Тоталитарный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

Любой форме государственной власти присущи определенные методы, с помощью которых осуществляется внутренняя и внешняя политика. Совокупность этих методов создает и определенный политический режим, который определяется наличием отношений, применяемых властями средств и методов сложившимися отношениями государственной власти и общества, господствующими формами идеологии, социальными и классовыми взаимоотношениями, политической культурой. Одной из таких форм политического режима является тоталитаризм
Тоталитарный режим – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

Содержание

Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима………………………….…………………………...………………….…3
Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации.…………………………………….…………..…10
Сравнение основных типов политических режимов (таблица).…………...…16
Список использованной литературы…………………………………………...…18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по политологии.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, власть должна обладать способностью, реальными рычагами для защиты завоеваний демократии. Поэтому ряд политологов  склоняется к мысли о том, что  переход от тоталитаризма к демократии вполне возможен (допустим) через этап авторитаризма, концентрирующего в своих руках все основные рычаги власти.

В современном  мире многие страны решают проблему перехода общества от политически простых  к более сложным формам организации  политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для России. В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначаются терминами "политическое развитие" или "политическая модернизация" [6].

Первые концепции  политической модернизации появились  в 50-60-е годы ХХ в. в США. В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу, активное сотрудничество развивающихся стран с государствами Западной Европы и Северной Америки.

В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон. В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации:

- оригинальная  модернизация - был характерен для  США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному  общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.

- вторичная  модернизация - был характерен для  стран, отставших в своем развитии  и пытавшихся догнать передовые  более ускоренным способом за  счет использования опыта последних. 

Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.

Политическая  модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов, сопровождающих процесс политической модернизации [3]:

- идентичности (связан с проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта),

- легитимности (отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти),

- участия (возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти),

- проникновения (проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои директивы в различных областях общественной жизни),

- распределения (неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющее избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующее доступность основных социальных благ).

Общей причиной этих кризисов является характерное  для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными  ценностями, сосуществование новых  демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.

Высокая конфликтность  социальных и политических процессов  в условиях модернизации определяет необходимость постепенности проведения реформ, снижения влияния на процессы демократизации стереотипов традиционалистской политической культуры, а главное – повышение роли правящих и оппозиционных элит, их способности вести заинтересованный диалог и находить точки соприкосновения. В данном отношении российское общество испытывает определенные трудности, поскольку для него характерно не идеологическое (побуждающее элиты воплощать интересы широких социальных слоев), а корпоративное размежевание элит, свидетельствующее о преобладании во власти интересов кланов, олигархических группировок и т.д. Преодоление этого типа внутриэлитарных связей и обусловливает основные пути укрепления демократических тенденций в развитии нашей страны [3].

 

 

 

 

  1. Сравнение основных типов политических режимов по следующим критериям:

 

Критерии

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль  государства

Государство стремится                         к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни,                               к всеохватывающей власти

Государство устанавливает  жесткий контроль за политической сферой, но при этом не вмешивается                     во внеполитические сферы жизни

Общество контролирует власть во всех её проявлениях, государство  в свою очередь регулирует соблюдение прав и свобод граждан

Характер  партийной системы

Господство  одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил

При авторитаризме  возможно существование ограниченного  числа партий, но лишь при условии их подконтрольности властям

Многопартийная  политическая система

Развитость  гражданского общества

При тоталитаризме  начавшее формироваться гражданское  общество целенаправленно этатизируется (т.е. происходит огосударствление)

Государство не очень интенсивно вмешивается в  жизнь гражданского общества, хотя и держит его под  контролем; гражданское  общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство.

Развитое гражданское  общество, признание народа в качестве субъекта власти

Соблюдение  прав и свобод человека

Доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор

Авторитарный  режим может не прибегать к  массовым репрессиям, но он обладает достаточной  силой, чтобы в случае необходимости  по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

Государство гарантирует основные права и свободы человека

Отношение к рыночным экономическим механизмам

Командно-административная система управления экономикой, практически  полное огосударствление экономики

Ограниченное  вмешательство                 в экономику, хотя имеется возможность влиять и на стратегию экономического развития,                        не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования

Рыночная экономика, ограничение вмешательства государства                       в деятельность экономических субъектов

Идеологическая  ситуация

Принудительная  идеологизация всех сторон общественной жизни

Политический  лидер определяет идеологию

Диалог народа с властью, политический плюрализм (от лат. разные мнения)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Курьянов М.А., Наумова М.Д., Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: МГОПУ, 2005.
  2. Политология: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, А. С. Гречин, В. Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  3. Политология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  4. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.
  5. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: Учебное пособие. – М.: «Интерпракс», 1995.
  6. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Degt/_16.php

Информация о работе Тоталитарный политический режим