Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:02, контрольная работа
В условиях современного мира ее внутренние источники разложения связаны прежде всего с распадом экономических и социальных основ самовыживания. Социальная база тоталитарных режимов узка и не связана с
повышением общественного положения наиболее инициативных и перспективных слоев общества. Действуя только мобилизационными методами, тоталитаризм не способен черпать необходимые для общественного прогресса человеческие ресурсы. Складывающаяся в этих обществах крайняя напряженность статусного соперничества, ненадежность повседневного существования личности, отсутствие безопасности перед лицом репрессивного аппарата ослабляют поддержку данного режима. У последнего же, как правило, отсутствует способность к критической саморефлексии, способной дать шанс для поиска более оптимальных ответов на вызовы времени.
Введение
1. Из истории термина «тоталитаризм»
2. Идейные истоки и предпосылки тоталитарного политического режима.
3. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве
4. Однопартийная политическая система - как средство осуществления политической власти
5. Общественно-политическое движение – основа существования тоталитарного режима
6. Террор – логическое продолжение тоталитарной пропаганды
7. Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве.
8. Разновидности тоталитарного режима
9. Заключение
Список литературы
традиционно-общинный коллективизм . Адресаты у различных движений , слои
на которые они упираются , тоже отличаются: в России, у большевиков это
были пролетариат и беднейшее крестьянство, у нацистов Германии – служащие и
мелкая буржуазия, пострадавшие от экономического кризиса. В любом случае
интересы и нужды этих слоев очень мало связаны с задачами таких движений и
нужны им лишь как предлог для прихода к власти.
У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличительные
черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже
физически уничтожить несогласных или их насильственно перевоспитать в
духе правильного учения, все остальные идей, их плюрализм они рассматривают
как заблуждение или сознательную ложь Им присуще стремление к
«математическому безошибочному всеобщему счастью».
3. Абсолютная концентрация
отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве.
Отталкиваясь от результатов анализа, прежде всего тоталитарных структур
гитлеровской Германии и сталинского СССР, которые можно назвать
"тоталитарным максимумом"[5], выделим пять основных признаков
тоталитаризма. Поскольку в настоящем исследовании мы исходим в первую
очередь из анализа "тоталитарного максимума", то и все эти признаки
являются в определенной степени идеальными и проявляются в различных
тоталитарных режимах в неодинаковой степени, вплоть до тенденций.
Итак, первый признак - абсолютная концентрация власти, реализуемая через
механизмы государства и представляющая собой этатизм, то есть вмешательство
государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в
высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления
непременно представляет собой автократию, для которой характерны:
. Соединение исполнительной и
законодательной власти в
фактическом отсутствии
. Принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического
типа.
Тоталитарное государство не могло и не может стать правовым, то есть
таким, где суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались.
Такого государства система не приемлет. Незыблемость суда и торжество
законности неизбежно открывали путь появлению оппозиции.
Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные режимы ставили
одно, но решающее условие: пользоваться ими можно было исключительно в
интересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало бы
поддержку их владычества.
Отсюда
вытекала необходимость
монополии правления. Главным образом по этой причине законодательная власть
не могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это как
раз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество правителей.
Точно так же практически невозможно было отделить власть полицейскую от
судебной.
Так
зачем в таком случае
прикрывалась законностью?
Кроме
внешнеполитических и
тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он
опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но
в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или
"врагов рейха".
В силу
вышеизложенного политические
доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки права
заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого.
При
таком способе судить
Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские
процессы" -это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического
фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по
"разнарядке". Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых к
аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не
требовалось - нужно было лишь признание.
Работа полиции в СССР чрезвычайно упрощалась всемогущей 58-й статьей
Уголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой
статье было не её содержание, а то, что её возможно было истолковать
"расширительно", "диалектически". Один пример - пункт 3 :"способствование
каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССР
в состоянии войны". Этот пункт давал возможность осудить человека за то,
что, находясь под оккупацией, он прибил каблук немецкому солдату.[6] Но
главный принцип коммунистического суда выражен в одной фразе председателя
ревтрибунала г. Рязани (1919 г. ): "Мы руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей
революционной совестью. "[7].
Теперь подробнее о принципе "вождизма". Дело в том, что ко второму
десятилетию ХХ века республика с ее демократическими институтами еще не
стала привычной формой государственного устройства в большинстве
промышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства еще
сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй.
Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясений
и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном
начале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего
императора Вильгельма II в душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолини
этого сделать не смог, главным образом из-за существования в Италии всеми
признанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянском
обществе.
В Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественном
сознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось
плохо. Придя к власти, Франко восстановил монархию, но ...без монарха. В
1945 году испанский король в эмиграции издал манифест, осудивший диктатуру,
чем окончательно испортил отношения с Франко.
В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для
которых "вождизм" не является чем-то пришедшим извне. Он возникает из
низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в
вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной
нестабильности.
Пример - принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе
государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера.
Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в
строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своему
непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную
власть над своими подчиненными.[8]
Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и
связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер.
4. Однопартийная политическая
политической власти
Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая
никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно
связана с двумя моментами.
Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно
становится монистическая-единая, господствующая идеология, исходящая
исключительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или
критики. В самой партии также поддерживается идейное единство.
Основным методом монистической идеологии является массовая оболванивающая
пропаганда, базирующаяся на социально - классовой(СССР), расово -
националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы Хомейни)
демагогии. В годы консервации режима руководящая роль партии была узаконена
6-й статьей конституции СССР.
Весь механизм власти был сведен к следующему :политические структуры -
это исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах и
учреждениях партийцы либо непосредственно хозяйничали, либо держали
управление под своим надзором.
Достаточно
было центру провести
мгновенно приводился в действие весь государственно-общественный механизм.
А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки устраняли
"неисправность" -отклонение от общего мнения.
В последующем подробнее будет рассмотрена коммунистическая партия,
находившаяся у власти как в Советском Союзе, так и в странах Восточной
Европы.
Коммунистическая партия партией особого типа являлась не только потому,
что была централизованна, по-армейски дисциплинированна, стремилась к
определенным целям и т. п.
Между тем лишь в коммунистической партии идеологическое единство,
тождественность мировоззрений и взглядов были обязательны для всех без
исключения членов, хотя данный императив касался скорее головных органов и
высших инстанций партии. Тем, кто пониже, только формально было вменено в
обязанность соблюдать единство, "блюсти идейную чистоту своих рядов"; их
прямой задачей было выполнять решения. Однако и низы должны были усваивать
взгляды вождей.
Во времена Сталина идейное единство, то есть обязательное философское и
прочее, стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом
для всех компартий.
Раз в любой партии власть сосредоточена в руках вождей и высших
инстанций, то идейное единство как приказ несло с собой владычество центра
над умами рядовых партийцев.
Прекращение
всякой идейной борьбы в
обществе, так как общество целиком и полностью в ее власти, а внутри самой
партии - ни проблеска свободы.
Идеологическое единство-духовная основа личной диктатуры, которую без
него невозможно представить. Одно порождает другое.
Идеи -
плод творчества отдельных
осуществляемый с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям характер
закона.
Устранение идейной разноголосицы в среде высших руководителей
автоматически упразднило фракции и течения , а с тем и всякую демократию в
коммунистических системах.
В коммунизме возобладал принцип "вождь знает все»: идеологами партии
становились обладатели власти - партийной и прочей - вне зависимости от
скудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто
марксистом , а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра.
Коммунисты воспитывались на убеждении, что идейное единство, идейное
подчинение есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черное
злодейство.
В борьбе за власть над умами не гнушались никакими средствами, широко
применяли террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку по
обстоятельствам.
Конечно, Сталин знал , что Троцкий, Бухарин и Зиновьев никакие не
иностранные шпионы или предатели социалистического отечества. Но нужно было
свалить на кого-то вину за нерешенные вопросы, в частности
продовольственный, благо они еще и "чистосердечно" признались, и устранить
несогласных, инакомыслящих.
Идеологическое единство, прошедшее немало фаз и приобретшее на этом пути
разнообразные формы, было самой отличительной чертой партии
большевистского, коммунистического типа.
Во-вторых,
однопартийная политическая
отсутствием демократических институтов, таких как парламент, Советы
депутатов и др. , в результате чего достигалось тотальное отчуждение
индивида от политической власти.
Индивид мог получить политическую власть только вступив в партию и
"съев", "подсидев", то есть тем или иным образом устранив вышестоящего
сотрудника, тем самым заняв его кресло.
Возможное существование некоторых общественных организаций ничего не
меняло, так как они контролировались партийными и государственными
органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной
задачей которых было внедрение идеологических мифов в массовое сознание и
контроль за ним.
Отрицанием
демократических институтов
ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые стоят между индивидом и
государством, в результате чего происходит полное поглощение индивида