Уровни и типы политического сознания. Массовое политическое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

Изучение социологическими методами политической деятельности и политического поведения различных социальных групп предполагает выяснение в этом роли массового политического сознания. Хотя участие в политической жизни, в тех или иных политических движениях и может носить стихийный характер, значение массового (группового) сознания всегда велико. От его состояния, господствующих в нем идей и настроений зависит чрезвычайно много.

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Политическое сознание.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Изучение социологическими методами политической деятельности и политического поведения различных социальных групп предполагает выяснение в этом роли массового политического сознания. Хотя участие в политической жизни, в тех или иных политических движениях и может носить стихийный характер, значение массового (группового) сознания всегда велико. От его состояния, господствующих в нем идей и настроений зависит чрезвычайно много.

Целью моей работы является определение уровней и типов политического сознания, в том числе и определение понятия «массовое политическое сознание».

Уровни и типы политического сознания. Массовое политическое сознание.

Политика, политические отношения являются частью общественного бытия. Соответственно и политическое сознание выступает как отражение в духовной жизни людей в первую очередь их политического бытия — всего разнообразия политической жизни, политических процессов и явлений.

Как и сознание в целом, политическое сознание может принадлежать только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений. Как известно, субъектами политики выступают индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Они и являются социальными носителями политического сознания. Исходя из этого, различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества в целом.

Политическое сознание не только системно по своему характеру, но и имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания — это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений.

В структуре политического сознания можно выделить такие уровни, как обыденный, эмпирический и теоретический.

Обыденный уровень политического сознания — это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия будничной общественной жизни.

Характерной его особенностью является эмоционально-рассудочное осмысление действительности. Имея дело главным образом с внешними проявлениями политических процессов, обыденное сознание, как правило, не проникает в их сущность, не поднимается до понимания их глубинных противоречий и закономерностей. Поэтому в содержательном отношении оно характеризуется размытостью, отрывочностью и несистематизированностью представлений о политических явлениях. Однако его простая логика, основанная на так называемом «здравом смысле», служит достаточно надежным ориентиром в происходящих политических событиях.

Обыденное политическое сознание является важным предметом изучения в социологии политики. Реальное состояние обыденного политического сознания обусловлено историческими, социальными, национальными, классовыми, возрастными и другими особенностями социальных субъектов. На него оказывает влияние состояние дел во всех сферах жизни общества.

Подвергая рассмотрению этот уровень политического сознания, следует предостеречь от традиционно необоснованного отрицательного отношения к нему. В политике обыденное сознание играет весьма существенную роль, его качественным состоянием предопределяются важные решения.

Серьезный политик не может его игнорировать. Дело в том, что обыденное сознание, будучи исторически первичным способом идеального отражения действительности, служит источником накопления реалистических элементов знания, выполняет особую функцию в структуре общественного сознания — воспроизводит в формах повседневного знания все богатство жизни общества и складывающихся в нем отношений. Дополняясь за счет других способов духовного освоения мира, обыденное сознание, конечно же, обогащается новой информацией, структурно усложняется, но при этом остается самим собой, поскольку его функции не берет на себя ни один другой уровень сознания.

В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания можно квалифицировать такой феномен, как общественное мнение.

Под общественным мнением понимается исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни.

Общественное мнение не идентично совокупности различных мнений, высказываемых лицами или группами, из которых состоит общество. Простая сумма частных мнений есть конгломерат всевозможных взглядов по различным вопросам политики.

Общественное мнение — конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества. Из первоначально единичных или немногих совпадающих суждений в определенных условиях может возникнуть общественное мнение. Но для того, чтобы суждение по политической проблеме приобрело характер общественного, необходимо, чтобы оно имело достаточно широкое распространение, чтобы его разделяли очень многие люди.

Оценивая роль общественного мнения в политической жизни, необходимо иметь в виду, что как форма сознания оно есть в большей мере продукт эмоциональной, нежели рационально-познавательной деятельности.

Оно возникает не на основе тщательной интеллектуальной работы и опытного подтверждения складывающихся представлений, а в результате целенаправленного воздействия главным образом средств массовой информации (телевидение, радио, газеты) на эмоциональную сферу людей. Поэтому общественное мнение зачастую искаженно истолковывает политические явления или просто выступает в качестве предубеждения людей, которые непоколебимо уверены в своей правоте.

Вместе с тем, предубеждения имеют чрезвычайно широкое распространение в политической жизни. Их главной чертой является то, что они не обосновываются рационально, а рассматриваются их жертвами как неоспоримая истина. В качестве примера можно привести харизматический тип лидерства, когда только вера народа в своего избранника дает лидеру неограниченную возможность реализовывать свою власть.

Однако, несмотря на это свойство общественного мнения, политическая жизнь без него немыслима. В сущности, оно является политическим содержанием коллективной воли и в этом своем качестве становится необходимым моментом функционирования самой политической системы.

От направленности общественного мнения в значительной мере зависит успех усилий правящей политической группы по достижению поставленных целей. Именно поэтому во всех государствах между различными политическими силами ведется борьба за монопольное влияние на органы, формирующие общественное мнение: печать, радио, телевидение, партии, парламент. Не напрасно средства массовой информации зачастую образно называют четвертой властью, так как им принадлежит решающая роль в формировании общественного мнения, что очень важно для обеспечения успеха той или иной политической силе.

Обыденное политическое сознание иногда отождествляют с массовым сознанием. Это не совсем правильно. Понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание» выражают различные грани общественного сознания, и, как таковые, они различаются по своим носителям и содержанию.

Обыденное политическое сознание имеет конкретных постоянных носителей — индивиды, социальные группы и общности — и характеризуется относительно устойчивыми чертами. В структуре политического сознания, носителем которого является общество, народ как целое, также присутствует обыденный уровень. Специфика же собственно массового сознания, его содержание и функциональные свойства обусловлены особой природой его носителя — массы.

В политической литературе термином «масса» принято обозначать возникшее по тем или иным обстоятельствам неопределенное в количественном и качественном отношении, разнородное по своему составу и не оформленное в структурированную целостность множество людей. Несомненно, что масса есть особая общность, не тождественная ни народу, ни социальной группе, ни классу. Такая общность также вырабатывает свои представления об окружающей ее социальной действительности, и потому она выступает носителем специфической формы общественного сознания — массового.

Функциональная роль массового сознания состоит в обеспечении возможности данной совокупности людей ориентироваться в тех конкретных жизненных ситуациях, в которых она действует. Массовое сознание проявляется в сферах производства, потребления, досуга, спорта, политики и т.д. 0но имеет место ровно столько, сколько существует то социальное образование, которое порождает данный тип сознания. Иногда такое сознание составляет доминирующий компонент представлений и «классических» групп общества.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании отражаются знания, представления, нормы и ценности, разделяемые возникшей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов. Оно является результатом совместного восприятия в процессе непосредственного и опосредованного общения людей информации о происходящих (мнимых или действительных) событиях, процессах, явлениях социально-политической жизни.

Большинство исследователей, характеризуя особенности массового сознания, указывают на наличие в нем таких черт, как неустойчивость, иррациональность, алогизм, отсутствие здравого смысла, функционирование в режиме подсознания. Эта черта наиболее отчетливо проявляется при манипуляции общественным мнением, а также в случае утраты властями контроля над ситуацией.

Эмпирический (от греч. emреiria — опыт) уровень политического сознания — это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников.

Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах.

Вместе с тем обыденный и эмпирический уровни политического сознания недалеко отстоят друг от друга. Хотя они не тождественны, но между ними есть немало общих черт. Обоим им присущи такие ярко выраженные психологические черты, как чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Психологический компонент политического сознания особенно сильно проявляется в периоды политической нестабильности, в кризисных ситуациях, в переходные периоды общественного развития.

Теоретический уровень политического сознания — это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Он выступает как система взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о закономерных существенных связях и отношениях политической действительности. Содержание политического сознания на теоретическом уровне закрепляется в форме научных понятий и категорий, а также социально-политических теорий, учений, концепций и доктрин.

Теория (от греч. theoria — наблюдение, исследование) в широком смысле слова — это комплекс достоверных представлений, принципов, объясняющих какие-либо явления.

В более узком смысле теория есть высшая, опытно обоснованная, логически непротиворечивая система знания, дающая целостное представление о существенных свойствах, закономерностях, причинно-следственных связях, определяющих характер функционирования и развития определенной области реальности.

Соответственно и политическая теория выступает как наиболее целостное, высокой степени достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях, присущих политической действительности. Развитая политическая теория (наука) — это не просто механическая сумма достоверных знаний о политических процессах и явлениях, она содержит в себе определенный механизм построения этого знания, раскрывающий логическую зависимость одних его элементов от других, одних категорий и понятий от других. Сформированная на основе обобщения общественной практики, политическая теория является наиболее совершенной формой научного обоснования практической политической деятельности. В качестве примера такого внутренне систематизированного знания о политической действительности можно рассматривать становление и развитие политологии как научной и учебной дисциплины.

Политические или социально-политические концепции, учения и доктрины по сравнению с теорией являются более узкими по своему предмету и менее глубокими по уровню обобщения формами отражения политической действительности.

Например, концепция (от лат. сonceptio — понимание, система) — это определенный способ понимания, трактовки какого-либо политического явления или процесса, основная точка зрения на тот или иной вопрос.

Этот термин употребляется также для обозначения ведущего замысла в политической деятельности. Учение есть совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений политической действительности. В некоторых случаях учением называют систему социально-политических воззрений того или иного мыслителя (например, учение Платона, учение Макиавелли, учение Маркса и т. д.).

Политическая доктрина (лат. doktrina — учение) чаще всего выступает как более или менее последовательно изложенная концепция, совокупность взаимосогласованных принципов подхода к рассмотрению политических явлений и к организации политической деятельности. Доктрина нередко служит средством борьбы за власть, интеграции членов политического движения. Термин «доктрина» иногда употребляется и для обозначения политических взглядов, для которых характерны оттенки схоластичности и догматизма (отсюда и происходят выражения «доктринер», «доктринерский», «доктринерство»).

Ошибочным было бы полагать, что свои политические интересы социальные субъекты осознают только в понятиях и категориях научной теории, концепции или доктрины. Этот процесс осуществляется и посредством представлений обыденного сознания. В противоположном случае было бы невозможным участие в политическом действии широких масс людей, не имеющих соответствующей теоретической подготовки.

Однако только на уровне теоретической концепции возможно отражение во всей полноте интересов различных социальных общностей. И только теоретическая концепция, то есть систематизированная сумма социально значимых идей и представлений может явиться мобилизующим фактором серьезных политических действий.

Понятие «тип политического сознания» используется для характеристики существенных особенностей отражения в сознании различных категорий людей политических явлений и связанного с этим своеобразия их отношения к политической действительности.

Подобное своеобразие закрепляется в политических позициях, занимаемых различными субъектами общественных отношений и проявляющихся в тяготении к специфическому или постоянному политическому поведению. Особое значение здесь приобретает момент повторяемости, в ходе которого только и могут проявиться истинные политические взгляды и убеждения людей, реальный уровень и характер их политического сознания. Нет иного способа выявления особенностей политического сознания людей, кроме анализа их реального политического поведения.

Информация о работе Уровни и типы политического сознания. Массовое политическое сознание