Утопические идеи Т.Компанелы в работе «Город солнца»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Итальянский социалист и монах-доминиканец Томмазо Кампанелла (1568-1639) изобразил свою утопию в книге «Город Солнца». Т. Кампанелла стал создателем коммунистической утопии, причем старался реализовать свои идеи на практике. В 1598-1599 гг. Т. Кампанелла возглавил заговор против испанского владычества в Калабрии, но был схвачен и около 27 лет провел в тюрьмах.

Вложенные файлы: 1 файл

Денис.docx

— 51.98 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования Республики Беларусь

Частное учреждение образования «БИП-Институт правоведения»

Гродненский филиал

 

Кафедра философии, политологии и психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

Политическая идеология

 

На тему:

Утопические идеи Т.Компанелы в работе «Город солнца»

 

Выполнил:

Студент 3 курса 2 группы

Заочное отделение

Специальность «Политология»

 

_______   Будницкий Д.Н.

 

Научный руководитель:

 

________ Комарова

Кандидат юридических наук, доцент

Гродно 2014

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Итальянский социалист и монах-доминиканец Томмазо Кампанелла (1568-1639) изобразил свою утопию в книге «Город Солнца». Т. Кампанелла стал создателем коммунистической утопии, причем старался реализовать свои идеи на практике. В 1598-1599 гг. Т. Кампанелла возглавил заговор против испанского владычества в Калабрии, но был схвачен и около 27 лет провел в тюрьмах.

«Город Солнца» Кампанеллы занимает   в   истории   социальных   идей значительное место. Несомненное влияние этой книги было вызвано в XVII и XVIII веках.

Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутое передовым мыслителям того времени Томмазо Кампанеллой, который подобно Мюнцеру выражал интересы угнетенных народных масс. Идеи утопического социализма смутно предвосхищали будущее. Рост общественного неравенства, угнетение трудовые масс, усилившиеся период, первоначального накопления капитала", вызвали стремление к коренному переустройству современного им общества организации идеального общества и государства, в которых бы отсутствовали частная собственность, насилие и эксплуатация человека человеком.

В сочинениях утопических социалистов были по-новому поставлены вопросы государства и права К Маркс называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии"

Политическая идеология утопического социализма в лице Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии. И это понятно. Критика и отрицание общественного строя, основанного на частной собственности, и обоснование преимуществ строя, основанного на общности имуществ, не могли не привести и к качественно новым взглядам на государства, хотя, разумеется, у утопических социалистов встречается немало ссылок на политических мыслителей прошлого для аргументации своих идеалов в области государства и права.

Кампанелле присуще понимание того, что угнетательская природа государственности создана с наличием частной собственности. Но это вынуждает его искать тот политический идеал, который должен быть осуществлен в обществе, где ликвидирована частная собственность. Потому не случайно, что Кампанелла связывает будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении дедами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации — все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма.

В его работе рассматриваются и вопросы о деятельности-будущего идеального государства по организации производства и распределения в интересах всех членов общества, подвергаются критике агрессивные войны и анализируются многие другие вопросы внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность.

Полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, признаваемый   всеми   делом   почетным, общественная   организация производства и распределения, трудовое воспитание граждан – таков основной комплекс социальных идей Кампанеллы. Именно эти идеи и позволили «Городу Солнца» пережить три столетия, находя для него читателей и почитателей.

У Кампанеллы идеалом представляется общество, где жизнь граждан согласуется с интересами общества и человек сам фактически не решает, что ему делать.

Город Солнца Кампанеллы предлагает альтернативу существовавшему в то время обществу. В процессе повествования автор рассматривает нормы поведения, морали, государственности в «идеальном» обществе, но по сути не меняя существующего общественного строя. Именно поэтому для связи с Богом жителям в городе Солнца необходимы жрецы.

Особого интереса заслуживает предложенная реформа системы образования, способствующая формированию всесторонне развитого, полноценного человека. Так же даются предпосылки к созданию общего универсального языка, способного связать вместе все науки и искусства.

Цель данной работы: рассмотреть утопические идеи Т.Компанеллы в работе «Город Солнца»

         Для достижения данной цели, в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть работу Т.Компонеллы «Город Солнца»».
  2. Выявить основные утопические идеи в работе Т.Компонеллы «Город Солнца»».
  3. Описать управленческую пирамиду в работе Т.Компонеллы «Город Солнца»».
  4. Проанализировать общественную жизнь в работе Т.Компонеллы «Город Солнца»».

 

 

 

 

 

 

Глава 1.ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА ГОСУДАРСТВА СОЛЯРИЕВ

  1. Жизнь в общине.

Если учесть, что основной идеей каждого утописта было всеобщее равенство, то можно представить, как невыносимо для них было расслоение общества того времени. Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло.

В «Городе Солнца» автор доводит идеи социального равенства до крайностей. Кампанелла говорит, что каждый исполняет работу «сообразно со своей природой», в труде таким образом человек не губит собственную индивидуальность а сохраняет ее. Производство организуется так, чтобы людям работалось всегда «с радостью». Мастерские соляриев – это общественные мастерские, где торжествует новый способ производства, основанный на обобществлении собственности, всеобщем коллективном труде и справедливом распределении материальных благ. В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Можно предположить, что в результате появится посредственный военный и посредственный крестьянин. Ведь уметь делать всё нельзя. К тому же Кампанелла совершенно не учитывает индивидуальные особенности людей: один может быть прирожденным военным и плохим крестьянином, другой - слабым физически и плохим воином. Всех этих людей Кампанелла кидает в одну кучу. [4]

Жители города Солнца - марионетки, винтики системы, лишенные права на выбор. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. «Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными».

К сельскохозяйственным работам привлекаются все граждане (независимо от их желания). Четырехчасового труда оказывается достаточным, чтобы удовлетворить все потребности общества. Получается интересная вещь: вместо того, чтобы поработать приемлемые 8 часов и произвести в 2 раза больше, сделав свою страну в 2 раза богаче, люди половину дня бездельничают. Получается, что страна, вместо того, чтобы процветать, пойдет на поводу лени людей и произведет в 2 раза меньше. Но, в принципе, если человек захочет помочь Родине произвести больше - почему бы ему не позволить работать на благо страны сверх нормы? Нет, тогда будет нарушен принцип всеобщего равенства. Кампанелла пишет: «Распределение всего находящегося в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить».

Всеобщее участие в труде, который из проклятья стал почетным и уважаемым делом, -- важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Солярии того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела.

Никакой труд не является позорным в обществе соляриев, никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.д. Всякую службу называют они учением… Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную. Самые тяжелые ремесла, например, кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими, тем более что наклонность к ним обнаруживается от рождения, а благодаря такому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы.

Труд в известном смысле реабилитируется: он перестает быть уделом угнетенных. А участие в труде всех обеспечивает возможность резко сократить рабочий день и избавить работающего от чрезмерного перенапряжения. Использование же человека в общественном производстве сообразно с его природными наклонностями делает труд привлекательным. Люди обретают радость труда.

Кампанелла ясно сознавал, что в условиях, когда ликвидирована частная собственность и потребление организовано на коммунистических началах, вопрос о том, кто станет выполнять самые непривлекательные и грязные работы, сам по себе не решится. Воплощение в жизнь принципа каждый работает сообразно со своей природой многое решало, но не все. Воспитание подрастающего поколения в духе трудовой дисциплины и наказания нерадивых проблемы тоже не решало. Упор, по мысли Кампанеллы, следовало делать на моральные факторы.

Существует у соляриев и разделение труда, прежде всего связанное с биологическими особенностями людей. Хотя женщины воспитываются и обучаются наравне с мужчинами, они освобождаются от особенно тяжелых видов работ. … никто не вынужден участвовать в труде, губительном для личности, а только в труде, сохраняющем личность.

В обществе, избавленном от эксплуатации, свободный труд, соответствующий природным наклонностям человека, не только служит самовыражению личности, но и является оплотом сохранения индивидуальности.

Итак, рассмотрим основные принципы устройства государства и общества, на которые опирается Кампанелла, создавая свой идеальный «город Солнца».

  1. Социально-экономические основы организации общины Города солнца.

Основной идеей утопии всегда является социальное равенство. Достичь социального равенства. Кампанелла пытается при помощи упразднения частной собственности (считая ее причиной всех бед в обществе, так как она порождает личный интерес и пренебрежение к интересам общества в целом и других людей в частности). Таким образом, общественно-политический строй в государстве соляриев, основывается на равенстве и обобществлении собственности (что выступает инструментом для уравнения граждан). [5]

Общественная собственность.

Общественная собственность как главная идея социального равенства, является основой каждого аспекта жизни граждан города Солнца – абсолютное отсутствие частной собственности (не исключая предметы личного пользования и еды), отсутствие института семьи (общность жен), всеобщий и обязательный труд, организация распределения и трудовое воспитание.

  1. Общественный труд в Городе Солнца.

Всеобщий труд – одно из важнейших условий социально – экономического строя города, которое освобождает общество от подневольного труда и полностью обеспечивает государство рабочей силой.

Работа распределяется между жителями в зависимости от пола, возраста, физических возможностей и природных склонностей человека, к тому или иному виду труда (это определяется расположением звезд во время рождения каждого человека), что делает этот труд интересным и естественным, а потому исполняется с радостью и на совесть, и признается делом почетным. К работам привлечен каждый житель города - от молодежи до старцев и инвалидов, и это дает возможность государству обеспечивать себя всем необходим (и даже с избытком), при этом сократив рабочий день, чтобы люди не перенапрягались. «...Обязанности, художества, труды и работы распределяются между всеми, каждому приходится работать не больше четырех часов в день».

Не смотря, на установленное в «городе Солнца» равноправие, существует разделение труда, которое в первую очередь связано с биологическими особенностями людей. Хотя солярии, независимо от пола, воспитываются и обучаются совместно и равнозначно, некоторые виды работ разделяются на женские и мужские, а так же учитываются увечья и беременность.

Всеобщий труд залог подлинного процветания как государства, так и всех его граждан. Трудиться человеку необходимо не только из экономических соображений: безделье губит человека и физически, и нравственно. Кампанелла убежден, что некоторые болезни возникают от недостаточной работы.

Хотя самым благородным в Государстве Солнца считалось наряду с военным делом земледелие и скотоводство, тем не менее Зайбт (Seibt) называет утопию Кампанеллы аграрно-коммунистической. Деревня как таковая в ней сколько-нибудь значительной роли не играет, ибо все основные экономические функции ее жителей, заключающиеся в обеспечении государства продуктами питания и сырьем, переданы городу. Сельское хозяйство ведется руками городских жителей.

Занятие сельским хозяйством одна из первейших обязанностей граждан Города Солнца. Обработкой полей, уходом за посевами и скотоводством занимаются все городские жители. Но все ли? Или кому-то делается исключение? Есть ли основание утверждать , будто элита освобождена от участия в сельскохозяйственных работах, обязательных для всех остальных? Имеется в виду не поголовный и одновременный выход всех в поле рациональная организация хозяйства вовсе этого не требовала, -- сколько сам принцип, в силу которого определенные лица освобождаются от сельского труда по своему положению.

Информация о работе Утопические идеи Т.Компанелы в работе «Город солнца»