Тоталитарный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

Словосочетание «политический режим», в отличие от вида и формы государственного устройства, означает конкретный порядок ведения дел в государстве. Это характеристика, выражающая степень политической свободы, правовое положение личности, методы деятельности государственных органов. «Режим означает то целое, которое мы теперь имеем в жизненном облике общества, складывающемся из фрагментарных форм; режим означает одновременно формы жизни общества, стиль его жизни, его моральное состояние, строение общества и строй государства, образ правления, дух законов», - писал Л. Штраусс [4, с.115]. История знает три основных типа политических режимов, которые изучаются политологией: демократический, тоталитарный и авторитарный. В данном вопросе речь пойдёт о тоталитарном политическом режиме.

Содержание

1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима…………………3
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации……………………………………………………………..10
3. Сравнение основных типов политических режимов по критериям………16
Список использованной литературы…………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 52.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы перехода от  тоталитаризма к демократии. Концепция  политической модернизации

Самый сложный и многогранный по формам реализации тип политического режима — демократический. Слово «демократия» впервые получило широкое распространение в Древней Греции и обозначало «власть народа» (от греч. demos — «народ» и kratos — «власть»). Оно раскрывало содержание политической жизни ее городов-государств в условиях непосредственного правления свободных жителей полиса. Созданную греками политическую систему можно назвать первичной демократией или демократией городского собрания. Современная демократия — это более сложное, организованное явление, имеющее не столько общие, сколько принципиально отличные от греческой демократии признаки. Современный демократический политический режим возможен только там, где имеется развитое гражданское общество, где обеспечивается высокая степень участия граждан в различных сферах общественной жизни, осуществляется действенный контроль народа за реализацией власти представителями народа при верховенстве закона                 [2, с.112-113].

За последнее время много недемократических режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства.  Общий недостаток недемократических политических  систем  состоит в том,  что они не  были подконтрольны народу, а значит, характер  их  взаимоотношений  с  гражданами зависел,  прежде  всего,  от  воли  правителей. Надежно обуздать власть, гарантировать  защиту  граждан  от государственного произвола может  только  демократическая  форма  правления. Тем народам, которые готовы  к  индивидуальной  свободе  и  ответственности, ограничению  собственного  эгоизма,  уважению  закона   и   прав   человека, демократия действительно создает наилучшие возможности  для  индивидуального и общественного развития,  реализации  гуманистических  ценностей:  свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Тоталитаризм и демократия являются принципиально несовместимыми по определению, отсюда и трудности  перехода от одного типа политического  режима к другому, прямо противоположному. Переход  от  тоталитаризма   к   демократии,   пожалуй,   наиболее деликатная тема с политической точки зрения в сегодняшнее время. Современный этап исторического развития характеризуется тем, что в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма и авторитарных режимов. Накоплен многообразный опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции.

С точки зрения теории модернизации целью политического развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие основных решений. Политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов [8].

Возникновение концепций политической модернизации относится                    к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению к развивающимся странам. Её основой послужила теория модернизации, которая определила: направление развития: от традиционного общества к рациональному; пути реализации этого направления: научно-технический прогресс, социально-структурные изменения, преобразования нормативных и ценностных систем.

Существует два типа модернизации: первичная (оригинальная) модернизация – она присуща странам, которые совершают переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов;  вторичная (отраженная) – она свойственна странам, которые отстали в своем развитии и совершают «осовременивание» вдогонку [8].

Первоначально модернизация по существу сводилась к идее заимствования отсталыми странами Азии, Африки, Латинской Америки передовой технологии и способов и способов социальной организации у более развитых стран. Был распространен подход к модернизации как к всемирному процессу вытеснения традиционных форм универсальными формами современности, что, по существу, означало отождествление модернизации с «американизацией», «европеизацией». Процесс демократизации практически приравнивался к привнесению в жизнь общества уже сложившихся и функционирующих в развитых странах политических институтов и ценностей.

Учитывая многообразие уровней  социально-экономического развития, специфику  внутриполитических факторов, в конце 60-х годов, а затем и в последующие годы исследователи, во-первых, расширили географию изучения объектов модернизации (в последнее время в центре внимания находятся политические процессы постсоциалистического мира), во-вторых, сместили акцент на изучение проблем объективной обусловленности кризисов политических изменений, путей и форм их преодоления, в-третьих, политические процессы стали исследоваться с учетом их национального, культурного контекста.

В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера и  направлений политических изменений  в посттоталитарном мире. Центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода.

Среди закономерностей переходного  периода отмечается, прежде всего, в качестве исходного уровня – вызревание внутреннего кризиса тоталитаризма, который охватывает государственные институты и порядок их функционирования, а также политическую элиту. С политическим национальным кризисом общество может покончить при условии осуществления качественных изменений системы, а не отдельных частичных перемен и уступок со стороны устаревшего режима. Реформирование политической системы в направлении введения демократических институтов и норм, расширения (или установления) прав и свобод граждан; перерастание ограниченных реформ (если они имеют место) в глубокие и всеохватывающие, в результате чего к власти приходят и у власти закрепляются подлинно реформаторские силы, - таково главное содержание политического перехода к демократии. Конкретные особенности как политического национального кризиса, так и реформаторского процесса определяются спецификой общественно-политической ситуации, характерной для той или иной страны. При тоталитарном режиме государство поглощает гражданское общество. Оно стремится контролировать все стороны жизни людей, принуждает граждан к единообразию их социальных отношений, придавая им государственную идеологизированную форму. Большое различие политических процессов имеет место в тех странах, где утверждение демократических режимов связано со сменой социально-экономических систем: в странах Восточной Европы, в республиках бывшего Союза ССР [9].

Необходимо учитывать, что в  период модернизации приходят в движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений. Правящая элита может избрать один из вариантов действия: подавление путем насилия, юридическое признание оппозиции, не только формальное признание оппозиции, но и сотрудничество с ней. Кризис участия возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти. Одним из ключевых показателей эффективности и результативности политической системы является легитимность. Это понятие означает признание обществом правомерности официальной власти. Поскольку в ходе модернизации создается угроза статусу основных традиционных институтов, а динамизм изменения социальной структуры порождает такую ситуацию, что не все группы получают доступ к сфере принятия решений, то взаимодействие общества и власти может принять конфликтную форму, выливающуюся в кризис легитимности. Он означает отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти. Для обозначения ослабления способности государства проводить свою политику используется понятие кризис регулирования конфликтов, или кризис проникновения.

Одной  из  стран,  находящихся  на  пути   перехода   от   одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому),  является Россия. Обращение к теории политической модернизации в нашей стране вызвано потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного состояния современной России.

Россия на протяжении нескольких веков шла по пути неорганической модернизации или догоняющего развития. Но ни одна из ее попыток осуществить догоняющую модернизацию полностью не удалась, и если в технологическом и социокультурном плане историческая ситуация порой складывалась благоприятно, то задачи политической модернизации всегда оставались камнем преткновения для реформаторов. Незавершенность реформ объясняется двумя причинами: либо их не доводили до конца, либо за ними следовали контрреформы. Достаточно широко распространена теория цикличного развития России, суть которой наиболее емко выразил А.Л.Янов, писавший, что для России характерны «короткие фазы лихорадочной модернизационной активности с длинными периодами прострации» [10].

Исследователи рассматривают  модернизацию в качестве главного вектора развития России на протяжении последних веков, включая советский и постсоветский периоды, отмечая в свою очередь своеобразие российской модернизации. Особенностями политической модернизации в России являются сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций. Из-за слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в России, модернизация общества постоянно подменяется модернизацией государства - его военно-индустриальной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т. п. В итоге задачи форсированной военно-индустриальной модернизации государства, усиления его как мировой державы часто решались за счет антимодернизации, частичной архаизации и деградации общества.

Политическая модернизация в начале 2000-х гг. осуществляется в условиях более благоприятных: устойчивый экономический рост, политическая стабильность, постепенное повышение уровня жизни. Однако, для дальнейшего продвижения вперед по пути политической модернизации необходимо не только осознание необходимости реформ, политическая воля реформатора, но и глубинная трансформация ментальности российского общества, связанная с усвоением опыта европейской цивилизации модерна.

Сегодняшняя Россия является разрушающимся традиционным обществом, но ни у кого нет уверенности в том, что предлагаемые политической элитой цели, идентичности и стандарты поведения соответствуют требованиям современности. Мы имеем сегодня новые, демократические по форме, но слабые и пока не утвердившиеся окончательно политические и экономические институты. Складывающаяся в России институциональная система не гарантирует создание стабильно действующих демократических политических институтов, так как без массовой поддержки они не только не демократичны, но и не жизнеспособны. Поэтому выстраиваемая «властная вертикаль» должна дополняться «общественной горизонталью» - взаимодействием общественных и политических организаций, представляющих интересы различных слоев и групп. Такое сочетание вертикальных и горизонтальных связей, сопровождаемое социальной ответственностью чиновников и представителей бизнеса, которые, по выражению В.В.Путина, «обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ», может стать основой для успешного развития политической модернизации [10].

3. Сравнение основных  типов политических режимов по  критериям

Критерии

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль государства

Полное вмешательство  государства во все сферы жизни общества Государство стремится                         к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей

власти

Государство устанавливает жесткий контроль за политической сферой, но при этом не вмешивается  неполитические сферы, в частности, в экономику и личную жизнь граждан

Общество контролирует власть во всех её проявлениях, государство в свою очередь регулирует соблюдение прав и     свобод граждан

Характер        партийной       системы

Господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно          настроенных сил

При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, но лишь при условии                            их подконтрольности    властям

Многопартийная система, конкуренция в борьбе за власть, политический плюрализм

Развитость      гражданского          общества

Полностью поглощено государством, разрешено только то, что приказано властью

Государство не очень интенсивно вмешивается в жизнь гражданского общества, хотя и держит его под  контролем; гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать

серьезное воздействие на

государство

Реально существует и функционирует, разрешено всё, что не запрещено законом

Соблюдение прав и свобод человека

Полное несоблюдение прав и свобод человека. Террор, тотальное насилие Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства

Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям, но он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. Законы на стороне государства, а не личности. Политические права и свободы граждан ограничены

Провозглашаются и гарантируются социально-экономические  и политические права

Отношение к   рыночным            экономическим              механизмам

Командно-административная система управления экономикой, практически  полное огосударствление экономики

Ограниченное вмешательство в экономику, хотя имеется возможность влиять и на стратегию экономического развития, не разрушая при этом

механизмы

 рыночного 

саморегулирования

Регулируемая 

государством рыночная экономика

Идеологическая ситуация

Охватывает все сферы  общества идеология правящей партии, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения

Доминирует официальная  идеология, но допускаются и другие идейные течения. Культ личности вождя, который и определяет идеологию

Идеологические плюрализм, либеральные ценности


 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Политология: учебник / коллектив авторов; под ред. В.И. Буренко. – 2 изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 392 с.

2. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А.Горелов. – М.: Эксмо, 2009. – 256 с.

3. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. — 591 с.

4. Муштук О.З. Политология: Учебно-методический комплекс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.:  Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 384 с.

3. Огородников В.П., Сидоров  Н.М. Политология: Учебное пособие.  – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.

6. Тоталитаризм и его признаки. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/totalitarizm.html

7. Словарь по Истории  России. Тоталитарный режим в  СССР. – Режим доступа: http://rushist.clow.ru/4/information/521.html

8. ПолитНаука. Политология в России и мире. – Режим доступа: http://www.politnauka.org/

9. Причины кризиса тоталитарного  социализма в СССР. – Режим  доступа: http://istoriya-ru.ucoz.ru/publ/istorija_sssr/prichiny_krizisa_totalitarnogo_socializma_v_sssr/5-1-0-630

10. Политическая наука:  электронная хрестоматия. – Режим  доступа: http://politlogia.narod.ru/RAZDEL/POLIT_PROCESS/polit_process.htm

 


Информация о работе Тоталитарный политический режим