.р по политологии - копия.docx

— 42.21 Кб (Скачать файл)

В составе Российской Федерации  в соответствии со ст. 65 Конституции  РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

1. Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство системы государственной власти. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики. Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

3. Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации.  Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты Российской Федерации обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом Российской Федерации прав и обязанностей. Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

1) в ст. 5 Конституция РФ  называет республики государствами,  предоставляя им право иметь  свои конституции. Остальные субъекты  Российской Федерации вправе  иметь только уставы. Конституция РФ устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

2) в соответствии со  ст. 68 Конституции РФ республики  вправе устанавливать свои государственные  языки. Такое право не предоставлено  автономной области и округам,  также образованным по национальному  признаку;

3) республики в соответствии  с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации  от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве  Российской Федерации» вправе  иметь свое гражданство: граждане  Российской Федерации, постоянно  проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики;

4) ст. 66 Конституции РФ  предусматривает, что автономные  округа могут входить в состав  края или области, то есть  находиться в составе иного  субъекта Российской Федерации.  При этом территория и население  автономного округа включаются  в состав территории и населения  края или области;

5) практика заключения  двухсторонних соглашений о разграничении  предметов ведения и полномочий  между Российской Федерации и  субъектами Российской Федерации.  Такие договоры заключены не  со всеми субъектами Российской  Федерации и, таким образом,  отношения с одной группой  субъектов регулируются помимо Конституции РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов руководствуется только Конституцией РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами Российской федерации существенно различается между собой.

4. Равноправие и самоопределение народов в Российской  Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории Российской Федерации граждан (независимо от национальности).

5. Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти  Российской Федерации и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений.

Исходя из исследований современных  российских ученых, можно констатировать, что в России сложилась специфическая  федеративная система, которой присущи  следующие черты:

– смешанный этнотерриториальный  характер построения федерации, чреватый этноконфликтами;

– асимметричность масштабов  федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;

– неравенство статусов субъектов федерации (различия между  республиками и другими субъектами, наличие субъектов федерации, входящих одновременно в состав других субъектов);

– экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по условиям жизни  и труда граждан, по степени эффективности  социальной инфраструктуры, по удельному  весу и роли демократических институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений электората;

– дотационность большинства  субъектов федерации, а, следовательно, их зависимость от субвенций федеральной  власти; 

– авторитаризм региональных элит, меньший, чем в центре, контроль над их деятельностью со стороны гражданского общества и правовых институтов;

– неоправданно высокая  роль субъективного фактора, когда  личные качества главы региона и  его персональные связи в центре во многом определяют отношение федеральных  властей к региону и тем  самым - социальное и экономическое  положение проживающих в нем  граждан.

Учет перечисленных особенностей российского федерализма представляет собой непременное условие позитивного  решения проблем, связанных с  совершенствованием взаимоотношений  «центр – регионы» в публичной сфере.

Для российского федерализма  характерно соединение национально-государственных и территориальных принципов формирования федеративного государства. При таком подходе учитывается, что на протяжении веков Россия была и остается полиэтническим государством, взаимодействием и даже союзом более сотни народов.

Все больше исследователей и политиков полагают, что реальный российский федерализм должен представлять собой территориальную форму  демократии, строгое разграничение  функций и собственности между  федеральной и региональной властями, все большую передачу властных функций  и финансов для их выполнения из центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию полномочий и использование средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Демократизация общественной жизни в России требует федерализации отношений между центром и регионами. Федерализм - это залог целостности государства, так как регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие. Демократизация политического режима и активизация гражданского общества будет способствовать возрождению российского федерализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Федерация как форма государственного устройства