Толерантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

Категория толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-политических решений и действий и т.д. Выделяют разные формы толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике (А.П. Мчедлов).
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

Вложенные файлы: 1 файл

тол.docx

— 23.44 Кб (Скачать файл)

Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений  между педагогами и детьми. Учителя  должны личным примером показать образец  гражданственности, гуманного, уважительного  отношения к людям независимо от их национальности, вероисповедывания.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности  классному руководителю целесообразно  составить программу работы с  коллективом на основе изучения отношений  в классе, особенностей учащихся и  их семей, учитывая возраст детей. Так, для ориентира можно предложить один из вариантов программы для  подростков (10-14 лет, 5-9 классы), составленный А.А. Погодиной.

Возможно проведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе: первое - изучение объекта, в отношении которого формируется  толерантность; второе - развитие основных составляющих толерантности и взаимодействия. Предлагается начать воспитательную работу по формированию толерантности к  своей личности (5 класс). Осознав  себя, ученики переходят к пониманию  себя как субъекта семейной культуры, деятельность классного руководителя направлена на изучение семейной самобытности, формирование толерантного взаимодействия в семье (6 класс). Затем акцент делается на освоение культуры Малой Родины, своего этноса, а также на осмысление себя толерантным участником этой культуры: только человек уважающий свою культуру, будет уважать культуру других (7 класс). Далее предлагается работать над пониманием мультикультурности пространства России и формировать  толерантность к представителям народов России (8 класс). Завершающий  этап (9 класс) - постижение идей культуры мира и определение стратегии  толерантного взаимодействия в мировом  культурном пространстве. Соответственно тематику классных часов можно представить  следующим образом.

5 класс

1. Понимание себя: «Познай самого себя». Классные  часы: «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда  ли я хороший?»

Игровая программа: « Самый, самый, самый», «Гинесс-шоу».

2. Принятие себя. Классные часы: «Учись властвовать  собой»; «Хотеть - наполовину мочь».  Тренинговые занятия: «Комплименты»,  «Диалог с самим собой».

6 класс.

Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)

1. Я как член  семьи. Классные часы: «История  моего имени»; «Слово о моем  роде»; «Семейная реликвия». Праздник  именин, праздник бабушек и внуков.

2. Семейный лад.  Классные часы: «Домашний очаг»;  «Почитать родителей - первый  закон природы»; «Этика семейного  общения»; «Кодекс семьи». Коллективное  творческое дело «Вместе стар  и млад, так и в семье лад». Праздник братьев и сестер.

7 класс

1. Малая Родина. Культура моего народа. Классные  часы: «Я родом из…»; «История  моей улицы»; «Все мы соседи»;  «Традиции и обычаи моего народа».  Коллективное творческое дело  «Вот эта улица, вот этот  дом»; Праздник «Родной край»;  «Ярмарка народной игры». Игровая  программа «Ключ к пониманию».

2. «Солнце светит  всем». Классные часы: «Легко ли  быть не таким»; «Терпимое отношение  к людям»; «Атмосфера доверия  и доброжелательности»; «Основы  бесконфликтного общения». Коллективное  творческое дело «Мир нашему  дому». Праздник «Всегда все  вместе». Игровая программа «Пойми  меня».

8 класс

1. Культурно-национальное  пространство России. Классные часы: «Великая святорусская земля,  а везде солнышко»; «Великие  сыны России». Тренинг «Моя  твоя не понимает, или Премудрости  общения». Коллективное творческое  дело «Фольклорный калейдоскоп»; Праздник «С любовью в сердце  о России»; Викторина «Литературная  Россия».

2. Феномен российской  конкордации. Классные часы: «Где  не тронешь Россию - всюду рана»;  «Менталитет - зеркало нации»; «Проблемы  национального взаимодействия»;  Тренинг «Эмпатия - основа благоприятного  общения». Коллективное творческое  дело «Общение без границ».  Викторина «Культура отношений».

9 класс

1. Культура мира. Классные часы: «Человек - созидающий  или разрушающий»; «Грани сходства»;  «Диалог культур»; Коллективное  творческое дело «Мировое соглашение».

2. «Помни, что ты  человек!» Классные часы: «Жизнь  дана на добрые дала»; «Возведем  мосты, разрушим стены»; «Кодекс  мира». Праздник «Будем вместе  дружить». Викторина по правам  человека «Имею право». Безусловно  основу целенаправленной работы  по воспитанию толерантности  должна составлять организация  совместной деятельности и общения  детей, где проявляется и формируется  толерантность ребенка. Этой проблеме  будет посвящена статья в следующем  номере журнала «Ярославский  педагогический вестник».


Информация о работе Толерантность